Урок русского языка для 7 класса по теме «СПП с придаточными цели. Антонимы. А.С.Пушкин. Стихотворение «Гонимы вешними лучами»»


.класс: 9
Тема: СПП с придаточными цели.
Цель: объяснить связь главного и придаточного предложений, познакомить с вопросами;
Задачи: а) формировать у учащихся понятие о сложноподчиненном предложении с придаточными цели;
б) развивать устную и письменную, развивать навыки выполнения грамматических разборов, синтаксического и фонетического разбора;
в) прививать интерес к изучению русского языка, изучению языков, воспитывать трудолюбие, желание к расширению кругозора.
Вид урока: традиционный
Тип урока: комбинированный
Наглядность: карточки, стихотворение О.СулейменоваМежпредметная связь: казахский язык, английский язык, русская литература, устное народное творчество
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Психологический настрой на усвоение знаний и на работу в целом.
Ученики читают стихотворение А.С.Пушкина наизусть. Вопрос: Каков характер стихотворения, как читается стихотворение? Какая надежда звучит в нем? – жизнеутверждающий характер, вера во все хорошее, любить жизнь, учиться, работать, верить в будущее.
3. Опрос домашнего задания. А) по карточкам у доски.
Карточка №1. Поставь вопрос к придаточной части, разбери каждое простое предложение.
Если ты постоянно готовишься к урокам, то получаешь системные знания. Если хочешь развить логическое мышление, учи математику.
Карточка №2. Из двух простых предложений составь СПП.
У вас есть цель в жизни? Настойчиво идите к ней. Хочешь быть грамотным? Учи грамматику и орфографию.
4.Актуализация. Назовите три группы придаточных в СПП. К придаточным обстоятельственным относятся придаточные цели.
5.Новая тема. СПП с придаточными цели. Придаточное предложение указывает цель того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: зачем? для чего? с какой целью? Связываются чаще всего с помощью союзов чтобы, чтоб.
Образец разбора СПП с прид.цели.1.Чтобы сократить путь, он переплыл реку. 2 часть – главное предложение, он переплыл с какой целью? - чтобы сократить путь. 2. Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех.
6. Связь с казахским языком. Сказать правило и сравнить предложения на русском и казахском языках. Чтобы провести Неделю русского языка, мы разработали ее сценарий.
7. Устная работа с целью развития речи. – Когда в нашей республике отмечают месячник языков? Казахский язык – государственный язык, а русский? В школе вы изучаете три языка. Проверим ваши знания «Полиглот»
Білім – знание-….. ( на англ.языке), оқулық-учебник-…, сөйлем- предложение -..., өсімдік- растение - ..... Вопрос: какую роль играют растения в жизни человека? Как нужно за ними ухаживать? Ответы учащихся8. Письменная работа. Упражнение № 103. Из простых предложений составить СПП с придаточным цели. Мы очистили участок, чтобы можно было посадить цветы. ( вспомнить пословицы о труде: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда, Труд всему голова). Надо посадить дерево, чтобы оставить добрую память.( вспомнить похожую пословицу на родном языке). За яблоней нужно терпеливо ухаживать, чтобы выросли хорошие плоды. ( в названии какого города есть слово яблоко?) Алматы. А как назывался этот город раньше? Алмалы, Верный. Этот город является родиной казахстанской яблони.
9. Связь с литературой. Чтение стихотворения О.Сулейменова «Яблоки». Тема стихотворения: любовь к Родине, к родному краю, автор вспоминает арыки, улицы, гордится знаменитыми на весь мир яблоками.
10. Вспомнить раздел «Фонетика» , сделать фонетический разбор слова яблоко; синтаксический разбор простого предложния: Отец укрепил ветки яблонь.
11.Самостоятельная работа. Упражнение №107, 108 выполняют отдельные ученики.
12.Устная работа. Чтение текста «Язык и люди». Мы, люди самые счастливые, потому что наделены речью. Можем общаться с помощью языка, выражать свои мысли, петь песни. Это разговорная речь. А что нужно, чтобы говорить и писать грамотным, культурным языком. Нужно изучать язык! На какие типы делятся люди с точки зрения изучения языков? Трудно ли изучить язык? (прочитать ответ по тексту)
13.Закрепление. упражнение №106. Перевести предложения на казахский язык, используя СПП с придаточными цели.
14. Комментирование оценок.
15. Домашнее задание: упражнения №110 выучить стих, списать; №111.
Класс: 5
Тема: Антонимы
Цель: дать понятие об антонимах, об однокорневых и разнокорневых антонимах
Задачи: а) формировать у учащихся понятие об антонимах; научить подбирать антонимы к словам, употреблять в устной и письменной речи;
б) развивать устную и письменную, развивать навыки выполнения фонетических разборов, развитие памяти, мышления
в) прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать внимательность любовь к природе, желание к расширению кругозора.
Вид урока: традиционный
Тип урока: комбинированный
Наглядность: карточки, сюжетные картинки
Межпредметная связь: русская литература, устное народное творчество, с уроком рисования
Ход урока:
1 Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания. А) по карточкам -у доски.
Карточка №1. Сделай фонетический разбор слова: жара
Карточка №2. Сделай фонетический разбор слова: путь
Б) читают упражнение по тетрадям. Описать животных.
3.Актуализация. . Какие слова называются синонимами? Что такое лексика? Вы читали сказку «Иван Царевич и Серый волк», сравните волка из этой сказки с описанием волка в ваших тетрадях. Какой волк в сказке? Почему? Ответы учеников: Он добрый, помогает Ивану, отзывчивый, жалеет медвежат.
4.Новая тема. Антонимы.
Работа по сюжетным картинкам. Ансар не боится собаки. Он заступается за брата. Ансар- храбрый, а братик – трусливый. Дедушке семьдесят лет, он долго жил, дедушка – старый, а папа – молодой. Старший брат – выше, а младший брат – ниже. Сравните следующие антонимы: большой – маленький; интересный – неинтересный. Первые антонимы имеют разный корень и называются разнокорневыми, а вторые антонимы имеют одинаковый корень, такие называются однокорневыми антонимами. Записать антонимы в тетрадях. Чтение правила по учебнику стр53 и на стр.54.
5. Устная работа с целью развития речи. Работа по сюжетной картинке. Какое время года изображено на рисунках? Осень. На каком рисунке изображена ранняя осень, а на каком- поздняя? Почему? На 1 картинке погода спокойная, на деревьях еще есть листочки, небо спокойное, синее; ветра нет. Какие антонимы употреблены в вопросе?
6. Письменная работа. Записать словосочетания и подчеркнуть антонимы.
Толстый дуб – тонкая береза, высокий дворец – низкий домик, огромный лес – маленький садик.
7.Устная работа с целью развития речи. Чтение упражнения №120 в тексте говорится о лесе. Озаглавим «Осенний лес». Вопрос: какими красками рисует осень? Назовите имена прилагательные. ( странный лес, желтый лист, поблекшие травы и т.д. Выставка рисунков учащихся.
8. Вы нарисовали рисунки об осени. Вспомнить названия 12 месяцев. Расширение кругозора, прочитать текст из упражнения № 121.
9.Чтение диалога. Упражнение№123. Устно подобрать антонимы к словам: похладно, быстрее, грязно, конец, поздняя.
12.Знакомство с диалогической и монологической речью. Вы прочитали разговор матери с дочерью. Их двое. Разговор двух или более лиц назвается диалогом.
Послушаем речь ученика. Он рассказывает, делает сообщение на тему «Что такое устное народное творчество?» . Такая речь, когда говорит один человек, остальные его слушают называется монологом.
13.Закрепление. Подберите антонимы к словам: добрый -..., хороший -....., плакать -..., открыть - ...,
14. Комментирование оценок.
15. Домашнее задание: упражнения №126,128
Тема: А.С.Пушкин. Стихотворение «Гонимы вешними лучами» 7 класс
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Басня», познакомить с понятием «лирический герой»
Задачи: а) по теории литературы познакомить с понятием «лирика», как одним из основных родов литературы, указать на характерные особенности лирического произведения, познакомить с детскими годами А.С.Пушкина;
б) развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширение кругозора, выработка навыков выразительного чтения, развивать память;
в) прививать любовь к художественному слову, чтению книг, воспитывать любовь к родному краю, к земле;
вид урока: традиционный
вид урока: комбинированный
наглядность: видеофильм по басне С.Михалкова «Слон-живописец», слайды по творчеству А.С.Пушкина, сборник стихов поэта; слайды на стихотворения Абая о природе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
а) Ответы на вопросы: Для чего слон позвал друзей? Чего он боялся? Что хотел увидеть каждый из гостей?
б) просмотр видеофильма с чтением актера ( на помощь ученикам, как нужно читать реплику каждого гостя)
в) чтение басни учащимися.
3. Вывод ( прежде чем давать совет, нужно убедиться и быть уверенным, в том, что ты хорошо знаешь то, о чем тебя спрашивают; к советам нужно прислушиваться, но угодить всем и сразу невозможно, у каждого должно быть свое мнение) и связь с казахским языком. Вспомнить пословицу на казахском языке «Өз ақылым ақыл- ақ, кісі ақылы – шоқалақ». Итак, что же такое басня? Какой характар носит басня? - нравоучительный.
4.Чтение( инсценирование) басни И.А.Крылова «Стрекоза и муровей» по ролям.( это было дополнительное задание сильным ученикам). Чему учит эта басня?
5. Новая тема. Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Художественный образ в лирике». Познакомимся с детскими годами великого русского поэта А.С.Пушкина и прочитаем его стихотворение «Гонимы вешними лучами» (записывают тему в тетрадях)
А) опережающее задание : рассказ ученика о жизни поэта по слайдам (ученики записывают в тетрадях некоторые даты, названия стихотворенийй)
Б)рассказ учителя о стихотворениях поэта, понятие о лирических стихотворениях. Лирика – один из основных родов литературы, который отражает чувства, переживания человека. В центре авторского внимания – лирический герой, его переживания не описываются, а выражаются. (тема различная, но его любовь к природе сближает с творчеством Абая) слайды по стихотворениям Абая о временах года.( можно ученикам прочитать наизусть стихи Абая на родном языке)
В)знакомство с содержанием стихотворения6. Словарная работа. Вешний, окрестный, дань, келья, восковая, потопленные, в безмолвии ночей.
7. Фонетическое произношение под диктовку и постановка ударения: гонимы, с окрестных, мутными, потопленные, за данью, из кельи, восковой, в безмолвии.
8.Выработка навыков выразительного чтенич стихотворения. А) хоровое чтение за учителем; б) индивидуальное чтение учащихся9.Развитие речи и закрепление по вопросам:
-Как вы думаете, о начале или конце весны говорится? Ответы учащихся: о конце весны, потому что уже снега сбежали , глагол в прошедшем времени, леса уже зеленеют, долины сохнут и пестреют, стада шумят.
-Есть ли в стихотворении сравнение, эпитеты, т.е. художественное поэтическое определение ? (снега сбежали мутными ручьями, улыбкой ясною природа, природа встречает утро, стада шумят, соловей поет)
10.Расширение кругозора. А.Пушкин написал роман в стихах «Евгений Онегин» , с романом вы познакомитесь в старших классах. В романе поэт пишет о временах года.
Об осени: « ...Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...»
О зиме: «...Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима..»
Отрывок, с котрым вы познакомились сегодня, то же из этого романа.
11.Комментирование оценок.
12. Задание на дом. Чтение стихотворения наизусть, выучит стих «..Уж небо осенью дышало...»