Урок литературы по роману Тургенева (10 класс)


Разработка сюжетно-ролевого урока
(по литературе)
по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
«Кто он, Евгений Базаров?»
Автор-составитель: преподаватель русского языка и литературы АУ ПО ХМАО – Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Доценко Елена МихайловнаЦели урока:
обобщить знания студентов о Базарове, показать многогранность его характера;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
воспитывать на примере характера героя такие нравственные качества, как целеустремлённость, силу воли, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Оформление занятия:
расставить столы полукругом, на них разместить таблички с фамилиями героев романа; в центре – портрет Базарова;
на доске – портреты героев романа, выполненные студентами; портрет
И.С. Тургенева; репродукция картины В.Перова «Старики-родители на могиле сына»;
Мультимедиа проектор для демонстрации финальной сцены экранизации романа И.С. Тургенева.
Предварительная подготовка к уроку:
Заранее распределить роли в парах (Аркадий Кирсанов, Н.П. Кирсанов, П.П. Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Фенечка, родители Базарова, чтец от имени Базарова, наш современник, автор И.С. Тургенев, литературные критики). Задание – собрать материалы о Базарове от имени своего героя.
Остальные в группе – эксперты.
Ход урока:
Организационный момент.
Работа по основной теме урока.
В начале урока студентам предлагается просмотр фрагмента экранизации романа «Отцы и дети» (сцена смерти и похорон Базарова)
Учитель. Мы прочитали роман. Он заканчивается смертью главного героя, неожиданной и мужественной. Герой – человек незаурядный. Какие воспоминания оставил он о себе? Попробуем пройти дорогой Базарова, вспомним его от имени тех людей, с которыми он жил, встречался, спорил.
Первое слово – Аркадию Кирсанову.
План рассказа:
знакомство с Базаровым в университете;
его занятия, увлечения, авторитет среди молодёжи;
поведение Базарова в Марьине, у Кирсановых;
разговор под стогом;
впечатления от поездки к Одинцовой и.т.д.
Следующим расскажет о нашем герое Николай Петрович Кирсанов.
План рассказа:
первая встреча с Базаровым, впечатление от его внешности, манер и т.п.;
занятия Евгения в Марьине;
его отношение к искусству и т.д.
Рассказ о Базарове Павла Петровича Кирсанова.
План рассказа:
неприязнь к Базарову, возмущение его происхождением, манерами, самоуверенностью;
противоречия во взглядах (споры с Базаровым);
воспоминания о дуэли и т.д.
Рассказ о герое от лица Фенечки.
План рассказа:
отношение к Базарову;
отношение к Евгению простых людей в имении, и т.д.
Рассказ о Базарове Анны Сергеевны Одинцовой.
План рассказа:
первая встреча с Базаровым на балу;
беседа в гостинице;
Базаров в Покровском;
Последний визит Базарова в Покровское;
Впечатление от последней встречи с Базаровым (просмотр сцены кинофильма «Предсмертный монолог Базарова»)
Рассказ о Базарове Арины Власьевны и Василия Ивановича Базаровых.
План рассказа:
любовь к сыну, воспоминания о нём;
три дня его пребывания дома;
второй приезд Базарова, изменения в нём;
болезнь сына и смерть…
Учитель. Споры вокруг романа, противоречивые мнения о герое. Равнодушных не было, причём и ругали, и хвалили люди самых противоположных позиций и взглядов.
Зачитываются составленные студентами отзывы о Базарове от лица современников, критиков, писателей той поры:
отставной генерал, верный слуга царю и Отечеству;
А. Герцен, Н. Чернышевский, Д. Писарев.
Учитель. Такая оценка его героя озадачила и самого автора. Как же он сам комментировал поступки и характер своего незаурядного детища?
План рассказа от лица И.С. Тургенева:
заступничество за своего героя;
противоречивость, неясность характера Базарова;
прототипы Базарова;
политические взгляды автора и его героя.
Учитель. Время Базаровых ещё не пришло. Герой стоит в преддверии будущего. Он горько сожалеет перед смертью: «Я нужен России? Нет, видно, не нужен…»
Устарела ли тематика романа в наши дни?
План рассказа о Базарове от лица нашего современника:
современное звучание романа;
чему можно поучиться у героя?
Базаров – враг застойного, старого, косного в жизни. Особенно полезны Базаровы в переломные моменты развития общества.
Слово экспертам. Подведение итогов разговора, предпочтение позиции оценки образа Базарова одного из услышанных персонажей романа.
Учитель (заключительное слово). Книга перешагнула рубежи уже двух столетий. Интерес к ней вспыхивает каждый раз, когда новое поколение предъявляет счёт предыдущему, утверждает новое отношение к миру.
Люди, подобные Базарову, первыми начинают сознавать рутинность общественных норм, но ещё не видят действительных путей к изменению общества. Однако они остро понимают и чувствуют, что по-старому жить нельзя и отрицают косные начала. Они нигилисты, а значит, в тургеневском понимании, - революционеры. За ними идут другие, готовые созидать новое. Дело первых не пропадёт даром. Поэтому противоречивый, но цельный характер Базарова и по сей день волнует читателей. «Отцы и дети» останутся вечной книгой.