Использование ИКТ при проведении итогового контроля в переводных классах


Использование ИКТ при проведении итогового контроля в переводных классах
Горюнова Лариса Ивановна, МБОУ лицей №6, заместитель директора по информатизации образовательного процесса, Ставропольский край, г.Ессентуки
Предмет (направленность): Информатизация образовательного процесса
Возраст детей: 5-й – 8-й и 10 классы
Место проведения: компьютерный класс
Итоговый контроль знаний учащихся 5х – 8-х и 10-х классов в МБОУ лицее №6 проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 15, п.3), Положением о порядке проведения итогового контроля в переводных классах МБОУ лицея №6 и решением педагогического совета.
Цели проведения итогового контроля:
определение степени освоения учащимися образовательных программ и фактического уровня знаний учащихся в рамках учебного года,
повышение ответственности каждого учителя за результаты своего труда.
Формой итогового контроля в лицее является компьютерное тестирование. Одно из его достоинств - минимум временных затрат на получение надежных результатов. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия и исключает субъективизм преподавателя.
В лицее разработан ряд документов по регламенту тестирования.
Основной документ - Положение о порядке проведения итогового контроля в переводных классах.
В нем определены цели и задачи итогового контроля, основные этапы подготовки и процедура тестирования. Так на тестирование выносятся не более 3-х предметов в 7-х, 8-х и 10-х классах и не более 2-х предметов в 5-х и 6-х классах. Обязательные дисциплины во всех переводных классах – русский язык и математика. Третий предмет – по выбору класса. Определены уважительные причины освобождения учащихся от итогового тестирования и возможность (в случае получения неудовлетворительной оценки за компьютерный тест) повторно пройти итоговый контроль в письменной форме.
В лицее разработаны документы по процедуре тестирования: памятка учащемуся и памятка организатору в аудитории, а для учета явки участников и времени начала и окончания тестирования – форма протокола в аудитории.
Тесты для проведения итогового контроля составляются руководителями предметных методических объединений с учетом требований государственного образовательного стандарта, программных требований, профильности классов, рекомендаций Министерств образования и науки РФ, Министерства образования Ставропольского края и других нормативных документов и утверждаются директором лицея. Утвержденные материалы руководители МО передают заместителю директора по информатизации образовательного процесса. Заместитель директора по ИОП обеспечивает установку программного обеспечения в компьютерных классах для проведения итогового контроля и составляет график тестирования.
В качестве инструмента тестирования в лицее используется «MyTest». Это система программ для создания тестов, проведения тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по выбранной шкале. Программа MyTest распространяется бесплатно, автор - Башлаков А.С. Загрузить программу можно с портала «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе «Клякса@NET».
Система MyTest надежна и проста в применении. Она состоит из трех модулей: модуля тестирования (MyTestStudent), редактора тестов (MyTestEditor) и журнала тестирования (MyTestServer).
Процедуре тестирования предшествует создание тестов. Они создаются непосредственно в программном модуле «Редактор тестов» или средствами Microsoft Office, или в текстовом формате, используя стандартную программу «Блокнот», из которой их можно импортировать в MyTestEditor.
MyTestEditor – удобный редактор для создания тестов с понятным интерфейсом. Важно, что любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить в программе свои тесты и использовать их на уроках. Программа позволяет создавать тестовые задания различных типов: одиночный или множественный выбор, порядок следования, соответствие, ручной ввод числа или текста, выбор места на изображении (удобно для тестов по географии, биологии и т.д.) и др.
Учитель может устанавливать ограничение по времени прохождения всего теста и каждого задания.
Тестирование предполагает несколько режимов: обучающий (ученик видит сообщения о допущенных ошибках), свободный (ученик может пропускать вопросы, а потом возвращаться к ним), штрафной (за неправильные ответы с ученика снимаются баллы).
В лицее при проведении итогового контроля использовался свободный режим с ограничением по времени – 40 минут (продолжительность одного урока) на весь тест.
Тестирование учащихся можно проводить в сетевом и локальном режиме. В лицее имеется локальная сеть, к которой подключены 85 компьютеров. Это позволяет проводить мониторинг знаний учащихся с использованием модуля «Журнал тестирования» (MyTestServer), т.е. в сетевом режиме. При этом «Журнал» устанавливается на компьютер учителя, а модуль тестирования (MyTestStudent) – на компьютеры учеников. В тех классах, где на компьютерах учителя и учеников стоит ОС Linux система устанавливается при помощи Wine.
Модуль «Журнал» позволяет раздать тест учащимся по сети.
На странице «Монитор» журнала в режиме реально времени отображается ход выполнения заданий каждым учеником и текущий результат за каждое выполненное задание, что позволяет учителю поторопить медлительных учеников или предложить ученику, делающего много ошибок, сосредоточиться.
После завершения теста или истечения заданного времени ученик сразу видит свой результат.
Одновременно на закладке журнала тестирования «Результаты» формируется подробный отчет, включающий количество набранных баллов, результативность, затраченное время, оценку и т.д.
По результатам теста в модуле «Журнал» можно сразу подсчитать качество ЗУН и построить диаграмму.
Файл журнала группы можно сохранить непосредственно в программе или экспортировать в текстовый формат или в формат MS Excel.
Ф.И. Класс Оценка Макс.балл Набран балл Вопросов всего Правильно Ошибок
Уч.1 5 б 5 20 19 20 19 1
Уч.2 5 Б 5 20 18 20 18 2
Уч.3 5 б 3 20 13 20 13 7
Уч.4 5 Б 4 20 14 20 14 6
Уч.5 5 б 3 20 13 20 13 7
Уч.6 5 Б 4 20 15 20 15 5
Уч.7 5 Б 5 20 18 20 18 2
Уч.8 5 Б 5 20 17 20 17 3
Уч.9 5 Б 5 20 19 20 19 1
В случае отсутствия в школе локальной сети или на случай технического сбоя можно использовать локальный вариант тестирования и запись результатов в текстовый файл. При локальном тестировании модуль MyTestStudent устанавливается на компьютер каждого ученика и в него загружается тест. Результаты при этом записываются в текстовый файл, путь к которому указывается в модуле тестирования MyTestStudent (настройка – параметры – папки и файлы). Эту же настройку желательно сделать на каждом компьютере учеников и при сетевом варианте. Тогда в случае технического сбоя результаты сохранятся в текстовом файле в указанной в настройках папке.
Таким образом, как при сетевом, так и при локальном варианте установки модулей, результаты прохождения теста не теряются.
С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования как с целью выявления уровня знаний учащихся, так и с обучающими целями, а также проведение экзаменов. Можно также осуществлять проверку знаний сотрудников.
Выводы:
При проведении компьютерного тестирования должны учитываться следующие факторы:
процессу тестирования должна предшествовать работа по регламентированию этой процедуры;
система тестирования должна быть надежной и простой в применении;
результаты должны быть непременно сохранены.
Если все эти факторы учтены, то при использовании информационных технологий для проведения разного рода тестирований с целью обучения или контроля качества знаний, в т.ч. итогового тестирования, существенно сокращаются временные и трудозатраты, повышается качество обучения, снижается субъективная составляющая оценки.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:
Башлаков А.С. – материалы со страницы «Компьютерное тестирование знаний MyTestX» сайта Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе HYPERLINK "http://www.klyaksa.net/" http://www.klyaksa.net/.