Конспект занятия по ручному труду на тему: Кукольный театр, изготовление кукол, 4 класс


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области.
Конспект занятия по ручному труду
Тема: «Изготовление кукол для кукольного театра»
Цель: 1. Познакомить детей с различными видами изделий;
2. развивать фантазию и моторику рук у детей
Задачи: 1. Развивать чувство контроля и взаимопомощи;
2. Развивать эстетический вкус учащихся;
3. Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: название темы на доске, презентация, карточки к игре, нитки, крючок, схемы.
Тип: вводноеФорма: дискуссия и изучение видов театра
Класс: 4
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня на занятии будем, говорит о театре.
Были ли вы когда-нибудь в театре? (ответ детей)
Тогда вы наверно без труда объясните мне, что такое театр. (отвечают дети: Это место, где показывают спектакли).Значит, театр – это здание, где показывают спектакли. А в средние века спектакли показывали прямо на улицах. Да и в наше время на площадях разыгрываются представления, например, на карнавале.
Можно ли это назвать театром? (отвечают дети: Можно).Так значит, театр – не только здание, в котором показывают спектакли, но еще и … (Само представление).
Какие бывают театры? (Оперный, драматический и т.д.)
От чего зависит название театра? (От того, какое представление показывают).
Существует еще один необычный театр – театр мимики и жестов (Пантомимы). В чем необычность этого театра? Подумайте и скажите? Может вы, где то с этим сталкивались. (В нем не разговаривают, показывают представления при помощи мимики - различные выражения лица и жестов – движения рук).
Игра: «Узнай образ». Предлагаю вам проникнуться духом этого театра и исполнить мини-роли. Мне нужно трое желающих. (Выходят желающие, им раздаются роли).
Это актеры, все остальные зрители. Актеры при помощи мимики и жестов показывают свой образ, при этом не говорят ни слова, а зрители должны угадать, что же показывает актер. Потренируемся. Первый образ покажу я (“человек, который режет лук”).
Выступают учащиеся, их задания:
- “пассажир автобуса”;
- “ученик, который «летает в облаках»”;
- человек, который ест мороженое.
Молодцы, хорошо справились с заданием!
А как зрители должны отблагодарить актеров? (Аплодисменты). И актеры выходят на поклон.
Путешествуем дальше по миру театра. Есть еще один театр, называется он кукольным, что это за театр, какие спектакли там показывают? (отвечают дети: Спектакли, в которых участвуют куклы). Неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? (отвечают дети: Нет, за них это делают люди).Таких людей называют кукловодами. Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой).
А знаете ли вы, когда впервые появились в России кукольные театры? Появились они в XVII веке, около 300 лет тому назад. Это ширма, она похожа на юбку. Головы, туловища, рук человека не видно, а видны только ноги. Актер выступает на ярмарке, на улице, не в каком-то специально отведенном для этого здании. Можно назвать это театром? (Да). 
Почему? (отвечают дети: Театром может называться и само представление).Существуют ли какие-нибудь отличия между обыкновенной куклой и театральной? (отвечают дети: Театральная кукла создана таким образом, чтобы ею мог управлять человек).Что же это за особенности? Чтобы мы это поняли, я вам буду показывать игрушки, а вы мне объясните: может ли она называться театральной и почему? (Театральные игрушки демонстрируются вместе с обычными, учащиеся объясняют свою точку зрения).
Для лучшего понимания, что такое театр. Я предлагаю вам посмотреть и по работать с презентацией. ( работа с презентацией )
Итак, театральной игрушкой может управлять человек с помощью нитей, с помощью тростей, а также управлять игрушкой изнутри, вставляя внутрь руку.
Мы с вами подошли к тому, что есть разные виды театральных игрушек. Мы с вами изготовим для кукольного театра – Кукол. А для того, чтоб нам было легче работать возьмем за основу сказку «колобок». И всех героем свяжем.
- Сколько же героев в этой сказке?
- Все ли в этой сказке положительные герои или отрицательные?
- Кто из героев этой сказки вам больше всего нравиться и почему? ( ответ детей).
Вам предоставляется выбрать героя сказки. И начать изготовлять игрушку по схеме (схемы животных взяты из журнала «Забавные поделки» С.Ф. Тарасенко) Молодцы!
Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют работу по технологическим картам.
Целевые обходы:
Проверка организации рабочих мест и соблюдение правил безопасности труда.
Проверка правильности выполнения трудовых и технологических приемов.
Проверка правильности размеров и осуществление самоконтроля.
Итог занятия:
- Что нового узнали вы сегодня на занятии?
-Что вам особенно понравилось?
Спасибо за внимание.