Конспект урока географии по теме: Природные зоны Африки.

МКОУ 1 - Абрамовская СОШ












УРОК ГЕОГРАФИИ
Тема: "Природные зоны Африки". 7-й класс











Учитель : Панарина Н.Д.















Абрамовка 2014
Конспект урока географии по теме "Природные зоны Африки". 7-й класс
Цели:
Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Планируемые результаты:
а) Личностные:
1.  Интеллектуальная активность интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации. 2.  Коммуникативные навыки владение основными навыками работы в группе. 3.  Ответственность и адаптивность личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
1.  Познавательные действия включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования. 2.  Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично. 3.  Закрепление умений работать с информацией находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
в) Предметные:
1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного  и животного мира. 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий, атласы, карта природных зон Африки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: – Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Всё в твоих руках – На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.
– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! – Что же, предлагаю начать нашу работу. – Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
2 Изучение новой темы.
Тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
Природная зона –это
Как вы думаете, что может повлиять на разнообразие природных зон?
Ребята, обратите внимание на карты ( физическая карта Африки и климатическая карта мира) Поскольку климат меняется от экватора к полюсам, то почвы и растительность также меняются в этих же направлениях. Одновременно меняется и животный мир, который находится в зависимости от климата и растительности. Наиболее ярко природная зональность выражена в северной части Африки. Здесь природные зоны вытянуты с запада на восток вдоль параллелей, границы их и климатических поясов практически совпадают. В южной Африке, где на природу оказывают большое влияние океаны и горы, природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток 2. Деление на группы
– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы. Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны с вами вспомнить некоторые сведения о данном континенте.
1 назовите основные климатические пояса в которых находится Африка? (2, ЭКП, ТКП)
2. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП) 3. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы изменяются летом и зимой)
4. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны? 5 О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)
– А какие природные зоны вы знаете? Внимание группам!
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны. Каждая группа имеет для изучения свою природную зону. После изучения теста учебника, дополнительного материала, карт атласа, вы выполняете практическую работу в тетради, а затем заполняете опорный конспект. Для оформления конспекта материалы находятся в папках. Итогом вашей работы будет выступление.  Выбирайте выступающего или выступающих, кто будет представлять отчёт о проделанной вами работе.
3. Изучение нового материала.
Работа в группах.
А) выполнение пр.работы в тетрадях
1 группа - экваториальные леса. 2 группа – саванна 3 группа – пустыни
Природная зона
Климатический пояс
Почвы
Растительный мир
Животный мир

Влажные экваториальные леса (по обе стороны от экватора и вдоль Гвинейского залива)
Экваториальный
(большое количество тепла и влаги круглый год)
красно – желтые ферралитные
Разнообразен по составу. Около 1000 видов растений, многоярусность.
Верхний ярус: фикусы, пальмы.
Средний: лианы.
Нижний: папоротники.
Влажные экваториальные леса непроходимы, многие деревья имеют ценную древесину.

Много птиц, грызунов, насекомых, обезьяны, карликовые бегемоты, леопарды. В рыхлой почве и травяной постилке прячутся змеи, ящерицы, муравьи. Большой вредитель влажных экваториальных лесов – муха – цеце.

Саванны занимают 40 % площади материка.
Субэкваториальный (сухая жаркая зима и влажное жаркое лето).
красно – бурые.



Баобабы, пальмы, акации, разнотравье, вельвичия

Антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, бегемоты, страусы, грызуны, термиты.

Пустыни и полупустыни.
Тропический пояс (круглый год жаркая и сухая погода).

Скудная растительность: колючие кустарники, верблюжья колючка, акации. Богаты растительностью только оазисы.
Антилопы, верблюды, ящерицы, черепахи, гиена, в реках: крокодилы.


Физкультминутка.
Б) подготовка опорного конспекта
4. Защита своего проекта (3 минуты на каждую группу.)
– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки?
5. Закрепление материала.
Какой природной зоне соответствует утверждение ?
А) экваториальные леса Б) саванны В)пустыни
1. Занимает 40% материка .
2. Круглый год жарко , практически нет колебаний температуры .
3. Резкие колебания температуры в течении дня .
4.Можно выделить два сезона : влажный и сухой .
5. Осадки выпадают весь год , особенно сильные во второй половине дня .
6. Облака – редкое явление .
7. Почвы красно-бурые , плодородные , богатые перегноем .
8. Почвы или очень бедные или почти отсутствуют.
9. Лесная растительность многоярусная .
10. Растительность сосредоточена в оазисах .
11.Самый богатый и разнообразный растительный мир на Земле .
12. Наиболее распространенное дерево – баобаб .
13. Наиболее ценное эбеновое дерево .
14. Много животных обитает на деревьях .
15. Животный могут подолгу обходится без воды или в поисках её проходить большие расстояния .
6. Рефлексия. – Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось? – Что было для вас самым интересным? – Что было для вас сложным?
Наш урок мне хочется закончить вот такими словами. – Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай Гумилев.
7. Домашнее задание:
1. № 28 учить, 2. Творческое задание: подготовить сообщение «Животный и растительный мир Африки»

Схема опорного конспекта.
Тема:
Цель:

Географическое
положение

климат

Растительный мир
Картосхема
природной зоны
почвы

Животный мир
Влияние человека
на зону
Это интересно!

Вывод: