Готовимся к всероссийской проверочной работе по окружающему миру


Готовимся к Всероссийской проверочной работе
Система тренировочных заданий
для выпускников начальной школы
Для эффективной подготовки к сравнительно новому виду аттестации выпускников начальной школы научно-методический отдел издательства «Академкнига/Учебник» разработал СИСТЕМУ обучающих работ и тренировочных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру.
Этот материал является дополнением к ранее выпущенным пособиям для учащихся 4 класса, и предлагается всем учителям и методистам для бесплатного использования. Задания для подготовки выпускников 4 класса к новому виду аттестации рассчитаны не только для обучающихся по "ПНШ", но и для учеников, осваивающих другие УМК. Материалы на сайте издательства «Академкнига/Учебник» в разделе «Важное» будут пополняться в течение всего учебного года.
При желании каждый учитель может использовать то или иное задание (систему заданий) на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1
Цель задания – проверить понимание обучающимися того, что характер человека (который проявляется и в учебной деятельности) влияет на выбор профессии; что профессия человека и его характер неразрывно связаны.
Маша говорит, что профессия врача требует от человека таких черт характера, как: отзывчивость, доброта, ответственность, небрезгливость, рассудительность, правдивость.
Миша с ней не согласен. Он считает, что врач должен быть брезгливым и осторожным (иначе он сам переболеет всем, чем больны его пациенты), жёстким и решительным (хирург не может быть добрым и нерешительным), а если это необходимо для спокойствия больного – то и лживым.
А как считаешь ты? Какую черту характера для врача ты считаешь наиболее важной?
Поясни свой выбор.
Ответ: Принимается любое обоснование, если оно не подменяется рассказом о возможностях профессии.
Задание 2
Цель задания – проверить умения учащихся «видеть» в объектах, созданных человеком (моделях), объекты живой и неживой природы, называть их.
Аквариум – прозрачный стеклянный сосуд с водой, растением валлиснерией и золотыми рыбками – это модель природного водоёма.
Чучело мамонта – модель живого объекта (мамонта).
Модель Сатурна – модель объекта неживой природы (планеты Сатурн).
Приведи два-три примера моделей живой и неживой природы.
Задание 3
Цель задания – проверить умение определять свойства веществ (в частности, глины), необходимых при изготовлении изделий человеком.
Какое свойство глины использует гончар при изготовлении керамической посуды? Отметь ответ знаком V:
 прочность,  прозрачность,  пластичность,  упругость.
Ответ: пластичность.
Задание 4
Цель задания – проверить умение определять свойства веществ (в частности, воздуха), необходимых при изготовлении изделий человеком. 8
Какое свойство воздуха используется при изготовлении двойных оконных рам?
Отметь ответ знаком V:
 прочность,  прозрачность,  пластичность,  упругость.
Ответ: прозрачность.
Задание 5
Цель задания – проверить знания учащихся о том, что температура воздуха бывает как выше нуля градусов Цельсия, так и ниже нуля (чем она ниже по шкале Цельсия, тем холоднее), и умение использовать эти знания для практических целей.
Рассмотри таблицу и постарайся ответить на вопросы:
1. Какой из дней недели был самым холодным днём? До какой отметки опустился столбик ртутного термометра и в какое время суток?
2. В какой из дней недели температура воздуха была выше -7 0С?
3. Какую общую закономерность в колебаниях температуры воздуха можно отметить за эти дни?
День недели декабря Температура 0С
Ночь Утро День Вечер
Понедельник, 2 декабря -10 -9 -7 -8
Вторник, 3 декабря -6 -5 -3 -4
Среда, 4 декабря -12 -15 -13 -20
Четверг, 5 декабря -20 -19 -17 -21
Ответы:
1. Самым холодным днём недели был четверг. Вечером столбик термометра опустился до -21 0С.
2. Во вторник дневная температура воздуха была выше -7 0С.
3. Во все указанные дни температура дневного воздуха была на 2 0С выше утренней.
Задание 6
Цель задания – проверить умение моделировать постановку эксперимента: ставить цель, формулировать и проверять гипотезу.
В четыре одинаковые колбы налили один и тот же объём воды и добавили по одной чайной ложке подсолнечного масла. В первую колбу поставили веточку тополя с десятью листьями, во вторую – с пятью листьями, в третью – с одним листом, а четвертую колбу оставили без растения. Наблюдения проводятся в течение двух недель, результаты фиксируются через каждые два дня.
Что хотят проверить члены клуба «Мы и окружающий мир», проводя данный опыт?
Отметь верный ответ знаком V:
 Испаряется ли вода, если она покрыта тонким слоем масла?
 Испаряют ли листья растения воду?
 Зависит ли испарение воды от количества листьев у растения?
 Растворится ли масло там, где есть веточки с листьями растений?
Ответ: Зависит ли испарение воды от количества листьев у растения?
Задание 7
Цель задания – проверить умение учащихся моделировать постановку эксперимента: определять последовательность действий для проверки выдвигаемой гипотезы
Необходимо проверить, как быстро растворится чайная ложка сахарного песка в стакане с водой при определённой температуре.
Выбери необходимые для этого действия и расставь их номера по порядку.
1. Отметить время окончания опыта, когда сахар полностью растворится.
2. Отметить время начала опыта.
3. Налить в мерный стакан 200 мл воды.
4. Положить в мерный стакан одну чайную ложку сахарного песка.
5. Измерить температуру воды.
6. Пустую ложку опустить в стакан.
7. Помешивать сахар ложкой до его полного растворения.
Ответ: 3, 5, 4, 1, 2.
Задание 8
Цель задания – проверить умение сравнивать и находить сходство и различия объектов на основе их описания.
Прочитай текст и сравни описания жизни птиц и зверей в арктической зоне. Найди одно сходство и одно различие в их жизни.
Летом в арктической зоне очень много птиц. Все они питаются рыбой. Птицы устраивают гнёзда на разных этажах береговых скал. Несмотря на короткое лето, полярный день позволяет птицам выкормить своё потомство мелкими рачками и рыбой. С приходом зимы птицы улетают в более южные районы.
Основной корм моржей и тюленей летом и зимой – рыба. Эти животные приспособились к защите от холода. Они имеют толстую кожу и значительный подкожный жировой слой.
Ответ:
Сходство: основной корм птиц и животных Арктики – рыба.
Различие: Зимой птицы улетают в более южные районы, а моржи и тюлени зимуют в Арктике.