Конспект урока Времена года. Любимое время года


Тема урока: Времена года. Любимое время года.
Цели урока:
1.Образовательная: знакомство с названиями времен года. Закрепление и активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.
2.Развитие навыка перевода фраз с русского языка на эрзянский.
3.Воспитание умения вести наблюдения за природой, умения видеть прекрасное во всех проявлениях природы в любое время года.
Оборудование к уроку: иллюстрация с изображением времен года, презентация на тему «Времена года», карточки с изображением чисел от 1 до 10.
Структура урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
Шумбратадо, эйкакшт. Озадо. Ушодсынек минь эрзянь келень уроконть.
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
-Кода тонть леметь?
-Кода монь лемем?
-Косо тон эрят?
Счет от 1 до 10 по карточкам, демонстрируемым учителем.
Учитель показывает карточки с числами, дети называют число по-эрзянски.
3.Подготовка к восприятию. Постановка темы цели урока.
Учитель: Сегодня, мы с вами будем изучать новую тему урока. А как она называется догадайтесь сами, я загадаю вам загадки.
1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной).
2. Долгожданная пора!Детвора кричит: Ура!Что ж за радость это?Наступило ...
(Лето).
3. Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила.
(Зима).
4. Пришла без красок и без кистиИ перекрасила все листья.(Осень)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с названиями времен года, с приметами и особенностями каждого времени года.
Учитель: А как вы думаете, что мы должны сегодня с вами узнать нового, что должны достичь на уроке, изучая данную тему урока? Какие цели поставим перед собой?
Учитель: Дети, а какое сейчас у нас идет время года?
4.Формирование новых знаний, умений и навыков.
Вводное слово учителя о временах года.
Учитель: Времена года переводится на эрзянский язык-это иень шкатне.
-Кодат иень шкат минь содатано? (зима, весна, лето, осень).
Учитель: В любое время года есть что-то прекрасное, которое проявляет природа.
Осень- красива своими красками. Много даров приносит осень. Мы ходим за грибами, собираем урожай.
Зимой- все вокруг покрыто снегом. Дети лепят снеговика, катаются с гор на санках-это же тоже прекрасно.
Весной- вся природа просыпается, оживает. Распускаются почки на деревьях, начинают цвести цветы. Прилетают птицы.
Летом-на небе светит яркое солнышко, на улице тепло. Все идут купаться. На травке, в лесу цветут цветы. Летом собираем ягоды.
ВЫВОД: У каждого времени года есть свои приметы, признаки, свои краски, прелести, дары.
Выразительное чтение стихотворения учителем на странице 16 упражнение 1.
Чтение стихотворения детьми.
Учитель: Названия каких времен года встретились нам в стихотворении, найдем эти слова.
Запись новых слов в словарик.(Стр.18)
Кизэ-лето Теле-зимаТундо-весна Сексь-осень
Запись слов, проговаривание, запоминание.
Учитель: А Какое сейчас время года у нас идет, мы отгадаем прочитав загадку.
Беседа по рисунку с учебника.
-Какие времена года изображены на картине?
-Какие цвета мы видим?
-Кодамо артовксось тонеть вечкевсь?
-Что делает мальчик?
5.Физкультминутка.
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
6. Применение новых знаний, умений и навыков.
Работа в рабочей тетради.
Выполнение упражнения 2 на странице 17 учебника. Вместо точек вставить нужно подходящие слова.
Запись слов в словарик на стр.19.
Проговаривание слов, запоминание.
Творческая работа.
Рисование любимого времени года.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
-Мезде минь кортынек течинь уроксо?
-Мезе кармиде содамо од?
-Кие мезе эзь чарькоде?
-Кинень вечкевсьурокось?
8.Объяснение домашнего задания.
Упражнение 3 на странице 19 учебника. Ответить на вопрос.