Конспект урока по математике Решение задач на встречное движение


Решение задач на встречное движение(учебник, с. 16)
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в выражениях со скобками и без скобок
Тип урока Комплексное применение знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины Задачи на встречное движение
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельностьучащихся Формы
органи-
зациивзаимо-
действия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
I. Моти-вация
(самоопре-деление)
к учебной деятель-
ности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность
Слушают учителя.Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места
II. Сообщение темы, целиурока -Составьте задачу по рисунку
9 км/ч 12 км/ч
1878965539752540539751269365539750126936553975
1736090184157169152794022212302794025019018415257429018415254075565254075565
24790401257302539125730
- Что показывает флажок на чертеже?
- Как показано время движения?
- Что обозначают надписи над стрелками?
-Какой объект должен преодолеть большее расстояние?
- Ребята ка вы думаете почему я урок начала составление и решение задачи?
Сообщает тему,
Откройте учебник на стр. 16 подумайте какова цель урока
Отвечают на вопросы, сообщают тему урока составляют цель урока Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности III. Актуализация знаний 1. Проверка домашнегозадания. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Стр.15 на полях
№ 1стр.18 Фронтальная, индивидуальная П – осмысленно читают тексты математического содержания в соответ-ствии с поставленными целями и задачами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осуществляют логические действия; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера; Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
2. Устный счет:
1) Задание «Цепочка». Выполняют задания в группах. 2) Выполнение задания № 63.
600 : 3 + 7 · 5 =235 40 · (16 – 8) · 2=640
600 :(3 + 7) · 5 = 300 40 · (16 – 8 · 2)=0
Выполняют задания IV. Практическая деятельность 1. Решение задач на встречное движение. № 61 (1).
Выполняет заранее на доске такой же чертеж, как в задаче.

– Прочитайте задачу. Как движутся лыжники?
– Как это показано на чертеже?
– Что известно о времени их выхода?
– Как обозначено место встречи?
– Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник?
– Известны ли скорости лыжников?
– Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему?
– Что требуется узнать?
– Как видим по чертежу, часть этого расстояния прошел первый лыжник, а другую часть – второй лыжник. Покажите эти части на чертеже. Как же узнать расстояние между поселками?
На доске и в тетрадях появляется запись:
1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.
2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник.
3) 36 + 42 = 78 (км).
– Эту задачу можно решить другим способом.
– Вы будете лыжниками. Покажите указкой,
откуда вы начали движение. Вы начали движение одновременно и двигались 1 час. – Навстречу друг другу.
– Стрелками.
– Они вышли одновременно.
– Флажком.
– Каждый будет идти 3 часа.
– Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч.
– Второй лыжник. Он шел с большей скоростью, а времени затратил столько же, сколько первый.
– Расстояние между поселками.
– Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый лыжник до встречи, затем – расстояние, которое прошел
второй лыжник до встречи, после этого можно будет узнать все расстояние.
Два ученика выходят к доске.
Фронтальная, индивидуальная. используют знаково-символические
средства для решения учебно-познавательных и практических задач.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи, контроль учебных действий.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуж- Решение текстовой арифметической задачи, устные ответы.
Сколько километров прошел за это время первый лыжник?
– Второй лыжник?
– Отметим точками эти расстояния и подпишем под ними «12 км» и «14 км». На сколько километров лыжники сблизились за 1 час?
– Прошел второй час. На сколько километров еще сблизились лыжники?
– Подпишем «12 км» и «14 км». Прошел третий час. На сколько километров еще сблизились лыжники?
– Подпишем «12 км» и «14 км». Встретились лыжники?
– Кто догадался, как по-другому решить задачу?
II способ:
1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения.
2) 26 · 3 = 78 (км).
Ответ: 78 километров между поселками.
Аналогично рассматриваются решения двух других задач. – Прошел 12 километров.
– Четырнадцать километров.
– На 26 километров.
– Еще на 26 километров.
– На 26 километров.
– Да.
Рассказывают план решения. Решение записывают отдельными действиями. дать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека. № 61 (2).
1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения.
2) 78 : 26 = 3 (ч).
Ответ: через 3 часа произошла встреча.
№ 61 (3).
I способ:
1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.
2) 78 – 36 = 42 (км) – прошел второй лыжник.
3) 42 : 3 = 14 (км/ч).
II способ:
1) 78 : 3 = 26 (км/ч) – скорость сближения.
2) 26 – 12 = 14 (км/ч).
Ответ: скорость второго лыжника – 14 км/ч.
№ 62. Самостоятельно составляют задачи. Индивидуальная. Решение тексто-
вых арифметических задач.
Физкультминутка. Выполняют физкультминутку. Фронтальная. Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку на здоровый образ жизни. Выполнение дви-жений соглас-но инст-рукции.
2. Задания из электронного приложенияк учебнику Выполняют задания Индивидуальная П – осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового характера Выполненные задания
V. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Какие знания вам понадобились на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
– Какие подобные задания вам хочется еще раз выполнить? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
VI. Домаш-нее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания С. 16, № 64 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения