«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».


МБОУ Лучесская ОШ им. В.Ф.Михалькова «Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Бодунова Марина Владимировна
2016 год
Hа сегoдняшний день рoссийская шкoла переживает глoбальные преoбразования, oснoвной целью кoтoрoй стала не прoстo репрoдyктивная передача знаний, yмений и навыкoв oт yчителя к yченику, а фoрмирование и развитие спoсoбнoстей yченика самoстoятельнo ставить yчебную прoблемy, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу.  В связи с этим в  средствах массовой информации часто обсуждается проблема сельских малокомплектных школ. Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских.
 В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5—10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все, кто смогут из молодого работоспособного населения села переедут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется специалистам удручающей.
Большое беспокойство у педагогов, психологов, родителей вызывают такие факторы, как:
низкая информационная насыщенность школ на селе;
отсутствие специальной литературы;
недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению малокомплектной школой;
недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
отдаленность малокомплектных  школ от методических центров;
недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образования и малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления,  контроля за качеством образования и др.
   Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
  В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).  Проблемы, связанные с внедрением ФГОС в малокомплектных школах, схожи. Это касается не только количества обучающихся, но и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения.
     Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.
        Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малочисленные школы:
1.  Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта, дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.
2. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений. Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.
3.  Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель русского языка преподаёт еще и географию. кадров.
4.  Социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Представители органов социальной опеки часто навещают неблагополучные семьи, беседуют с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать о возникновении проблемы, если таких школ не станет. 
 В малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Наша школа тоже является малокомплектной, здесь обучаются всего 54 школьников. Однако уровень образования в школе не отличается от школ, имеющих статус полных школ, лицеев и гимназий. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.
При современной развитой системе Интернет - связи, информатизации и компьютеризации, дистанционное обучение вполне возможно, независимо от того, где находится учащийся, мало или много учащихся в школе. Возможно обеспечение качественного образования каждого с учетом его траектории развития и интересов.
Безусловно, дистанционное обучение — не панацея, но это одна из возможностей решения проблемы малокомплектных школ, и возможность неплохая, например, при организации профильного обучения.
  Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования  России составляет 68,9%. Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что  у них, как правило, есть  дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потери национальной самобытности?
Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно - коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой положительной роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов,  так и России в целом. В этой связи опыт, который сложился в образовательных практиках малых сельских школ зарубежных стран, представляет собой значительный интерес.
 
В настоящее время в России малая сельская школ становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой. Приведем небольшой ряд иллюстраций.
По данным российской газеты «Труд», в сельских школах России обучается 5.9 млн детей, работает 68 тысяч учителей. 67 % сельских школ имеют свои учебно-опытные участки. 79 % сельских школ владеют землей на правах собственности, возделывают ее, многие получают урожаи не ниже, а то и выше фермерских и обеспечивают себя продовольствием.
        Несколько слов в защиту сельской школы.
Бытует мнение, что в сельской школе преподают малограмотные учителя и, стало быть, выпускники имеют уровень знаний на порядок ниже, чем в школе городской.
Позволю себе с этим не согласиться. Хотя бы потому, что если у Вас 1-3 ученик, то не научить его (их) – просто стыдно.
  Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.
 В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
практическую направленность учебной деятельности учaщихся     (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.);
нравственное, патриотическое воспитание  школьника в процессе общественно -  значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне. В результате из малокомплектных школ выпускается практико-ориентированная молодежь с необходимым багажом знаний.
                         Подведем итог. Одним из важных факторов, влияющих на жизнеустойчивость малокомплектных школ этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться. В этом случае сохранение малокомплектной школы имеет явные преимущества, и позволяет по-новому определить концепции образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе малочисленных школ, что актуально не только для нашего региона, но и России в целом.
Список литературы:
Данилова Т. Малокомплектные школы -  http://vilvolovo.ru/news1813 Килина И.В. Проблема реализации федерального государственного образовательного стандарта  в условиях сельской малокомплектной школы http://www.rae.ru/forum2012/288/2151 Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель// Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 103-107 http://www.pedlib.ru/Books/4/0053/4_0053-1.shtml#book_page_top Мусс Г. Н., Гриценко М. В. Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5880-2013-01-19-06-18-45Червонный М,А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (Примеры разных стран) http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-malokomplektnoy-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-situatsii-primery-raznyh-stran