Развитие информационной и исследовательской компетенции на уроках математики в сельской малокомплектной школе


Развитие информационной и исследовательской компетенции на уроках математики в сельской малокомплектной школе
Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.
Традиционные ценности образования - фундаментальность и академизм, уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед человеком. Эти способности формируются в разнообразных видах деятельности. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов и в исследовательской и проектной деятельности. Для осуществления такого рода деятельности учащийся должен владеть информационно-исследовательской компетенцией.
Информационно-исследовательская компетенция - это готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности.
Для формирования информационной компетенции на уроках математики мы используем задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом:
переведите в графическую (словесную) форму;
если возможно, хотя бы приближенно опишите приведённые данные математической формулой;
сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность
и др.
Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.
Например, при изучении тем «Круговые диаграммы» в 5 классе и «Столбчатые диаграммы» в 6 классе происходит создание условий для формирования информационной компетенции учащихся. Выполняя задание на построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать, обрабатывать необходимую информацию. Здесь же формируются первоначальные навыки работы с информацией.
Ученикам предлагаем и такие творческие задания, в форме мини-проекта: «С помощью родителей составить диаграммы распределения своего времени в течение суток, распределения семейного бюджета на неделю». Далее на уроке работа строится на основе информации, добытой ребятами. Проанализировав полученные диаграммы, ученики могут увидеть как наиболее рационально использовать своё время, расходовать семейный бюджет. Мы часто предлагаем учащимся составить круговую диаграмму режима дня, многие ребята делают это на компьютере, приносят красочные распечатки, делают презентации, выбирают лучший режим дня.
Для формирования исследовательской компетенции учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана (табличное представление данных). Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат.
В 5-6 классах на уроках математики учащиеся выполняют совсем небольшие исследования, которые занимают только некоторую часть урока. Ученики учатся замечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их на практике. Для организации такого рода деятельности удобна индивидуальная
работа, что легко осуществимо в условиях сельской малокомплектной школы. При изучении темы «Координатная плоскость» каждый ученик получает карточки, на которых записаны точки с координатами.
карточка
А (0; 1), В (0; 2), С (0; 5), D (0; 4), V (2; 0)
Е (- 3; 3), F (- 2; 5), G (- 1; 4), Н (- 4; 7), U (0; -4)
карточка
К (- 2; - 5), L (- 1; - 3), Z (- 4; - 1), N (- 5; - 2), I (- 2; 0)
М (7; - 3), Q (4; - 2), R (2; - 4), Т (1; - 5), О (0; 6)
Во время индивидуальной работы ученики должны ответить на вопросы и выполнить задания:
По какому принципу точки объединены в группу?
Как расположены данные точки в координатной плоскости?
Сформулируйте зависимость между значениями координат и расположением точек в координатной плоскости
После выступления учащихся и обсуждения класс делает выводы о зависимости расположения точки А(х; у) на координатной плоскости от значения ее координат. Выводы оформляются в виде таблицы:
х=0, у≠0 ось ординат
х>0, у>0 I четверть
х<0, у>0 II четверть
х<0, у<0 III четверть
х>0, у<0 IV четверть
х≠0, у=0 ось абсцисс
В основной школе проверку выдвинутых гипотез учащиеся могут осуществлять уже с помощью математических выкладок. Доказательство или опровержение гипотезы приводит к получению учениками новых для них знаний.
Примером такого подхода может служить получение девятиклассниками теоремы косинусов. Ученикам предложено решить треугольник, у которого известны 2 стороны и угол между ними. Известная девятиклассникам теорема синусов в этой ситуации помочь не может. Формулируется проблема: как найти третью сторону треугольника? Учащиеся посредством решения задач по готовым чертежам предполагают, что величина стороны треугольника зависит от величины противолежащего угла. Затем самостоятельно выводят теорему косинусов. Решают вопрос о справедливости выдвинутой гипотезы. Формулируют условие теоремы. Рассматривают частные случаи. Включают эту теорему в систему знаний. Очерчивают круг задач, которые могут решаться с помощью теоремы косинусов. Учитель при этом выступает в роли координатора и организатора на уроке.
Овладению исследовательской компетенцией способствует и практическая работа на уроках. Выполняя её, ученик открывает тот или иной математический факт, выдвигает гипотезу. Так можно поступить при изучении тем по геометрии в 7 классе «Внешние углы треугольника», «Сумма углов треугольника». У подготовленных моделей треугольников из плотной бумаги отрезаются углы, определённым образом прикладываются друг к другу. Делается вывод. Выявленный факт оформляется как теорема и доказывается.
Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме, работать со справочниками:
Например, в 8 классе перед изучением темы «Теорема Пифагора» предлагаем ученикам, используя компьютер, СМИ, ресурсы Интернета, фонд школьной и поселковой библиотек, найти информацию о древнегреческом учёном Пифагоре и его теореме. Изучение нового материала по данной теме проходит с учётом материала, найденного детьми. Главной задачей таких занятий будет формирование умений работать с информаций. Важным моментом этой работы является соблюдение принципа последовательного усложнения материала от урока к уроку, Необходимо учитывать возможности каждого ученика, как физические, так и интеллектуальные. Овладение данной компетенцией на уроке математики позволит ему работать с информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире.
использовать Интернет-ресурсы;
Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
Видеоуроки: http://interneturok.ruВидеоуроки, проверочные, самостоятельные, контрольные работы: http://videouroki.netподготавливать презентации.
Формирование у учащихся информационно-исследовательской компетенции можно рассматривать в аспекте применения деятельностного подхода в обучении математике, что соответствует требованиям ФГОС.