Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы

Практическая работа № 4

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся
Одним из интересных приёмов активизации мыслительной деятельности учеников на уроках литературы может быть составление «поэтических гербов». Это могут быть, к примеру, обобщающие уроки после изучения лирики А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова в 9-м классе.
Примерная схема работы:
Историческая справка о геральдике, её возникновении, истории (может быть подготовлена самими учащимися).
2.Демонстрация и примеры рыцарских, дворянских и невоенных гербов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Герб В.Шекспира.
3. Правила составления гербов: основу герба составляет щит, если он:  - треугольный – варяжский, норманнский;  - овальный – итальянский;  - квадратный с округлостью внизу – испанский;  - четырёхугольный с заострением внизу – французский;  - фигурный – немецкий.
Символика цветов на гербах:  - красный – «мужество», «страсть»;  - голубой – «величие, красота, ясность»;  - зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;  - пурпурный – «власть» и т.д.
Символика изображений на щитах:  - лев – отвага, сила, гнев, великодушие;  - журавль – бдительность и осторожность;  - лилия – расцвет и успех;  - единорог – непобедимость;  - гриф – неустрашимость и свирепость и т.д.Фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону.
4. Составление гербов поэтов с учётом художественных образов в их лирике:
«облака», «море», «корабль», «парус», «горы», «птица», «кинжал», «цветок» и т.д. Проведение конкурса гербов.
Картинка 1 из 25815