Ребенок с синдромом Дауна


Материал для занятий с ребенком с синдромом Дауна
Воспитание речевого дыхания:
-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.
Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата
Упражнения для губ:
«улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы;
«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты) ;
-попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;
-поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;
-вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;
-отставление губ от зубов –«рупор»;
-втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для развития мышц языка
-«болтушка»-движения языком вперед-назад;
-«часики»-движения языком вправо-влево;
-«качели»-движения языком вверх-вниз;
-«лошадка»-щелкание язычком;
-«блинчик»-(лопатка) -расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)
-«вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.
-«желобок» (трубочка) -высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.
-«присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.
-«грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.
«чашечка»-широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам
«накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем
середину языка (массаж язычка) .Упражнения для развития челюстей
«бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик-
Отдыхает бегемотик.
«Гармошка»-развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку, опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:
На гармошечке играю
Раз и два, раз и два.
И косички заплетаю
Раз и два, раз и два.
Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики) .Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
-повторение ребенком имеющихся у него звуков;
-побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;
-использование усвоенных звуков в речи;
-включение звуков в слоги и слова;
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова) .Звукопроизношение
Постановка звуков - свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.
Навыки общей моторики
-выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;
-прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы) ;- легкий бег (держа ребенка за обе руки) ;-повороты вправо, влево;
Наклониться, подняться;
Присесть, встать.
Самомассаж кистей и рук
-грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;
-растирание ладоней движениями вверх-вниз;
-разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;
-растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.
Развитие мелкой моторики
-свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;
-свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;
-разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе) ;-«бегают человечки»- указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
-«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.
-«Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
-Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу.
-«стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.
Кулачок-это толстая ножка.
Сверху крышка-наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Учим математике: