Лекция по М.Шолохову на 31.01.2017


Михаил Шолохов. «Донские рассказы». «Тихий Дон»
План лекции
«История семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон»  М. Шолохова как отражение социальных  катаклизмов эпохи. 
Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» М.Шолохова.
Глубина чувств и сила страстей героев «Тихого Дона» М.Шолохова.
Изображение гражданской войны  как трагедии народа в романе «Тихий Дон» М.Шолохова.
Литература
Бекедин, П. К спорам об авторстве «Тихого Дона» / П. Бекедин. – Русская литература. – 1994. – №1.
Бирюков, Ф. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохов / Ф. Бирюков. – М., 1989.
Бритиков, А. Мастерство Михаила Шолохова / А. Бритиков. – М., 1964.
Гришаев, В. Наш Шолохов (Раздумья и встречи) / В. Гришаев. – М., 1964.
Гура, В., Абрамов, Ф. М.А. Шолохов. Семинарий / В. Гура, Ф. Абрамов. – Л., 1962.
Камянов, В. Григорий Мелехов как трагический характер / В. Камянов. – Русская литература. – 1960. – №4.
Лагуновский, А.М. Михаил Александрович Шолохов /  HYPERLINK "http://1abzac.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/" \t "_blank" \o "Список публикаций А.М.Лагуновского"А.М.Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Минск, 2004. – С. 360-398.
Лежнев, И. Путь Шолохова. Творческая биография / И. Лежнев. – М., 1958.
Литвинов, В. Михаил Шолохов / В. Литвиннов. – М., 1980.
Семанов, С. В мире «Тихого Дона» / С. Семанов. – М., 1987.
Хватов, А. Художественный мир Шолохова / А. Хватов. – М., 1970.
Якименко, Л. Творчество М.А. Шолохова / Л. Якименко. – М., 1970.
 
 
1. История семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон»  М.Шолохова как отражение социальных  катаклизмов эпохи
Одна из главных проблем романа-эпопеи  «Тихий Дон» – судьба семьи, простого, «частного» человека   в водовороте истории. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не представители высших сословий и интеллигенции, а простые люди из народа. Солдаты и землепашцы. Шолохов же продемонстрировал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Шолохов подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся патриархальную нравственность, конечно, не лишенную и пережитков.
В этой патриархальной системе ценностей основное – товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благообразие в быту, добропорядочность, отвращение ко лжи, двуличию, лицемерию, наглости и насилию.
Подлинным примером для подражания могут служить дед Гришака Коршунов и дед Максим Богатырев. Первый побывал в турецкой кампании, второй – еще в кавказской. Сидя за свадебным столом, они вспоминают годы своей молодости. Однако деда Максима гложет раскаяние: когда-то давно с однополчанином отобрали они ковер: «До этого сроду не брал чужого… бывало, займем черкесский аул, в саклях имущество, а я не завидую… Чужое сиречь от нечистого… А тут поди ж ты… Влез в глаза ковер… с махрами… Вот, думаю, попона коню будет…»
Самой же главной ценностью, оплотом патриархальной нравственности, воспитавшей в людях их лучшие качества, была семья. Ярким примером  такой семьи является семья Мелеховых. Во главе ее стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, поскольку он охраняет покой и благосостояние близких. Не по самодурству пытается Пантелей Прокофьевич уломать Григория, когда тот стал встречаться с Аксиньей, а потому что по-своему беспокоится за будущее сына и семьи соседей Астаховых. После женитьбы сына следовало оградить от страданий Наталью и детей. Эти же чувства испытывает мудрая, сильная духом Ильинична, также являющаяся хранительницей домашнего очага.
Совершенно прав Пантелей Прокофьевич, когда галопом примчался разнимать не на шутку повздоривших сыновей. Дело не в арапнике, который он держит в руке с целью якобы наказать виновных (этого как раз и не случилось), а в том, что есть глава семьи, отец, следящий за порядком, не дающий распускаться домашним.
Трудно возразить Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, когда они следят за тем, чтоб Наталья и Дарья – жены сыновей – несли равный труд по хозяйству.
Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведет речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок.
Этот мир первым нарушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Поступок Григория служит как бы провозвестником грядущих трагических событий.
И они не заставили себя ждать. Грянули первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, гражданская война. С началом катаклизмов, потрясений началось постепенное выживание, которое привело к гибели большинства Мелеховых. Уцелели лишь Дуняшка, Григорий и его сын.
Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив крушение веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Пантелея Прокофьевича.
В начале произведения мы видим Пантелея Прокофьевича полновластным хозяином в своем доме. С молоком матери впитал он в себя патриархальные устои и стоит на страже их. Не гнушается  поднять руку на домашних, чтобы охладить их пыл.
Однако в контексте того времени это входило в его обязанности, считалось долгом перед детьми. В Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», «наказывай сына своего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».
В то же время это очень трудолюбивый человек, хозяйственный, в курене которого царит достаток.
Весь смысл жизни Пантелея Прокофьевича заключен в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везет со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» – откровенничает Пантелей Прокофьевич.
Но вот начинается гражданская война. То одна, то другая сторона одерживает верх. Меняются власти. Не однажды приходится Пантелею Прокофьевичу бросать свой дом, спасаться бегством. И, возвращаясь, видит он все большие разрушения и опустошения.
Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не все можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжелых потерь и разрухи, махнул на все рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Все чаще в его речах звучит смешное и жалкое утешение: «Он и поросенок-то был так, одно горе…», «он и амбар-то был…» Шолохов пишет: «Все, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».
Но имущественные утраты были лишь частью беды. На глазах Пантелея Прокофьевича разрушалась крепкая, дружная семья. Как ни пытался, не мог Пантелей Прокофьевич сохранить в доме старинный порядок.
Первой от семьи откололась Дуняшка. В своей любви к Михаилу Кошевому – убийце брата – Дуняшка пошла против всей семьи. Чуждается стариков и Наталья, остро переживавшая новое сближение Григория и Аксиньи. Дарья после смерти Петра норовила под любым предлогом уехать из дому, чтобы погулять на воле. Пантелей Прокофьевич, видя весь этот разлад и сумятицу в семье, ничего не мог поделать. Кругом рушилось все привычное, устоявшееся, и его власть хозяина, старшего, отца развеялась как дым.
Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та все чаще перечит своему старику. Его тяжелая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьезной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.
Со временем что-то жалкое и суетливое появляется в облике Пантелея Прокофьевича. Наигранной бодростью, хвастливостью он словно пытается защититься от  беспощадных ударов судьбы.
А жизнь не щадила ни его, ни других Мелеховых. За короткий промежуток времени погибают Петр и Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Хоронясь от близких, Пантелей Прокофьевич горько оплакивал эту смерть, потому что любил Наталью, как родную дочь. Не прошло и месяца, как вновь запахло «ладаном» в доме Мелеховых. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».
С ужасом думает Пантелей Прокофьевич об опасности, которой подвергается жизнь Григория на фронте. На долю старика выпало столько горя и утрат, что больше их сносить он уже не мог.
Это новое состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает в том чувстве загнанности, страха перед несчастьями, которое не покидало старика. Он стал бояться всего. Он бежит из хутора, когда привозят туда убитых казаков. «За один год смерть сразила столько родных и знакомых, что при одной мысли о них на душе его становилось тяжко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то черной пеленой».
В размышлениях, переживаниях Пантелея Прокофьевича начинает звучать чувство приближающейся смерти. В осеннем лесу все напоминает Пантелею Прокофьевичу  о смерти: «и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гуси, и мертвенно полегшая трава…» Когда рыли могилу Дарье, Пантелей Прокофьевич выбрал место и для себя. Но довелось ему умереть вдали от родных мест. После очередного наступления Красной Армии Пантелей Прокофьевич пустился в бега. Заболев тифом, он умер на Кубани. В чужой земле похоронили его Григорий Мелехов и Прохор Зыков – ординарец Мелехова.
2. Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» М.Шолохова
В «Тихом Доне», как уже отмечалось, – множество персонажей. Но среди них есть один, чья противоречивая жизнь, трагическая судьба привлекает наибольшее внимание. Это – Григорий Мелехов, чей образ, вне всякого сомнения, является главным в эпопее. Можно поспорить о том, кто является центральным героем «Евгения Онегина» – Онегин или Татьяна, «Войны и мира» – Андрей Болконский, Пьер Безухов или народ, но когда мы говорим о «Тихом Доне», ответ однозначен: главный герой произведения – Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов – самый сложный шолоховский персонаж. Это искатель правды. Жизненный путь Мелехова труден и извилист. В поисках истины герой мечется между двумя враждующими лагерями: он то в стане красных, то в стане белых. Однако того, что ищет – истины – так и не находит, она постоянно ускользает от него. И вот эта сложность характера Григория Мелехова и извилистость его жизненного пути породили разнообразные интерпретации данного образа в критике.
Отметим, что, с одной стороны, в Григории Мелехове Шолохов стремится показать лучшие черты казачества: трудолюбие, человечность, удаль, сноровку, воинскую доблесть, чувство собственного достоинства, благородство, с другой же стороны, мы не можем не заметить, что главный герой романа с самого начала произведения чем-то резко отличается от остальных жителей хутора. Он всерьез расстраивается из-за утенка, срезанного косой. А в другом эпизоде разбушевавшемуся отцу, поднявшему на него руку, заявляет: «Драться не дам!» Увидев через плетень, как Степан избивает Аксинью, Григорий тут же бросается защищать ее, хотя по молодости намного слабее Степана Астахова. То, что он являет собой незаурядную натуру, что он не такой, как все, становится предельно ясно после его побега с Аксиньей в Ягодное. Ради любви к женщине Григорий жертвует всем – семьей, достатком, репутацией – неслыханный по тем временам поступок.
Именно Григорий своим звероватым, исполненным ненависти взглядом пугает офицера на смотру («Кэк смэтришь! Кэк смэтришь, казак?»). Именно Григорий поначалу тяжелее других приспосабливается к армейской службе: для свободолюбивого Григория армия с ее удушающей несвободой – труднейшее испытание.
В армии герой знакомится с Чубатым, который преподает Мелехову первые уроки жестокости: «Человека руби смело. Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело  рубить, не спрашивая… Животное без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…» Однако Григорий крайне неохотно усваивает эти уроки. Человеколюбие даже на войне остается одной из определяющих черт его личности. Об этом говорит хотя бы эпизод с полькой Франей, когда Мелехов один против целого взвода бросается защищать ее. Будучи тяжело ранен, Григорий выносит из боя офицера. В бою он, наконец, спасает от гибели смертного своего врага – мужа Аксиньи Степана Астахова. Шолохов подчеркивает: «Спас, подчиняясь сердцу».
Григорий чутко реагирует на происходящие вокруг перемены. Личностные качества не позволяют ему оставаться вне борьбы, охватившей с начала 1917 года всю страну. Он пристает то к красным, то к белым. Но, видя, что слова и одних, и других расходятся с делами, быстро утрачивает веру в справедливость действий обоих враждующих лагерей. Он чужд и тем, и другим, и белые, и красные относятся к герою с недоверием. А все потому, что Мелехов, несмотря на присущую ему прямолинейность и доверчивость, ничего не берет на веру. В какие бы цвета ни был окрашен фанатизм, для Григория он остается абсолютно неприемлем. В распадающемся, хаотичном мире, предавшем забвению элементарные человеческие ценности и свободы, герой ищет цельности и гармонии, ищет правды, ради торжества которой не надо было бы подавлять целые группы людей. Но события, каждое из которых катастрофичнее и кровавее всего, что до сих пор знала человеческая история, свидетелем которых становится Мелехов, приводят героя к разочарованию в жизни, утрате её смысла. Мы начинаем замечать странные перемены в поведении Григория.
Словно забыв, с каким омерзением он еще недавно относился к грабежам, как последний мародер, Григорий раздевает красного командира: «Снимай полушубок, комиссар!.. Ты – гладкий. Отъелся на казачьих хлебах, небось, не замерзнешь!»
Так болезненно переживавший кровавую расправу Подтелкова над пленными офицерами, Григорий, став во главе повстанческой дивизии, до того увлекся казнями и расстрелами, что повстанческое руководство вынуждено было обратиться к Мелехову со специальным посланием: «Многоуважаемый Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами… Ты идешь со своими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай…»
Изрубив матросский пулеметный расчет, Григорий в эпилептическом припадке бьется на руках казаков, весь в белой пене, хрипит: «Пустите, гады!.. Матросню!.. Всех!.. Ррруб-лю!..»
Моральное и физическое падение героя находит свое выражение также в бесконечных пьянках и гулянках. В романе сказано, что «запахом самогонки пропитался даже потник на седле» Мелехова.
Меняется сама внешность Григория: «он заметно обрюзг, ссутулился; под глазами засинели мешковатые складки, во взгляде все чаще стал просвечиваться огонек бессмысленной жестокости». Григорий живет теперь, «понуро нагнув голову, без улыбки, без радости». Все отчетливей проступает в нем звероватое, волчье.
Осознавая степень своего падения, Григорий объясняет его следующими причинами ( в разговоре с Натальей): «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Душевное состояние Григория в дальнейшем мало изменится. Свою  трудно сложившуюся жизнь он будет заканчивать в банде Фомина и среди  дезертиров, прячущихся в лесу. После гибели Аксиньи, с которой герой связывал свои последние надежды, жизнь утратит для него всякий интерес, и он будет ждать развязки. Именно этим желанием покончить с жизнью, приблизить финал объясняется возвращение героя на хутор в конце романа. Григорий возвращается до амнистии. Его ждет неизбежная смерть. Верность этого предположения подтверждает и судьба мелеховских прототипов: Филиппа Миронова и Харлампия Ермакова. Оба были расстреляны без суда, один в 1921, второй в 1927 году. В романе же показать расстрел героя, полюбившегося читателям, учитывая обстановку, сложившуюся в стране в тридцатые годы, было невозможно.
Что же хотел донести Шолохов до читателя, изображая сложный, противоречивый путь Григория Мелехова? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни исследователи считают, что на примере образа главного героя Шолохов отстаивает концепцию исторически ответственной личности, другие говорят об ответственности эпохи перед личностью. Обе эти точки зрения правомерны, но, думается, сильно умаляют значение шолоховского персонажа.
Григорий Мелехов стоит в одном ряду с многочисленными героями русской литературы, которых мы именуем правдоискателями, и по праву занимает среди них одно из первых мест. Недаром его называют «русским Гамлетом». Гамлет – трагический герой. Мелехов – тоже. Он ищет высший смысл жизни, но эти поиски приводят героя к разочарованию и моральному опустошению. Шолохов показывает неизбежный трагизм идеалистически настроенных людей в мире, вступившем в затяжную полосу социальных экспериментов и исторических катаклизмов, испытаний на прочность гуманистических традиций человеческой культуры.
3. Глубина чувств и сила страстей героев «Тихого Дона» М.Шолохова
Создавая свой бессмертный роман, Шолохов столкнулся со сложной, трудновыполнимой задачей – показать любовь в среде деревенской, необразованной, полудикой. Писателю нужно было преодолеть стереотип, который признавал остроту переживаний свойством натур избранных, интеллигентных, обладающей тонкой организацией психики, высокой культурой. С поставленной перед собой задачей Шолохов вполне справился. Он не просто во всеуслышание заявил о том, что люди от земли тоже «чувствовать умеют», но и показал, что им свойственны кипучие страсти и глубокие чувства.
Наиболее обаятельный женский образ произведения – Аксинья. В ней поражает сочетание внутреннего благородства, умения противостоять судьбе и бороться за свое счастье. А им героиня была обделена с молодости. Ее  истязал муж. Давила черная, однообразная работа. Никакой надежды на лучшую долю. И вдруг – Григорий. Неудивительно, что ради этой любви она готова пойти на все.
Аксинью не испугали ни бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор («Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего»), ни побои мужа, ни насмешки окружающих… В бессонные ночи, глядя «сухими глазами в темноту», Аксинья решила отнять Григория у Натальи Коршуновой. Она убеждена в справедливости и нравственности своего решения. Позже, в имении Листницкого, Аксинья скажет сопернице: «Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла?»
С большим мастерством показывает писатель зарождение любви Аксиньи к Григорию. Несвободная женщина, она долго боролась со своим чувством, оно пугало ее, а затем, не в силах справиться с заполонившей все ее существо любовью, пошла на открытую связь с Григорием, бросая вызов хутору. «За всю жизнь за горькую отлюблю!… А там хучь убейте!..» – выкрикивает героиня угрожающему ей Пантелею Прокофьевичу.
Шолохов постоянно пишет об Аксинье «гордая». У героини «гордое лицо», не обращая внимания на хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Поругавшись с Мелеховыми, перестает здороваться с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри», проходит мимо. Много раз повторенный эпитет «гордая» служит для выделения, пожалуй, главной черты характера Аксиньи. Героиня  гордится не своей ослепительной красотой. Гордость ее выражается в постоянной готовности отстаивать свое человеческое достоинство, силу и благородство характера.
Гордое сознание своего человеческого достоинства определяет искренность, правдивость и прямоту Аксиньи. «Ну, люб мне Гришка, – с вызовом бросает героиня Пантелею Прокофьевичу. – Ну? Вдаришь, что ль?.. Мужу пропишешь?.. Пиши хучь наказному атаману, а Гришка мой! Мой!..»
Аксинья не способна обмануть, извернуться, солгать. Она отвергает обман как явление уродливое, унизительное для человека. Во время восстания казаков в доме Аксиньиной тетки случайно столкнулись Григорий и Степан, с которым после многих лет разлуки снова жила Аксинья. Степан понимает, ради кого пришел сюда Григорий. Мелехов, сидя за одним столом с мужем Аксиньи, настороженно следит за ним, отлично помня, как Степан на фронте несколько раз пытался убить его. Психологическое напряжение доведено Шолоховым до предела. Мы не знаем, как поведут себя сейчас герои. Когда Аксинья, вернувшись с «горячительным», увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Тем не менее героиня отказывается пить «за долгую разлуку» – тост, предложенный мужем:
« – Ты же знаешь…
– Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорогого гостя Григория Пантелеевича.
– За его здоровье выпью! – звонко сказала Аксинья и выпила стакан залпом».
В этом поступке – вся Аксинья, гордо и бесстрашно выражающая свои чувства. Мало кому даны такие мужество и прямота. «Победная твоя головушка!» – прошептала тетка, выбегая в кухню в уверенности, что сейчас с грохотом полетит посуда, раздадутся выстрелы. Однако Степан, помедлив, «с восхищением глядя на Аксинью, сказал: «Молодец, жена! Люблю за смелость!»
Именно гордость и смелость являлись теми человеческими качествами, которые поэтизировались как прекрасное в характере Аксиньи. Героине противно смирение, ее гордую, страстную натуру отличает мятежная непокорность. Сила переживаний Аксиньи не случайно очень часто получает образное выражение в сопоставлении с огнем. Данное сравнение передает всю силу и красоту того чувства, которое владело Аксиньей всю ее жизнь.
Характер Натальи Коршуновой также раскрывается, прежде всего, через ее любовь к Григорию. Только любовь эта была невзаимной и оттого горькой и мучительной.
Словно предвидя будущее развитие событий, отец и брат пытались отговорить Наталью идти замуж за Григория, однако никакие уговоры и увещевания на нее не подействовали. «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду», – твердила она и сумела-таки настоять на своем. Ослепленная любовью, Наталья и помыслить не могла, что очень скоро действительность самым жестоким образом растопчет ее веру в неизведанное, волнующее и прекрасное счастье замужества. Как обухом, ударят ее тяжелые, жестокие слова Григория: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся».
Беда Натальи в том, что она не сумела по достоинству оценить соперницу, не смогла понять, что же влечет к ней Григория. Те методы борьбы за любимого человека, которые неизменно выбирала Наталья, только еще больше отдаляли ее от заветной цели. Свою обиду Наталья вначале переживала молча. Затем попробовала угрожать. Она заявила, что покинет мелеховский курень, если Григорий не покинет Аксинью. Все закончилось тем, что ушел сам Григорий – нанялся в батраки в Ягодное. Так первая попытка Натальи защитить свою любовь обернулась крахом.
Следующую неудачу Наталья переживет еще болезненнее. Получив безразлично-оскорбительный ответ на свое трогательное письмо, героиня попыталась покончить жизнь самоубийством и только чудом спаслась, изуродовав себя на всю жизнь.
После выздоровления Наталья осуществит еще одну наивную попытку вернуть мужа – отправится в Ягодное с целью уговорить Аксинью «отдать» Григория. Но ждало ее, как не трудно было предвидеть, еще  одно тяжкое и мучительное унижение. Аксинья жестоко глумится над своей неудачливой соперницей.
Тяжелая семейная драма закончится страшным исходом. Оскорбленная Наталья не захочет родить от нарушившего верность мужа и после аборта, варварски сделанного бабкой-повитухой, умрет.
Наталья – характер трагический. В страшную «годину смуты и разврата», разрушения традиционного уклада жизни, Наталья остается верной идее дома, семьи. Против нее все: и холодность любимого, и тотальное обесценение моральных норм, и войны, то и дело забирающие Григория. Лишь на короткий миг в жизнь Натальи войдет счастье, да и то во многом случайно: к решению возвратиться в родной курень Григория подтолкнет измена Аксиньи, то есть не какой-то внутренний глубинный побудительный мотив, а причина чисто внешняя. Родив от Григория, Наталья «расцветет и похорошеет… диковинно». Отвергаемая Григорием вначале, она, став матерью, постепенно завоюет если не любовь его, то хотя бы расположение и признательность. Это новое отношение к жене передано в одном из внутренних его монологов: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо. Торопливо накинув платок, чтобы не видно было, как безобразна стала ее голова после болезни, слегка склонив голову набок, сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Она всегда носила высокие воротнички, чтобы скрыть от него шрам, некогда обезобразивший ее шею. Все это из-за него… Могучая волна нежности залила сердце Григория. Он хотел ей сказать что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».
Писатель сознательно выделяет во внешности Натальи следы болезни, ранения – для того, чтобы еще резче проступило внутреннее обаяние  бесконечно любящей женщины, матери.
И все-таки облик Натальи далек от гармонического совершенства. Есть в ней ущербное, ограниченное. Ущербность проявляется, прежде всего, в эгоистической замкнутости ее чувства, в сосредоточенности на своих мыслях и переживаниях. Наталья оказывается не в состоянии даже приблизиться к пониманию драмы, переживаемой Григорием. На откровенную исповедь она с грубостью отвечает: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь. Все вы такие-то! Мало через тебя, черта, я лиха приняла? Да и жалко уж, что тогда не до смерти зарезалась…» Оскорбленный Григорий с горечью бросает: «Больше не об чем с тобой гутарить». Может быть, этим непониманием и толкнула Наталья Григория к Аксинье, новое сближение которых и явилось причиной ее смерти. Любовь Натальи к Григорию была чересчур слепой, слишком рабской, несвободной.
Наталье и Аксинье, глубоко, хотя и по-разному, любящим героиням «Тихого Дона» в произведении противопоставлена Дарья, жена Петра, не способная на глубокие чувства. Это нарядная, красивая женщина с «виляющей, быстрой походкой», смысл жизни которой сосредоточен в одном – в распутстве, в поиске все новых и новых любовных приключений.
Утрата нравственной чистоты приводит Дарью к опошлению и цинизму. Шолохов, говоря об этой героине, постоянно подчеркивает: «Со свойственным ей цинизмом думала она», «с обычной для нее циничной шутливостью добавила…» Дарья равнодушно-бесчувственна даже к близким ей людям. Она недолго оплакивала мужа. «Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности…»
Одной из немногих, кто по-доброму относился к Дарье, была Наталья. Однако Дарья добра не помнит. Совершенно сознательно, желая причинить страдания Наталье, рассказывает она о том, что Григорий снова встречается с Аксиньей и с наслаждением наблюдает за мучениями Натальи.
Красота жены Петра, таким образом, оборачивается внешней красивостью, за которой отчетливо проступает нечто безобразное, уродливое. Изображая портрет Дарьи, писатель прибегает к следующей характеристике: «Не тронутые загаром бледные щеки резче оттеняли жаркий блеск прищуренных ищущих глаз, а в своевольном изгибе накрашенных бровей и в складке улыбающихся губ таилось что-то вызывающее и нечистое».
Шолохов с большим, присущим великому художнику мастерством показывает различные проявления безобразного в Дарье. Эти проявления не так легко увидеть, поскольку скрыто оно под привлекательной наружностью, непринужденностью в общении. Безобразное то проглянет в поступках Дарьи, то даст о себе знать в отношении близких людей. Дарью не слишком жалует свекровь, недолюбливает свекор, Наталья «всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости».
Законченный цинизм Дарьи как одно из свойств безобразного наиболее ярко проявился в эпизоде расправы над «подтелковцами». Дарья, обманывавшая мужа при жизни и не особенно хранившая о нем память после смерти, выступает в роли «мстительницы» за Петра. На глазах всего хутора она убивает безоружного, полуживого большевика Котлярова.
Дарья, искавшая в жизни только наслаждений, в конце концов понесла жестокое наказание. Одна из ее случайных любовных связей закончилась «дурной болезнью» – сифилисом.
Ушла из жизни эта малопривлекательная шолоховская героиня как пустоцвет, не оставив после себя ни следа, ни доброй памяти. В этом состоял приговор писателя не только Дарье, но и всем подобным ей.
4. Изображение гражданской войны  как трагедии народа в романе «Тихий Дон» М.Шолохова
Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.
По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.
Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что онабратоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.
…Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.
В романе немало потрясающих воображение сцен. Одна из них – расправа подтелковцев над сорока пленными офицерами. «Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал – и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, – упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетывающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь – его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки». Предельно выразительны скорбные эти строки, исполненные ужаса перед совершаемым. С невыносимой болью прочитываются они, с душевным трепетом и несут в себе проклятие братоубийственной войне.
Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто  на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.
Однако ошибается Подтелков, самонадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.
На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа». Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.
Смерть в восприятии Шолохова – это то, что противостоит жизни, ее безусловным началам, особенно смерть насильственная. В этом смысле создатель «Тихого Дона» –  верный продолжатель лучших гуманистических традиций, как русской, так и мировой литературы.