Рабочая программа по предмету Искусство 8 класс. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская


Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Каскаринской средней общеобразовательной школы
«Янтыковская средняя общеобразовательная школа»
Тюменского муниципального района
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
протокол № 1 от 30. 08. 2016 г.
руководитель ШМО учителей
________/ **************/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
________/ ***************/
«30» августа 2016 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор филиала
______/ *****************/
«30» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Искусство
Учебный год 2016 – 2017
Класс 8
Количество часов в год 34
Количество часов в неделю 1
Учитель: Сабирова Р.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» ДЛЯ 8 КЛАССА
Настоящая рабочая программа по искусству для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 31.01.2012)" «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38.
Основной образовательной программы основного общего образования филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ»
Учебного плана филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ», утвержденного приказом №223-од от 06.06.2016 и согласованного управляющим советом протокол № 9 от 31.05.2016 г.
Авторской программы: «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
Учебник: Искусство. Учебник для 8-9 кл.: общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.–М.: Просвещение, 2011. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента выделено 10% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и пр.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов иразвитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.
Программа для 8 класса состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих друг друга:
«Искусство в жизни современного человека» 3 часа;
«Искусство открывает новые грани мира» 7 часов;
«Искусство как универсальный способ общения» 7 часов;
«Красота в искусстве и жизни» 11часов;
«Прекрасное побуждает доброе» 8 часов;
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета "ИСКУССТВО" в 8 классе отводится 1 час в неделю, в год 34 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
Учащиеся должны уметь:
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» ДЛЯ 8 КЛАССА
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры,
духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его
знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке,
изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин
Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский,
С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки,
предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации.
Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи,
жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович
А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий.
Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в
художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской,
икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф.
Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф.
Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И.
Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука,
Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр)
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»
Программа «Искусство 8-9 классы». Авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, М. Просвещение, 2010 – 1 шт.
Учебник: Искусство. Учебник для 8-9 кл.: общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.–М.: Просвещение, 2011. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ – 5 шт.
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Пособие для учителя «Искусство» 8-9 классМосква «Просвещение» 2011 – 1 шт.
МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Экранно-звуковые пособия
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс. Москва «Просвещение» - 1 шт.
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Фонохрестоматия «Искусство» 8-9 классМосква «Просвещение»2011. – 1
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер – 1 шт.
Мультимедиапроектор – 1 шт.
Экран навесной – 1 шт.
Принтер лазерный – 1 шт.
Сканер– 1 шт.
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
Специализированная учебная мебель
Аудиторная доска – 1 шт.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п № урока Тема раздела Кол-во
часов Характеристика видов деятельности учащихся
1-3 Искусство в жизни современного человека. 3 Определяют место и роль искусства в жизни человека и общества.
Различают виды, стили и жанры искусства.
Воспринимают художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним.
Раскрывают специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.
Записывают свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от полюбившихся художественных произведений (рассказывают о них).
Соотносят характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
Разбираются в соотношении научного и художественного творчества.
Правильно употребляют термины.
Различают основные жанры народной и профессиональной музыки.
Обобщают и систематизируют представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства
4-10 Искусство открывает новые грани мира. 7 Наблюдают жизненные явления и сопоставляют их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
Соотносят особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.
Устанавливают ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.
Обосновывают выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».
Самостоятельно осваивают какое- либо явление и создают художественную реальность в любом виде творческой деятельности.
Создают средствами любого искусства модель построения мира какой-либо эпохи (по выбору).
Составляют музыкально-литературные композиции.
Проводят беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
Выражают разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).
Находят сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Знакомятся с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость.
Сопоставляют язык различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
Собирают художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
Определяют, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).
Устанавливают ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями и анализируют средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Осуществляют перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др.
Рассматривают особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.
Аргументируют свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
Ориентируются в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства
11-16 Искусство как универсальный способ общения 6 Определяют роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждают о них.
Раскрывают специфику искусства и его особенности как универсального способа общения и используют коммуникативные свойства искусства.
Воспринимают произведения разных видов искусства, анализируют особенности их языка и соотносят их с эпохой.
«Считывают» информацию, заключенную в памятниках культуры.
Интерпретируют содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.
Называют музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.
Посещают музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края и рассказывают о значимых культурно-исторических объектах своего края.
Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.
Определяют значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. '
Сравнивают содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.).
Выявляют стилистические особенности художественного перевода.
Определяют специфику художественно-образной информации и ее отличия от научной, повседневной и др.
Раскрывают смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.
Различают знаки и символы искусства и интерпретируют их.
Участвуют в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.
Раскрывают символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
Раскрывают свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).
Анализируют синтетический характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.
Определяют значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.
Создают/воспроизводят в образно-символической форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или информационных технологий.
Выбирают произведения, наиболее полно отражающие сущность человека, из золотого фонда мирового искусства. Обосновывают свой выбор.
Участвуют в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве
17-26 Красота в искусстве и жизни. 10 Различают объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу.
Различают общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.
Выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.
Устанавливают образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.
Создают композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Создают музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).
Наблюдают за развитием музыки (драматургией музыкального произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.
Выявляют особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирают музыкальные произведения, соответствующие времени.
Сопоставляют различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.
Различают жанры искусства и их роль в жизни человека.
Определяют значения символов культуры.
Анализируют образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.
Различают истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений.
Анализируют и оценивают произведения различных видов искусства; знать специфические особенности языка.
Передают красоту современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Воплощают красоту различных состояний природы и человеческих отношений средствами одного из видов искусства (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении)
27- 32 Прекрасное пробуждает доброе. 8 Выявляют важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства.
Создают эскизы плакатов или рекламных листовок на социально значимые темы, например, «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.
Разрабатывают художественную идею и замысел совместного проекта.
Определяют свою роль (участие) в проекте.
Намечают способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.
Общаются и взаимодействуют в процессе подготовки и осуществления проекта.
Используют опыт художественно творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Осуществляют презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.
Участвуют в создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» 8 КЛАСС НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока Дата Тема урока
Элемент содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Форма
контроля Проверочные и
домашние творческие задания
план факт I четверть – 8 час.
Искусство в жизни современного человека - 3 часа
1 05.09 Искусство вокруг нас.
Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале). - интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
- Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.
-Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
- Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
- Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.
- Умение задавать вопросы.- Умение отвечать на вопросы. Сообщения-презентации.
Устный опрос Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»
2 12.09 Художественный образ – стиль – язык.
НРК. Произведения художественной культуры Тюменского края
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
- Различать виды, стили и жанры искусства
- Знать/понимать смысл употребляемых терминов.
- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями. Ответы на вопросы Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?»
3 19.09 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. - Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
- Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
Сообщения-презентации Ответы на вопросы Мультимедийная презентация, сравнение произведений искусства, анализ художественных произведений
Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
4 26.09 Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Различать виды, стили и жанры искусства.
Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.
Подбирать музыкальные произве-дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литера-турным образам; художественные произведения раскры-вающие эмоциональное богатство мира.
Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Сообщения-презентации.
Устный опрос Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.
5 03.10 Зримая музыка.
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы
Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —
стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают
лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) - Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе.
- Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Ответы на вопросы Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.
6 10.10 Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.
Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки
- Составлять музыкально-литературные композиции.
- Оценивать их художественную значимость
- Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Сообщения-презентации.
Устный опрос Сравнение произведений искусства, анализ художественных произведений
7 17.10 Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соте-чественников. Как начиналась галерея. Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина. - основные виды и жанры изобра-зительных искусств;
- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Ответы на вопросы Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»
8 24.10 Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соте-чественников. Как начиналась галерея. Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина. - основные виды и жанры изобра-зительных искусств;
- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д.
Сообщения-презентации.
Устный опрос Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».
II четверть – 7 час.
9 07.11 Музыкальный портрет
Александр Невский.
Портреты наших великих соотечественников.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Музыка выражает чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения.
- Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.
- Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.
- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
- Умение задавать вопросы - Умение отвечать на вопросы Творческая работа Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого
человека? Аргументируйте свое мнение
10 14.11 Портрет композитора в литературе и кино.
Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).
Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля
культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Фрагменты произведений В.Моцарта:
Симфония № 40
«Маленькая ночная серенада»
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием». - Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;
- Наблюдать жизненные явления.
Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Составлять музыкально-литературные композиции.
Ответы на вопросы Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.
Искусство как универсальный способ общения - 6 часов
11 21.11 Мир в зеркале искусства.
Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. - Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
- Использовать коммуникативные свойства искусства.
- Воспринимать произведения различных видов искусства.
- Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. - Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.
- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Составлять музыкально-литературные композиции.
- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д. Сообщения-презентации.
Устный опрос Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.
12 28.11 Роль искусства в сближении народов.
НРК. Диалог культур: русско-татарские связи Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.
Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.
Большим вкладом в распространение литераурных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. - Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.
- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.
- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.
- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.
- Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.
- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Творческая работа Найти общее и различное в переводах сонета Шекспира
13 05.12 Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.
Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.
Большим вкладом в распространение литераурных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. - Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.
- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.
- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.
- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.
- Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.
- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.
- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Творческая работа Ответить на вопрос: Как происходит передача сообщения в искусстве?
14 12.12 Искусство проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.
Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. - Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др Сообщения-презентации.
Устный опрос Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти
15 19.12 Художественные послания предков. Разговор с современником.
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.
Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.
Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. - Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.
- Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов ( поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др. )
- Выявлять стилистические особенности художественного перевода
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями. Сообщения-презентации.
Устный опрос Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?»
III четверть – 10 час.
16 16.01 Символы в жизни и искусстве.
Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации.
Центральные символы-образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня
- Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями Творческая работа 17 23.01 Музыкально-поэтическая символика огня
В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский компо-зитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.
- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).
- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня
- Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями Творческая работа Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет?
Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству ни-
когда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворен-
ности».
Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно
испытать отчаяние и победить его».
Красота в искусстве и жизни - 10 часов
18 30.01 Что есть красота
Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Ответы на вопросы Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»
19 06.02 Откровенье вечной красоты Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Сообщения-презентации Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой?
20 13.02 Застывшая музыка.
Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.
Понимать значение символов культуры.
Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. СообщенияпрезентацииУстный опрос Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.
21 20.02 Есть ли у красоты свои законы.
НРК. Архитектура Тюмени и её культурное своеобразие.
Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.
Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.
Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.
Знать специфические особенности языка.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
Творческая работа Письменный ответ на вопрос « Всегда ли люди одинаково понимали красоту»
22 27.02 Есть ли у красоты свои законы
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве. Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Ответы на вопросы Рассмотреть произведения изобразительного искусства на страницах учебника. Какую роль
в композиционном решении каждого из них играет гармония, пропорции, симметрия, ритм?
23 06.03 Есть ли у красоты свои законы. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
Творческая работа Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества?
Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.
24 13.03 Всегда ли люди одинаково понимали красоту Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.
Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения Творческая работа Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими
образными средствами композитор раскрывает трагизм жизненных ситуаций?
25 20.03 Всегда ли люди одинаково понимали красоту
Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях). Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.
Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Сообщения-презентации.
Устный опрос Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит…
Музыка губит».
IV четверть – 8 час.
26 03.04 Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве
Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.
Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.
Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Ответы на вопросы Письменная работа: Как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О. Родена:
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем труде».
Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов
27 10.04 Преобразующая сила искусства.
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.
Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Ответы на вопросы Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему,
например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п
28 17.04 Преобразующая сила искусства.
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.
Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы
Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Ответы на вопросы 29 22.04 Воспитание искусством – это «тихая работа»
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. - наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы. Сообщения-презентации.
Устный опрос Подготовить презентацию-заочную экскурсию в художественный музей
30 24.04 Воспитание искусством – это «тихая работа»
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. - знать наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы. Сообщения-презентации.
Устный опрос Подготовить презентацию-заочную экскурсию в художественный музей
31 08.05 Красота природы родной земли в живописи Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.
Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.
Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях. - знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе Творческая работа Подобрать и проанализировать картину художника о красоте родной земли.
32 15.05 Подготовка к разработке исследовательского проекта Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.
Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства
Творческая работа
Разработка содержательных линий (проектов)
33 22.05 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
Защита проектов Исследовательский проект.
В течение жизни каждому человеку приходится
решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.
Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;
• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве
• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.
Определять свою роль в проекте.
Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.
Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах
34 29.05 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Четверть Количество недель в четверти Количество часов в неделю Количество часов в четверти Количество зачётных работ
I четверть 8 1 8 II четверть 7 1 7 1
III четверть 10 1 10 IV четверть 9 1 9 1
Итого в год 34 1 34 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого(усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Критерии оценки выполнения проекта.
- содержательность и художественная ценность собранного материала;
- владение основными, ключевыми знаниями по предмету;
- последовательность, логика изложения собственных мыслей;
- художественная грамотность и эстетичность оформления представленной работы.
Представление проекта предполагает оценку по следующим критериям:
- эмоциональность, выражение своего отношения к созданному художественному образу;
- владение художественными материалами и средствами художественной выразительности;
- умение импровизировать и создавать оригинальные художественные образы.