Урок литературы Н.В. Гоголь Ночь перед рождеством


6 класс
Повесть Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Задачи:
1. Познакомить с повестью Гоголя «Ночь перед Рождеством», содействовать знакомству с понятием «юмор»;
2. Развивать критическое мышление через чтение и письмо;
3. Воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».
Оборудование: портрет Гоголя, раздаточный материал, интерактивная доска, костюмы для сценок.
«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная...
Все это так необыкновенно в нашей литературе»
А.С. Пушкин
Ход урока
І Орг. Момент
Игра «Комплименты»
ІІ Целевая установка
ІІІ Опрос пройденного материала
1) «Мозговой штурм» по повести «Метель» А.С. Пушкина.
Думай/ в паре/ обсуди
1. Назовите главных героев повести.
2. Описать жизнь героев.
3. Объяснить поведение героев.
4. Проанализироватьповедение героев.
5. Сравнить чувства героев.
6. Докажите свое мнение примерами из текста.
ІV. Новый материал урока:
І. Побуждение
Проблемный вопрос: «Всегда ли смех – это юмор?
Цель: выяснить, что такое юмор, какие приемы использует автор для
создания юмористической ситуации, с какой целью использует юмор.
ІІ. Реализация
1. Вступительное слово учителя
(Детям дано опережающее задание, дома прочитать повесть)
2. Проведём небольшой конкурс на лучшего толкователя слов. Победителем будет тот, кто понятнее, точнее сумеет объяснить значение слов:
Галушки, Голова, жупан, капот, колядки, околодок, пасечник, строить куры, таратайка, черевички.
Самопроверка.
- Итак, познакомившись с данными словами, о чём вы теперь имеете представление благодаря Н.В.Гоголю?
3. Вспомним сюжет повести. Исправьте цитатный план и запишите его в тетрадь в нужном порядке.
«Два кума отправились в дорогу»
«Чёрт украл месяц»
«Оксана не могла налюбоваться собою»
«Зимняя, ясная ночь наступила»
«Мать кузнеца Вакулы»
«Больно поколотил проклятый кузнец»
«Пойду к запорожцу Пузатому Пацуку»
«Достань, кузнец, царские черевички, выйду за тебя замуж!»«Кой чёрт, мешки стали как будто тяжелее прежнего!»
4. А теперь проверим ваши знания о героях повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
– Угадайте по следующим строчкам, о каком персонаже идёт речь:
«сделал-таки не так, как ему советовали» (Чуб)
«тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, свежих ланитах и осветилось в очах» (Оксана)
«умела причаровать к себе самых степенных казаков» (Солоха)
«был богобоязливый человек и писал часто образа святых» (Вакула)
«ему стоит только пошептать несколько слов, и недуг как будто рукою снимался» (Пузатый Пацук)
5. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно было назвать комичными. Что у вас вызвало смех?
6. Прочитайте сценку «Чуба поколотил Вакула в собственном доме» со слов «Немного пойдя…» до слов «Больно поколотил проклятый кузнец…». - Можно ли назвать прочитанный эпизод юмористическим?
- Как вы понимаете значение слова «юмор»?
Работа с термином «Юмор»
Представьте себя актёрами, вам надо озвучить эти роли. Вообразите место действия, поведение героев, интонацию их речи.
7. Конкурс «Живые картины»
Инсценировать фрагмент ( дети готовятся самостоятельно)
Возвращение к проблемному вопросу. Вывод.
Физминутка.
Фиксипелка «Помогатор»
ІІІ. Рефлексия
Напишите три ключевых слова нашего урока передающих суть его содержания.
Обсудите в паре.
Напишите эссе по этим ключевым словам.
V. Оценки за урок
VІ. Домашнее задание
Напишите сочинение «Мастерство Гоголя»