Что наша жизнь — ИГРА?


Классный час "Что наша жизнь – игра?"
Целевая аудитория 11-е классы
Цели:
Сформировать у учащихся представление о проблеме лудомании в настоящее время в России;
Развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы;
Воспитывать нравственную культуру учащихся.
Предварительная подготовка:
Подготовка учащихся к ролевым выступлениям (психолог, юрист).
Поиск необходимой информации в СМИ, отражающей проблему игромании в России и мире.
Подготовка анкет для тестирования на тему “Азартный ли Вы человек”.
Подготовка наглядностей.
Форма проведения: ток-шоу.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые гости и участники нашего ток шоу, посвященного проблемам лудомании. Сегодня к дискуссии приглашены учащиеся 11-х классов, психолог школы – Ольга Анатольевна, гости нашего мероприятия - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Наша работа сегодня будет проходить в несколько этапов. В первых из которых, хотелось бы, разобрать в сути проблемы. И начнём мы со слова лудомания, как вы его понимаете? Приведите синонимы…геймблинг, игромания. Что вбирает в себя понятие игромании?
Классный руководитель: Как ни странно, но игры захлестнули людей от мала до велика… Играют школьники, играют пенсионеры. Игромания уподобилась наркомании и алкоголизму. Многие специалисты считают, что эта болезнь даже опаснее чем алкоголизм. Еще немного и она станет национальным бедствием. В последние годы не смотря на то, что клубы игровых автоматов и азартных игр запрещены в России, но их становится больше и больше, они к тому же наносят существенный урон как обществу, так и экономике страны . Лишь в Москве фиксируется более тысячи подпольных игровых автоматов в год – и это не предел. Бизнес-то прибыльный! Был случай, когда в одном из таких клубов воры унесли около миллиона рублей! И это всего лишь – дневная выручка. Нетрудно подсчитать ежедневный доход всех клубов сразу.
Можно отметить тот факт, что все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно засеивает свои несколько соток, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Иногда последнее становится настоящей проблемой, Будь то подросток, не отходящий от компьютерных игр, или взрослый дяденька, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой страшно - все это одна и та же беда, имя которой “игромания”. А счастье было так близко...
Хотелось бы выразить благодарность учащимся, за то, что они довольно активно отозвались на призыв о прохождении анкетирования и сейчас настал момент, когда мы узнать общие результаты анкетирования по школе, ну а если вас заинтересует на сколько азартны лично вы, то после завершения мероприятия мы сможем это с вами обсудить. А сейчас позвольте предоставить слово Ольге Анатольевне.
Классный руководитель: Спасибо, Ольга Анатольевна, знать уровень личного азарта хорошо, но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что человек существо социальное и мы взаимодействуем с другими людьми, и в процессе этого взаимодействия влияем на них, на их судьбы. В сети Интернет можно найти множество видеороликов по данной теме, я же вашему вниманию представляю «письмо бывшего игромана», _____________________________________________________________________________. Пожалуйста, ознакомьтесь с содержимым этого письма, а затем, постарайтесь проникнуться чувствами того персонажа который вам предоставлен и подготовьте краткое выступление. (время на подготовку 5 мин).
Сейчас мы предоставляем слово учащимся.
II. Выступление учащихся в роли “жены игрока”, “бывшего игрока”, «друга игрока» и «бывшего работодателя» с комментариями “психолога”.
Ролевое выступление “бывшего игрока”. Рассказывает о том, что играть начинал с другом. Постепенно влез в долги. Пожилым родителям пришлось продать квартиру, а самим устроиться в дом престарелых. “Бывший игрок” раскаялся, перестал играть. В настоящее время ему негде жить, он перебивается временными заработками.
Комментарий “психолога”. В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, в компьютерные игры, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.
Классный руководитель: Кто же, всё таки, в большей степени, подвержен игромании или лудомании – так классифицируется эта болезнь в Международной классификации болезней.
НИЦ наркологии было проведено исследование контингента игроманов, наблюдаемые пациенты были классифицированы по следующим особенностям:
по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры - игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) - 5,4%;
по возрасту вовлечения в азартные игры - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3.1%) лет;
по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%);
по уровню образования - высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);
по семейному статусу - женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);
Выступает учащаяся в роли “жены игрока”. Говорит о возникших в семье проблемах, связанных с зависимостью мужа от игры. Рассказывает, что из дома пропадают вещи, муж перестал заботиться о семье. Жене самостоятельно приходиться обеспечивать себя и детей: кормить, одевать, воспитывать. Она боится за будущее своей семьи.
Классный руководитель: Спасибо. Уважаемые гости и специалисты хотелось бы услышать ваше мнение о том, что происходит с человеком с тех пор как он начал игру и, скажем, пока он не «подсел на игру». Конечно, люди разные, но я полагаю, что они всё равно, переживают какие-то моменты самокритики и самоанализа?
Комментарий “психолога”. Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:
стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.
стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.
фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.
Классный руководитель: Спасибо. Можно ли говорить о том, что зная эти периоды игровой зависимости, легче выстроить стратегию помощи человеку?
Выступление «друга игрока». Говорит о том, что в прошлом у них было много общих интересов, проводили много времени вместе, строили планы на будущее, начали совместный бизнес, все начало рушится в одночасье, начал брать день в долг, воровать из кассы, начались проблемы в бизнесе, приходилось не спать ночами, пахать за двоих, сорвалось несколько крупных сделок и предложений, начались финансовые затруднения. Да и человека как бросить - вся жизнь вместе, практически жизнь на двоих. Чего только не было – консультации психологов, срыв, амбулаторное наблюдение – срыв, лечение в клинике – срыв, да что там, даже гадалки и экстрасенсы – всё без толку. Чтобы не прогореть окончательно пришлось продать бизнес, видеться стали реже, интересов общих больше нет, у него теперь один интерес.
Классный руководитель: Спасибо. Из этого фрагмента можно говорить о том, что мало видеть, что с близким человеком происходит что-то «не то» и иметь сильное желание помочь.
Комментарий “психолога”. Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам. Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:
а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия - зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000;
б) нарушение сна, провалы в памяти;
в) физические страдания боли в области сердца, нарушение питания;
г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;
д) игра, как средство для улучшения состояния;
ж) проблемы в окружении скандалы в семье, проблемы на работе.
Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное - действия, основанные на рекомендациях по выздоровлению, основанные на опыте тех людей, которые удачно решили с вои проблемы.
Классный руководитель: Одна из ведущих деятельностей человека – трудовая деятельность. Что же может происходить во взаимоотношениях работника и работодателя. Предоставим слово «бывшему работодателю».
Выступление «бывшего работодателя».
Классный руководитель: Спасибо. Специалисты утверждают, что лечение таких людей - сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью.
Классный руководитель задает вопросы учащимся:
После услышанного сегодня, согласны ли вы с тем, что проблема игромании действительно существует?
Согласны ли вы, что игромания – это болезнь?
Как на ваш взгляд, такое, казалось бы, безобидное увлечение как компьютерные игры может отразиться на ведущую деятельность вашего возрастного периода – профориентация и учебная деятельность?
Ответы учащихся.
Комментарии психолога.
Классный руководитель: А теперь учащиеся могут задать интересующие их вопросы гостям и специалистам.
Учащиеся задают, заранее подготовленные вопросы аудитории.
Примерный перечень вопросов:
Насколько остро стоит вопрос игромании в России на сегодняшний день?
Предполагается ли решать данную проблему на государственном уровне?
Как проблема игромании решается в других государствах?
В каких странах эта проблема стоит наиболее остро?
Классный руководитель: Спасибо всем за активную работу, а сейчас хотелось бы учащимся предоставить возможность высказаться на тему будущего, вынести некие предложения, по изменению ситуации к лучшему. Советы человеку, семье, друзьям и государству.(3 мин)
Учащиеся высказывают свои советы.
Подведение итогов пресс-конференции.
Наше мероприятие подошло к концу и хотелось бы задать всем последний вопрос, вокруг которого было организовано наше мероприятие – что наша жизнь – игра? В заключение хотелось бы добавить – берегите себя и своих близких.
СОВЕТЫ СЕМЬЕ
СОВЕТЫ ЧЕЛОВЕКУ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГОССТРУКТУРАМ
СОВЕТЫ ДРУЗЬЯМ
Ролевое выступление “бывшего игрока”. Рассказывает о том, что играть начинал с другом. Постепенно влез в долги. Пожилым родителям пришлось продать квартиру, а самим устроиться в дом престарелых. “Бывший игрок” раскаялся, перестал играть. В настоящее время ему негде жить, он перебивается временными заработками.
Выступление учащейся в роли “жены игрока”. Говорит о возникших в семье проблемах, связанных с зависимостью мужа от игры. Рассказывает, что из дома пропадают вещи, муж перестал заботиться о семье. Жене самостоятельно приходиться обеспечивать себя и детей: кормить, одевать, воспитывать. Она боится за будущее своей семьи.
Выступление «друга игрока». Говорит о том, что в прошлом у них было много общих интересов, проводили много времени вместе, строили планы на будущее, начали совместный бизнес, все начало рушится в одночасье, начал брать день в долг, воровать из кассы, начались проблемы в бизнесе, приходилось не спать ночами, пахать за двоих, сорвалось несколько крупных сделок и предложений, начались финансовые затруднения. Да и человека как бросить - вся жизнь вместе, практически жизнь на двоих. Чего только не было – консультации психологов, срыв, амбулаторное наблюдение – срыв, лечение в клинике – срыв, да что там, даже гадалки и экстрасенсы – всё без толку. Чтобы не прогореть окончательно пришлось продать бизнес, видеться стали реже, интересов общих больше нет, у него теперь один интерес.
Выступление «бывшего работодателя». Какими качествами обладал при поступлении на работу, какими стал обладать с опытом, и что начало происходить с человеком после того как начал играть? В какой- то момент узнали о том, что был свой бизнес, пояснил, что бизнес потерял из-за обмана друга. Как определили что начал играть?
Ролевое выступление “бывшего игрока”.
Комментарий “психолога”. В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, в компьютерные игры, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.
Классный руководитель:
Выступает учащаяся в роли “жены игрока”.
Классный руководитель:
Комментарий “психолога”. Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:
стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.
стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.
фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.
Классный руководитель:
Выступление «друга игрока».
Классный руководитель: Спасибо. Из этого фрагмента можно говорить о том, что мало видеть, что с близким человеком происходит что-то «не то» и иметь сильное желание помочь.
Комментарий “психолога”. Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам. Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:
а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия - зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000;
б) нарушение сна, провалы в памяти;
в) физические страдания боли в области сердца, нарушение питания;
г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;
д) игра, как средство для улучшения состояния;
ж) проблемы в окружении скандалы в семье, проблемы на работе.
Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное - действия, основанные на рекомендациях по выздоровлению, основанные на опыте тех людей, которые удачно решили с вои проблемы.
Классный руководитель:
Выступление «бывшего работодателя».
Классный руководитель:.Классный руководитель задает вопросы учащимся:
После услышанного сегодня, согласны ли вы с тем, что проблема игромании действительно существует?
Согласны ли вы, что игромания – это болезнь?
Как на ваш взгляд, такое, казалось бы, безобидное увлечение как компьютерные игры может отразиться на ведущую деятельность вашего возрастного периода – профориентация и учебная деятельность?
Ответы учащихся.
Комментарии психолога.
Классный руководитель: А теперь учащиеся могут задать интересующие их вопросы гостям и специалистам.
Учащиеся задают, вопросы аудитории.
ТЕСТ
Азартный ли Вы человек
За каждый утвердительный ответ - 10 баллов, за отрицательный - 5 баллов.
1. Вы любите рисковать?
2. Вы импульсивны, способны на непредсказуемые поступки?
3. Всегда стремитесь довести начатое до конца?
4. Вы легко расстаетесь с деньгами - всегда покупаете то, что понравилось, любите дарить подарки друзьям и знакомым, даете в долг не спрашивая, когда его вернут?
5. Вы не ведете строгий счет наличности: не знаете, сколько денег в вашем кошельке, какая
сумма осталась на карточке, не проверяете чеки в магазине и налоги, которые высчитывают из зарплаты, не помните, кто и сколько вам должен?
6. В вашем роду были алкоголики, фанатичные болельщики, непримиримые борцы за веру или идею, азартные игроки, пустившие семью по миру, страстные коллекционеры, готовые выложить месячный заработок за какую-нибудь редкую марку?
7. Вы часто забываете вернуть книги, ручки, небольшие денежные суммы?
8. Сколько бы вы ни зарабатывали, все равно не хватает на жизнь?
9. Вы любите разгадывать кроссворды?
10. Вы с удовольствием попытали бы счастья в передачах "Кто хочет стать миллионером?", "Что? Где? Когда?" или "Поле чудес"?
11. Вас раздражают разговоры о том, что вы не умеете распоряжаться деньгами?
12. Вы иногда покупаете лотерейные билеты, акции и облигации?
13. Прочитываете захватывающую книгу за один присест, не можете оторваться от нее даже ради срочных дел?
14. Готовы просиживать за компьютерными играми часами?
15. Вы играете на бирже и фондовом рынке или регулярно участвуете в розыгрышах призов типа "Пришли по почте 5 наклеек - получи квартиру в центре Москвы?
16. Вы не отходите от игрового автомата пока не просадите все имеющиеся в кошельке деньги?
17. Способны влюбиться с первого взгляда навеки и безоглядно?
18. Вы постоянно испытываете стресс, слишком много работаете и мало отдыхаете?
19. В вас живет потребность все время соревноваться и одерживать верх?
20. Рассчитываете на помощь близких при финансовых затруднениях?