«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»


Тема: «Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»
Выполнил: Ширяева Екатерина Константиновна
«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»
Содержание:
Введение ………………………………………………………………. 2
Понятие о темпераменте ………………………………………………2
Происхождение типов темперамента ………………………………... 3
Физиологические основы темперамента ……………………………..4
Виды темпераментов и их общая характеристика……………………5
Влияние типа темперамента на учебную деятельность……………...7
Заключение……………………………………………………………...13
Литература ……………………………………………………………...14
Введение
В личности каждого человека главенствует ее социально обусловленная сторона – направленность. Но в тоже время, обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних.
Даже в самом узком коллективе учащихся – одноклассников, получавших на протяжении ряда лет одинаковое воспитательное, обучающее воздействие, всегда будут значительные различия в поведении каждого, в том, как они реагируют на возникающие жизненные ситуации, усваивают учебный материал. Эти различия во многом объясняются индивидуальными особенностями их темпераментов. И поэтому важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной деятельности.
Понятие о темпераменте.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.
Выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.
Активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в различной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций.
Эмоциональность выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности.
Таким образом, темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.
Происхождение типов темперамента
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение. Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей стали использовать слово temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. зависят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг.
Физиологические основы темперамента
Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П. Павлова индивидуальные особенности поведения, зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы (различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения).
И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:
силу процессов возбуждения и торможения;
уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения.
Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.
Комбинация указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. По силе нервных процессов И.П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядят следующим образом:
сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой» по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;
сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный») – флегматический темперамент;
сильный, неуравновешенный («безудержный») - холерический темперамент;
слабый тип («слабый») – меланхолический темперамент.
Виды темпераментов и их общая характеристика.
Сангвинический темперамент
Представитель этого типа – живой, любознательный, подвижный ученик. Как правило, веселый и жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в учебную работу, переключается с одной работы на другую, быстрое усвоение и перестройка навыков, гибкость ума.
Холерический темперамент
Представители этого темперамента отличаются быстротой движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляя инициативу, работает с подъемом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.
Флегматический темперамент
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Медленно сосредотачивает внимание. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Все психические процессы протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявлять беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. Длительное и сильное напряжение у меланхоликов вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращают ее. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Следует отметить, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, и поэтому перед каждым преподавателем стоит задача укрепления у учащихся лучших свойств их темперамента и ослабления отрицательных, компенсируя их соответствующими положительными чертами личности, умениями и привычками.
Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов и знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам. И.П. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которое испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения.
В процессе обучения и воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности.
Особенности темперамента подростков оказывают существенное влияние на учебную деятельность. В психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности?
Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках.
То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большею частью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников...» (Добролюбов Н. А., 1952. — С. 232, 238).
Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.
В одном эксперименте младшим школьникам с сильной и слабой нервной системой предложили решать простые арифметические примеры в течение урока. В результате наблюдения за деятельностью учеников были замечены следующие различия: ученики со слабой нервной системой на начальном этапе решали большее количество примеров, но зато они быстрее уставали. Ученикам же с сильной нервной системой требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но зато потом они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.
В другом исследовании наблюдались успешно занимающиеся стар-шеклассники. Оказалось, что среди них были и с сильной, и со слабой нервной системой. Но в зависимости от темперамента процесс учебных занятий протекал по-разному. Так, когда в самостоятельных занятиях выделили три этапа — подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаружилось, что ученики с сильной нервной системой мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям, а школьники со слабой нервной системой осуществляли продолжительные подготовительные и контрольные действия, (большинство исправлений и добавлений в сочинения вносились ими в дополнительное время при самопроверке).
Другое отличие состояло в том, что ученики с сильной нервной системой длительно выполняли задания без специального планирования и распределения времени; учащиеся со слабой нервной системой за новое задание брались, закончив прежнее; для заданий на срок составляли планы (на день, неделю и т. д.). Но по конечной нельзя было отдать предпочтение учащимся с тем или другим темпераментом.
В обучении нужно учитывать и особенности темперамента, обусловленные подвижностью-инертностью нервных процессов. Так, инертность нервных процессов может иметь как отрицательное (замедленность нервных процессов), так и положительное значение (длительность сохранения следов памяти, устойчивость психических процессов).
На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения.
Было бы неправильно думать, что ученики со слабой нервной системой и инертными нервными процессами могут характеризоваться только с точки зрения их особенностей, негативно влияющих на учебную деятельность. У этих школьников есть и положительные стороны, благодаря которым возможны «нейтрализация» их не слишком благоприятных для учения природных особенностей и создание хорошей базы для обеспечения успешности школьного обучения.
Так, положительные стороны учащихся со слабой нервной системой состоят в том, что они:
• могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону;
•любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;
• планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;
• предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы);
• склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.
Какие же ситуации затрудняют учащихся со слабой нервной системой?
К таким ситуациям относят следующее:
• длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает);
• работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время);
• высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа;
• неожиданный вопрос и требование устного ответа;
• работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
• работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся);
• работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебнику и т. д.);
• работа в шумной, неспокойной обстановке;
• работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем;
• ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.
Для создания благоприятных условий учащимся со слабой нервной системой рекомендуется:
• давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов;
• опрашивать в начале урока;
• ответ давать в письменной форме;
• не спрашивать только что объясненный материал;
• осторожно оценивать неудачи;
• создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать.
Положительные стороны школьников с инертными нервными процессами:
• способны работать долго, не отвлекаясь;
• хорошо выполняют однообразную деятельность;
• высокая степень самостоятельности при выполнении учебных заданий;
• неторопливость, выдержка.
Ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертными нервными процессами:
• изменения школьного расписания;
• замена одного урока другим;
• при выполнении заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения;
• высокий темп урока;
• ограничение времени выполнения работы;
• необходимость частого отвлечения;
• необходимость быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;
• оценивание продуктивности усвоения материала на первых порах его усвоения;
• выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Для создания благоприятных условий учащимся с инертными нервными процессами рекомендуется:
• не требовать немедленного включения в работу;
• давать время на обдумывание;
• не опрашивать в начале урока;
• не требовать быстрых ответов;
• в момент выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание;
• не спрашивать новый, только что объясненный на уроке материал
   Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздражаются от их повторений. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов дает ученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.
Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается
ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Ученики – сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
Ученики-холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, как правило, приводит к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций— вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий.
Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возникнуть определенные трудности при достижении поставленной цели. 
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.
В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика. Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим.
Заключение
Следовательно, если изучить типологические особенности темперамента, то можно влиять на успешность учебной деятельности.
Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно.
Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Формирование личностных качеств зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.
Литература
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г., с.91
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Москва «Высшая школа»1983г., с.151.
Крутецкий В.А. Психология. Москва. «Просвещение»1980г.,с.213.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. Москва. «Просвещение»1986г., с.212.