Тематическое планирование логопедических занятий по формированию лексико- грамматических конструкций речи у детей 5- 6 лет с ОНР


Тематическое планирование
логопедических занятий
по формированию лексико-грамматических конструкций речи
у детей 5-6 лет с ОНР
Составитель: Каюмова М.А., учитель-логопед
Костанай, 2015
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Тематическое планирование…………………………………………………….5
Список использованной литературы…………………………………..………16
Пояснительная записка к тематическому планированию
Актуальность тематического планирования обусловлена тем, что оно может послужить отличным пособием для учителя-логопеда при разработке занятий в работе по формированию лексико-грамматических конструкций речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В данном тематическом планировании, предложены лексические темы, наиболее часто используемые логопедами на занятиях по формированию лексико-грамматических конструкций речи у детей. В планировании предложены темы, основные виды занятий, сопровождаемые целями и словарный минимум.
Цель тематического планирования систематизировать и структурировать основные лексические темы и разработать систему заданий к каждой теме.
Задачи:
- Создание комплекса занятий с разнообразными видами заданий;
- Использование разнообразных видов заданий с целью формирования и развития нарушенных, лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР;
- Оказание помощи учителю-логопеду в проведении работы над усвоением грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных с глаголами, составление простых распространенных предложений по картине, по схеме, по вопросам; в работе по развитию связной речи, заучиванию стихотворений.
Ожидаемый результат от реализации тематического планирования.
Применение предложенного тематического планирования будет способствовать более четкой и слаженной организации ряда логопедических занятий по формированию и развитию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР. Планирование поможет учителю-логопеду в обогащении словарного запаса детей, закреплении грамматически правильной и выразительной диалогической и монологической речи, позволит провести коррекционную работу, как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Тематическое планирование логопедических занятий
№ задания Название задания Цель задания Лексический материал Кол-во часов
Тема: Фрукты 2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями фруктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Фрукты».
Яблоко, апельсин, груша, киви, ананас, банан, лимон. 2. Назвать основные признаки фруктов (цвет, размер, вкусовые качества). Работа над образованием качественных прилагательных. 3. Скажи наоборот.
Работа над образованием антонимов. 4. Закончи предложения. Подбор и названий слов-признаков к фруктам. 5. Назови ласково. Образование существительных суффиксальным способом. 6. Найди ошибку. Развитие зрительного и слухового внимания. 7. Что приготовим?
Обогащение словарного запаса. 8. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 9. Выучить стихотворение. Развитие памяти. 10. Составление описательного рассказа «Лимон». Развитие связной речи. Тема: Овощи
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.
Познакомить его с названиями фруктов.
Закрепить в словаре обобщающее понятие «Овощи». Помидор, огурец, баклажан, морковь, перец, тыква, капуста.
2. Назвать основные признаки овощей (цвет, размер, вкусовые качества).
Работа над образованием качественных прилагательных. 3. Скажи наоборот. Образование антонимов. 4. Закончи предложения. Подбор и названий слов-признаков к фруктам. 5. Назови ласково.
Образование существительных суффиксальным способом. 6. Найди ошибку.
Развитие зрительного и слухового внимания. 7. Что приготовим? Обогащение словарного запаса. 8. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 9. Выучить стихотворение. Развитие памяти. 10. Составление описательного рассказа «Огурец». Развитие связной речи Тема: Транспорт
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с видами транспорта. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Транспорт».
Автомобиль, автобус, поезд, самолет, корабль, мотоцикл.
2. Назвать основные признаки действия транспорта (летает, плавает, ездит). Учить применять глаголы к предметам. 3. Скажи наоборот. Подбор антонимов. 4. Скажи правильно. Развитие внимания, памяти. 5. Выучить стихотворение – шутку. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. 6. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 7. Найди ошибку. Развитие внимания. 8. Продолжи предложение. Подбор существительных по смыслу. 9. Какой предмет здесь лишний? Объясни, почему? Развитие логического мышления. 10. Составление рассказа «Кораблик». Развитие связной речи. Тема: Домашние животные
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с домашними животными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Домашние животные». Корова, собака, кошка, свинья, овца, лошадь. 2. Назвать основные признаки домашних животных. Работа с прилагательными, глаголами. 3. Дидактическая игра «Кто кем был?» Закрепление в словаре названий детенышей домашних животных. 4. Назови ласково.
Образование существительных суффиксальным способом. 5. Продолжи предложение. Работа над глаголами. 6. Речевая подвижная игра «Кошка». Развитие координации движений. 7. Дидактическая игра «Кто что любит»
Обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания, мышления. 8. Найди ошибку. Развитие внимания, мышления. 9. Найди детеныша. Развитие памяти, мышления. 10. Составление рассказа «Найда». Развитие связной речи. Тема: Дикие животные
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.
Познакомить его с дикими животными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Дикие животные».
Волк, лиса, заяц, медведь, олень, еж. 2. Назвать основные признаки диких животных. Работа с прилагательными, глаголами. 3. Дидактическая игра «Кто кем был?» Развитие внимания, памяти. 4. «Угадай, кто это?» Развитие логического мышления. 5. Найди детеныша. Развитие внимания, мышления. 6. Дидактическая игра «Кто что любит»
Обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания, мышления. 7. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 8. Найди лишнее слово в каждом ряду.
Развитие слухового внимания, логического мышления. 9. Продолжи предложение. Подбор существительных по смыслу. 10. Составление рассказа «Кто как проводит зиму» Развитие связной речи. Тема: Мебель
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с основными предметами мебели. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Мебель».
Кровать, диван, стол, кресло, стул, шкаф. 2. Назвать основные признаки мебели. Работа с прилагательными, глаголами. 3. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 4. Дидактическая игра: «Чего не бывает?» Развитие логического мышления, диалогической речи. 5. Куда спрятались игрушки? Работа с предметами: игрушки и мебель в комнате. 6. «Что с чем дружит?»
Подбор существительного к заданному слову. 7. Исправь ошибки. Развитие внимания. 8. Скажи ласково.
Образование существительных суффиксальным способом. 9. Найди лишнее слово в каждом ряду. Развитие внимания, логического мышления. 10. Составление рассказа «Стул». Развитие связной речи.
Тема: Посуда
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с предметами посуды. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Посуда».
Кастрюля, чайник, тарелка, кружка, вилка, ложка, нож. 2. Назвать основные признаки посуды, ее предназначение. Подбор прилагательных к предмету. 3. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 4. Дидактическая игра «Что с чем?» Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 5. «Из чего?»
Усвоение категории родительного падежа с предлогом «из». 6. «Из чего сделан предмет?» Работа с качественными прилагательными. 7. Повторение цепочек однокоренных слов. Обогащение словарного запаса, словоизменение. 8. Найди ошибку. Развитие логического мышления. 9. Найди лишнее слово в каждом ряду. Развитие внимания, логического мышления. 10. Составление рассказа «Посуда» Развитие связной речи. Тема: Продукты питания
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с продуктами питания. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Продукты питания». Хлеб, сахар, масло, молоко, колбаса, варенье. 2. Назвать основные качества продуктов, определить, что из чего готовят. Работа над закреплением качественных прилагательных. 3. «Чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа. 4. «Что из чего?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом «из». 5. Закончи предложение в стихотворении. Подбор существительных, и глаголов. 6. Скажи ласково.
Образование существительных суффиксальным способом. 7. Подумай и ответь. Подбор подходящего глагола. 8. Какое слово лишнее?
Развитие логического мышления. 9. Найди ошибку Развитие слухового внимания. 10. Составление рассказа «Гости». Развитие связной речи. Тема: Одежда
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с некоторыми видами одежды. Закрепить в словаре обобщающие понятия «Одежда» и «Обувь».
Платье, рубашка, брюки, юбка, шорты, костюм, сапоги, сандалии, туфли, кроссовки.
2. Закрепить основные признаки и назначение одежды и обуви. Подбор качественных прилагательных. 3. «Какая, какой, какие?» Подбор прилагательных к существительным. 4. «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам. 5. Д/игра «Один-много». Образование существительных во множественном числе. 6. Скажи наоборот. Усвоение антонимов. 7. Исправь ошибку.
Развитие внимания, логического мышления. 8. Какое слово лишнее? Развитие логического мышления. 9. Продолжи предложение. Подбор существительных. 10. Составление рассказа. Развитие связной речи. Тема: Профессии
2
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с различными профессиями. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Профессии». Доктор, учитель, милиционер, шофер, повар, продавец. 2. Закрепить особенности деятельности людей разных профессий. 3. Дидактическая игра «Кто что делает?» 4. Дидактическая игра «Кому это нужно?»
Классификация предметов по тематическим признакам с целью усвоения дательного падежа. 5. Исправь ошибку. Развитие внимания. 6. Составь предложение из данных слов. Развитие связной речи. 7. Какое слово лишнее в каждом ряду? Развитие внимания. 8. «Кто это?»
Развитие памяти, логического мышления. 9. «Кого мы позовем на помощь?» Составление предложений по опорной схеме. 10. Составление рассказа «Профессия учитель». Развитие связной речи. Итого: 20
Список использованной литературы
Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. [Текст] / Т.А. Ткаченко – М: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ Ил. В. Т.рубицына, Ю.Трубицыной. – М.: Эксмо, 2011.
Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР. [Текст] / Т.Б. Уварова – М: ТЦ Сфера, 2009. (журнал «Логопед» №5)
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2003.
Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР. [Текст] / Т.Б. Уварова – М: ТЦ Сфера, 2009. (журнал «Логопед» №5)