Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

С.А.Калиниченко
Исследования многих современных авторов показывают, что у 15-20% будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения. Для выявления таких детей можно использовать методы исследования зрительно-предметного восприятия, разработанные А.Р.Лурия. Для анализа состояния предметного гнозиса он применял методики узнавания реалистических изображений, контурных перечеркнутых и наложенных изображений (фигур Поппельрейтера), а также конфликтных (составных) фигур. Значительный вклад в арсенал методов диагностики зрительных функций внесли нейропсихологи И.М.Тонконогий, Л.И.Вассерман, Я.А.Меерсон. Ими была предложена методика, с помощью которой можно исследовать узнавание незавершенных изображений и изображений в «шуме». Задания на развитие зрительных функций у детей старшего дошкольного возраста были предложены Т.С.Третьяковой. Эти задания предполагают определение предмета по его силуэту, по части контура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями. Часть этих заданий можно использовать для исследования зрительных функций в целях дифференциальной диагностики дошкольников. Методики выявления детей с недостаточной сформированностью зрительно-вербальных функций описаны в работах Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой. Причем эти авторы отобрали доступные и наиболее чувствительные пробы для детей 5-8 лет. Своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительных и зрительно-пространственных функций позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению.
Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:
1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н П И, Ь - Р...);
2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В...).
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.
Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);
4) пространственных представлений.
Работу по развитию данных функций необходимо проводить постоянно, особенно с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Целесообразно сочетать такую целенаправленную деятельность с этапами автоматизации звуков, чтобы более продуктивно использовать время занятий с детьми. Предложенные ниже дидактические игры используются на этапе автоматизации звука [р] в словах и предложениях и помогают развивать зрительное восприятие, зрительную память и пространственную ориентировку, решая задачи не только автоматизации звука, но и профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры

«СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК»
В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов). Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.
«Я - ХУДОЖНИК!»
В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображениями и т. д. Логопед предлагает угадать, какой предмет недорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.





«ЗАПОМИНАЙ-КА»
Логопед предлагает ребенку карточку с парами картинок для запоминания на 5-10 секунд. Затем предлагает вторую карточку, где отсутствуют картинки второго столбика. Ребенок должен по памяти восстановить пары картинок (более легкий вариант ребенку выдаются картинки второго столбика, он должен расставить их на свои места; более трудный вариант ребенок должен самостоятельно нарисовать отсутствующие картинки).
Карточки с парами картинок можно подобрать в 4 вариантах:
1) использовать слова со звуком [р] в слогах со стечением согласных;
2) использовать слова со звуком [р] в обратных слогах;
3) использовать слова со звуком [р] в прямых слогах;
4) использовать слова со звуком [р] в любых типах слогов.
В качестве примера предлагаются карточки для автоматизации звука [р] в обратных слогах.





«Дошкольная педагогика», №2, 2006 (с.32-34, 70)








13PAGE 15


13PAGE 14515




15