Коррекционная работа по устранению оптической дислексии у младших школьников в условиях (специальной) коррекционной школы VIII вида


Коррекционная работа по устранению оптической дислексии у младших школьников в условиях (специальной) коррекционной школы VIII вида.
О.В. Колеганова
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида"
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников[1,1]. Одной из важных составляющих этой работы является коррекция нарушений чтения.
Овладение чтением умственно отсталыми детьми характеризуется, прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования. Для этой категории детей сложным является усвоение букв. Это связано с особенностями их восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечёткостью акустических образов соответствующих звуков. Так же страдает и процесс слогослияния. У младших школьников с трудом формируется представление о слоге. Таким образом, можно утверждать что, у учащихся коррекционной школы VIII вида взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее. Ошибки при чтении имеют стойкий характер, сохраняются долгое время. Кроме этого ошибки повторяющиеся, типичные, носят дислексический характер.
Дислексии - стойкие нарушения чтения, вызванные расстройством или несформированностью высших психических функций. Методика предупреждения и устранения нарушений чтения учитывает характер дислексии. Одним из видов дислексии, часто встречающейся у детей младшего школьного возраста (специальной) коррекционной школы VIII вида, является оптическая дислексия.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв, сходных графически, в их смешениях и заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся лишь дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – И). Оптические дислексии связаны с недоразвитием зрительного восприятия форм, оптико – пространственных представлений и оптико – пространственного восприятия, а также зрительного анализа и синтеза. Большое количество детей с оптическими нарушениями чтения плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с заданием на добавление недостающих элементов буквы и преобразование одной буквы в другую. Эти нарушения вызывают у детей трудности усвоения букв, смешения сходных графически букв по различным оптическим признакам.
При построении системы коррекционного воздействия, направленной на устранение оптической дислексии у младших школьников (специальной) коррекционной школы VIII вида, необходимо опираться на основные принципы коррекционной работы. Эти принципы подробно изложены в работе Р.И.Лалаевой:
принцип комплексности;
патогенетический принцип;
принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения;
принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;
принцип поэтапного формирования умственных действий;
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
принцип системности;
онтогенетический принцип.
При устранении оптической дисграфии необходимо учитывать и общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода.
Коррекционная работа по преодолению оптической дислексии у младших школьников (специальной) коррекционной школы VIII вида ведётся в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия и узнавания. Предлагаются задания: назвать предметы по их контурам, недорисованные предметы, перечёркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; распределить предметы по величине; подбор картинок к определённому фону, одинаковых полосок, парных карточек; нахождение фигуры среди других; срисовывание изображений; дорисовывание незаконченных контуров, симметричных изображений; составление разрезных картинок; конструирование фигур из различных материалов.
Формирование буквенного гнозиса. Предлагаются следующие виды заданий: найти букву среди ряда других букв; назвать буквы перечёркнутые линиями, наложенные друг на друга; обвести заданную букву; дописать букву; конструирование букв из элементов.
Развитие зрительной памяти. Предлагаются следующие виды заданий: запомнить 4-5 картинок, затем найти среди большего количества картинок; запомнить буквы, затем найти среди других; разложить предметы, буквы в первоначальной последовательности; игра «Чего не стало?».
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно - пространственного анализа и синтеза. В процессе развития пространственных представлений необходимо учитывать особенности формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе и проводить логопедическую работу по плану:
дифференциация правых и левых частей тела;
ориентировка в окружающем пространстве;
уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
При проведении коррекционной работы по устранению оптической дислексии необходимо «максимальное включение анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности» [1, 165]. Поэтому для лучшего усвоения букв рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание букв, лепка, конструирование, обведение контуров, письмо букв в воздухе. Применение современных информационных технологий помогут разнообразить традиционные методы коррекционной работы.
Таким образом, устранение оптической дисграфии должно проводится в следующих направлениях: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти; формирование пространственного восприятия и представлений; развитие пространственного анализа и синтеза; обозначение зрительно- пространственных отношений; дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, предложениях, тексте. Необходимо помнить, что нарушения речи у учащихся (специальной) коррекционной школы VIII вида носят системный характер, поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на устранение отдельного дефекта.
Литература.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя - логопеда. - М., 2000.
Логопедия. Под редакцией Л.С. Волковой. - М.,1989.
Логопедия в школе: Практический опыт. Под редакцией В.С. Кукушина. - М.2004.