Развитие фонематического слуха у детей.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современной педагогике используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные зв. речи. Без речевого слуха общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса , перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытаясь подражать. Многократное повторение от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой./миска-мишка/. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умением исправлять его в некоторых случаях.
К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные, затем согласные зв., мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного произношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.
Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного произношения.
Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упр. у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. С детьми можно поиграть в такие игры:
«Где позвонили?»- определять направление звука.
«Скажи, что ты слышишь?»- щебет птиц, шум шагов, /дождя/, разговор прохожих, звон капель, упал бокал
«Тихо- громко». «Угадай на чем играю»./игра на муз. инструментах/.
«Узнай по звуку»- книга, бумага, ложка, дудка, барабан../
«Кто позвал». «Угадай кто это?»- кукареку, гав-гав, мяу
«Улавливай шепот»- развивать остроту слуха- команды отдаем тихо: руки вверх, присели, кругом
«Где звук?»- рак- на каком месте стоит зв. А, К, Р
«Кто больше?»- придумает слов со звуком С Ж
«Хлопни в ладошки если услышишь звук Р»

В играх дети должны научиться различать высоту, силу, тембр голоса, вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.