Конспект занятие по развитию речи в средней группе ТЕМА: « Дикие животные» (составление описательного рассказа — использование технологии наглядного моделирования)


Конспект занятия по развитию речи в средней группе
ТЕМА: « Дикие животные»
(составление описательного рассказа)
Воспитатель:
Белащук Тамара Александровна
Технологическая карта организационной деятельности
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи. Тема: Дикие животные
Цель: Совершенствовать умения составлять описательный рассказ о животных с опорой на схему.
Задачи: 1. Продолжать учить детей составлять рассказы последовательно, используя схематические модели; расширить и уточнить естественнонаучные знания о диких животных( их внешнем виде и образе жизни) с помощью принципа моделирования; закрепить в речи обобщающие понятия «Дикие животные»; расширять грамматический строй речи (употребление существительных прилагательных, глаголов), способствовать развитию речевой активности и связной речи, формированию фонематического слуха и артикуляционной системы моторики.
2 Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;
- упражнять в умение составлять рассказы о животных, - развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение;
- развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас;
3. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе. воспитывать интерес к окружающему миру.
Словарная работа: логово, хищник, травоядное
Оборудование: схемы, иллюстрации, грамзапись, карточки прищепки , маркеры

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно – побудительный Круг дружбы.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю-
Всех мы вас приветствуем!
Мы снова с вами вместе!
Я рада, рады вы!
Приветствуем друг друга
Объятием дружбы мы!
Цель: будем учиться составлять рассказ о животных.
Телеграмма:
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебница напугала,
Нас она заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите
И нас срочно помирите.
Жители леса.
-Что же случилось в лесу? Как вы думаете, мы сможем помочь животным? Настраиваются .
Проявляют интерес.
Читают ст-ие
Слушают , эмоционально настраиваются
Организационно-побудительный
-Отправляемся!
Ти-ти-ти- куда же нам пойти?
(хлопки в ладоши)
Ать -ать-ать-в лес отправимся гулять?
(хлопки по коленям)
(дети идут за воспитателем по группе)
Раз, два, три, раз, два, три
По дорожке мы пошли
(ходьба змейкой)
В лес тихонько мы вошли
№1
Слайд №1
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною , немою,
Чудной жизнью он блестит!
 -Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы.
С№2следы
(определение следов)
Первая остановка
д/и «Собери льдинки»
(чей ,чья, чье?)
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? - медвежья
-Ухо чье? - медвежье
-У зайца лапы чьи? - заячьи
-У лисы хвост чей? - лисий
-У волка голова чья? - волчья
-Ухо чье? - волчье
-Спина чья? - волчья
-Одним словом -док-ть
Вторая остановка
д/и «Кто у кого»
«Помогите малышамПотеряли дети мам.Без родителей, одниПопадут в беду они.Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
(микрофон)
У зайчихи зайчонок. Детёныш зайчихи зайчонок. У медведицы медвежонок. Детёныш медведицы медвежонок.У волчицы волчонок. Детёныш волчицы волчонок.
-делятся на группы
Третья остановка
1гр- «Кто что ест»
2гр-«Кто где живет»
(соедини линиями)док-ть
Мы к лесной полянке вышли
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветви и пенечки,
Очень долго мы шагали ,
Но ничуть мы не устали!
Четвертая остановка
д/и «Волшебный квадрат»
Карточки-схемы (подбор прилаг-х, глаголов)
- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).
-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и др).
- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).
- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый),
–, петляет … (Заяц)–, воет, рыщет … (Волк)–, бегает, фыркает … (Ёж)–, прыгает, делает запасы … (Белка)–крадётся … (Лисица)–переваливается,
(Медведь)
Пятая остановка
Составление рассказа
-По схемам
-«Оживи картинку»
Малыши и мамы рады –Снова вместе, снова рядом.И за помощь всех ребятМалыши благодарят!
СЮРПРИЗ
Выполняют арт-ую гимнастику
-чистоговорка
Эмоционально настраиваются.
Рассматривают следы
Называют детенышей Отвечают на вопросы
Подбирают слова (какой?-какая?что делают?)
Рефлексивно-корригирующий -Вот путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.
-Как вы думаете , мы помогли животным?
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, лисичку.
Всех я помирил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.) Отвечают на вопросы.
Делятся впечатлением
Ожидаемый результат:
Знать и уметь использовать в речи слова-действия ,слова-определения.
Иметь представление об особенностях жизни диких животных.
Уметь составлять рассказ о животных с опорой на схему.
Источники:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»-М.,1978
Сборник «Три века русской поэзии»-М.,1986
Игры в логопедической работе с детьми.-М.,1987.