Из опыта работы Профилактика оптической дисграфии у младших школьников


Из опыта работы « Профилактика оптической дисграфии у младших школьников»
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». . Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Я хочу рассказать об одном виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки».  В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
Формирование пространственного восприятия и представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
    Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Работа по дифференциации букв начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Дети с ЗПР из-за особенностей развития интеллектуальной сферы, психических процессов, речи, личности затрудняются обучаться по традиционной программе, привычным способом, обычными методами и приемами. От учителя требуется использование специальных приемов стимулирования умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическую значимость, детей необходимо обучать через интересную для них деятельность (игровую, художественную).
Я хочу предложить Вам различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии
Прием «Рисование буквы» используется педагогами коррекционных школ, логопедами, стал популярным в программе Занкова. Полагаю, что этот прием удачный для профилактики различного рода дисграфий как у детей с ЗПР, так и с нормой развития.
При применении данного приема:
- дети учатся осознавать свою речь, как предмет изучения, а не только как средство передачи информации;
- активизируется мыслительная деятельность, воображение через игру и рисование;
- дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления на уровне наглядно-образного мышления с переходом к словесно-логическому;
- закрепляются ассоциативные связи на слуховом, зрительном, двигательном, артикуляторном уровне. Знание букв автоматизируется во всех направлениях;
- формируется интерес к занятиям, к речи как явлению.
Сам прием заключается в подборе к букве образа, соответствующего по зрительным, акустическим, артикуляторным, двигательным показателям. Например:
Буква «О»
Особенность как графемы – овал.
Как артикулемы – губы овалом.
Как фонемы – гласный, выражение восторга.
Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями обруча. Следовательно, образ буквы «О» - обруч, облако, озеро.
Буква «А»
Особенность как графемы – два элемента.
Как артикулемы – губы шире.
Как фонемы – гласный, выражение пренебрежения.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение при надевании шарфа. Следовательно, образ буквы «А» - шарф.
Буква «Б»
Особенность графемы – элемент вверх.
Как артикулемы – в произношении участвуют губы.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на движение головы барана.
Звуковое сопровождение – блеяние барана. Следовательно, образ буквы «б» - голова барана.
Буква «Д»
Особенность как графемы – элемент вниз.
Как артикулемы – в произношении участвуют десны.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя. Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» - дождь.
Прием «Пальчиковая азбука» как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;- сравнение пальчиковой буквы с образцом;- предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии:
• складывание букв из составляющих их элементов;• «переделка» одной буквы в другую; • вылепливание смешиваемых букв из пластилина;• письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);• вырезывание букв из бумаги или картона;• обводка контуров букв;• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);• узнавание букв, наложенных друг на друга;• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);• письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку
(на заключительных этапах работы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.М. Пясецкого г. Орла
Логопедическое занятие из раздела «Коррекционная работа попреодолению оптических и кинетических нарушений».
Дифференциация букв л-м.

Учителя-логопеда
Мясоедовой Натальи Васильевны

Цели:
Образовательные:
уточнить представления учащихся о звуках и буквах л, м;
учить соотносить звук с соответствующей буквой;
дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия.
Коррекционные:
развивать фонематическое и зрительное восприятие учащихся, зрительную произвольную память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.
Оборудование:
Лепестки из бумаги, зеркала, буквы-символы, тетради, ручки, цветные карандаши, магнитофон, ароматизированные свечи, цветы-заготовки, компьютеры.Ход занятия
№ Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы» - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Проверьте, все ли готово к занятию.
Для самых активных, внимательных и старательных ребят я приготовила небольшие сюрпризы.
2. Подготовка к восприятию нового материала Игра «Угадай по контуру» (узнать предметы, изображенные по контуру и наложенные друг на друга).
-Назовите предметы. Выделите первый звук в словах.
Активные ребята получают лепестки.

3. Объявление темы и целей занятия - Кто сможет озвучить тему занятия

-Что мы будем делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать, обозначать буквами)
4. Характеристика звуков Упражнение на артикуляцию.
-Какими вы представляете звуки [м], [л], [м'], [л'] когда их слышите?
На что похожи эти звуки? Каким бы цветом вам бы хотелось их нарисовать? Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними (зеркала):
Произносим твердо [м] – губы плотно сжаты, язык внизу; [л] – губы сжаты неплотно, язычок поднимается к верхним зубам, язык – «иголочкой».Произнесите мягко эти звуки.
Что вы знаете про эти звуки? (дети дают характеристику: согласные (взяли ниточки в руки – проверили, тянется или рвется). А что вы услышали при произношении шум или голос? Правильно! Это самые голосистые из всех согласных. Их называют сонорные, т.е. самые звонкие.
Вывод: чем похожи и чем отличаются эти звуки?
Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести (ладонь показывает на положение языка): М, М, Л, Л, М.
Ребята, которые давали правильные ответы, получают по лепестку.
5. Упражнения на развитие оптико-пространственных отношений Индивидуальная самостоятельная работа
«Собери картинку»
6. Зарядка для глаз по тренажеру Выполнять движения взором по траекториям: зеленый – 3 раза, красный прямоугольник – 3 раза, по диагоналям, по вертикали и горизонтали.

7. Соотнесение звуков и букв Звуки [м], [м'] на письме обозначаются буквой «М», (дети берутся попарно за руки).
Взялись за руки друзья:
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем получилась буква М.
-На что еще походит буква «М», с чем ее можно сравнить?

Алфавит продолжит наш буква «Л» - лесной шалаш. С чем бы вы еще, ребята, сравнили букву «Л»?

Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета.
Сколько элементов у буквы «Л»? Напишите букву «Л» в воздухе.
Сколько элементов у буквы «М»? Напишите ее в воздухе.
8. Упражнения 1. Прослушайте слова, поднимите букву «Л» или «М», услышав соответствующий звук в слове: укол, дом, мука, стол, мороз, колючка, площадь, бумага, клубника, блюдце, мышь, скамейка.2. Прочитать чистоговорки, дописать в них недостающий слог.

Проверка: (раздаются лепестки).
9. Дыхательная гимнастика «Облако дыхания» -Как мы должны говорить? (четко, внятно, всем понятно). Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет «облачко дыхания».
Выполнение упражнений:
И.п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.
Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).
Поработаем над силой выдоха.
Упражнение «свеча». Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.
Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит лепестки.
10. Упражнения Вспомнить о количестве элементов у букв Л, М. Какой цифрой можно заменить букву Л (соотнести с количеством элементов), а букву М.
Расшифровать слоги, заменив цифры соответствующей буквой.

Какие из них не являются словами? Составьте предложение с одним из слов. Запишем в тетрадь самое удачное предложение.
2. Вставить пропущенную букву в словосочетание, подчеркнуть букву Л двумя чертами, букву М – тремя.

11. Итог занятия. Домашнее задание - Повторим еще раз, что мы узнали про звуки нашего занятия. Что мы изобрели, чтобы не путать эти буквы? Мы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем и расслабимся.
(музыкальная релаксация и ароматерапия). Звучит спокойная музыка, зажигается свеча.
-Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахом вокруг вас: как приятно пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен, пахнет ромашкой и клевером. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этими ощущениями, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно с вами будет весь день. А теперь откройте глаза, сядьте ровненько и попробуйте нарисовать настроение, которое осталось у вас после нашего занятия.
Покажите нам свои рисунки.
А это наш сюрприз: каждый из вас получает цветы. Вам останется дома только приклеить лепестки, которые каждый из вас сегодня заработал. Занятие закончено.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.М. Пясецкого г. Орла
Логопедическое занятие из раздела «Коррекционная работа попреодолению оптических и кинетических нарушений».
Дифференциация букв б-д.

Учителя-логопеда
Мясоедовой Натальи Васильевны

Цель:
1. Закрепить знания о буквах б – д;
2. Научить сравнивать буквы б – д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками;
3. Учить дифференцировать буквы б – д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
4. Учить детей грамматическому оформлению предложений;
5. Развивать пространственные и кинетические представления.
Оборудование:
Слоговая таблица для чтения, рисунки-символы белочка и дятел, индивидуальные карточки на дифференциацию б – д в словах, предложениях; деформированный текст пословицы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет 2 слова – одно начинается на звук «б», другое на звук «д».
II. Основная часть.
Сегодня у нас в гостях белка и дятел
.
Они подскажут вам тему занятия.
- Кто догадался, о каких буквах будем говорить? (о буквах б – д)
- Вспомним, чем похожи и чем различаются по начертанию буквы б – д?
(похожи овалами; различаются – хвостиками, у «б» – вверх, у «д» – вниз)
- Кто помогает вам правильно писать буквы? (белочка, дятел).
2.На доске слоговые таблицы. Читают хором.
ба – да ды – би дад – бадбу – ду до – бо боб – буд- «Загадочные слоги» – чтобы их прочитать, надо вернуть элементы букв б – д на место . (обратите внимание на точки, они помогут вам в этом).
. . . .
оа оо оа оу ооо оуо. . . .
3. Работа в тетрадях. Записали, число тему занятия б – д. (сразу выделим «хвостики» у букв; б – коричневым цветом; д – простым карандашом)- в тетрадях образцы в виде цепочек из букв. Надо дописать по образцу:
б д б б о о о од б б д о о о охвостики б – д обводим карандашами.
- работа по карточкам; вставить в слова пропущенные буквы б – д. Слова записать, у букв обводим «хвостики».
. ант, . азар, . ушно и т.д.
Затем дети читают слова по цепочке.
Пальцевая гимнастика.
4. На доске таблица словосочетаний, с пропущенными буквами б – д. Один ученик читает, а остальные слушают и поднимают соответствующую картинку – белка, дятел.
Голу . ой . ант и т.д.
5. Работа с текстом.
- Продолжаем работу в тетрадях.
Взяли карточки с предложениями.
Надо восстановить текст, т.е. вставить пропущенные б – д, прочитать текст и проставить перед каждым предложением его номер, т.е. что было в начале, что было потом. Работу выполняем в карточках.
Сделали – проверяем.
- В тетради записать.
6. Собери из слов пословицу. Объясни её значение.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
III. Итог занятия.
- Чем занимались на занятии?
- Какие буквы учились различать?
- Кто помогал вам в этом?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.М. Пясецкого г. Орла
Логопедическое занятие из раздела «Коррекционная работа попреодолению оптических и кинетических нарушений».
Дифференциация букв п-т.

Учителя-логопеда
Мясоедовой Натальи Васильевны

Цели:
совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
развитие зрительно-пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
развитие памяти, контрольных действий;
совершенствование способности к переключению внимания;
воспитание умения общаться в коллективе.
Оборудование:
рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
“карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Уточнение пространственных взаимоотношений.
Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
Кто сидит справа от тебя?
Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).
Рисунок 1

Рисунок 2
II. Работа по теме.
1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)
Рисунок 3
Рисунок 3
– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)
Рисунок 4
Рисунок 4
– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)
– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)
– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)
– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)
Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.
2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”
– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)
– Давайте научимся их различать.
3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).
Рисунок 5
Рисунок 6
Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)
Рисунок 7
Дети: Две. Пара.
Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?
Дети: п.
Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.
4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).
Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.
Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
Вывод: запоминаем наши “опоры”:
Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).
Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).
IV. ФизминуткаЗаучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).
Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”
223233233223
пптпттпттппт
6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.
па – та
по – то
пу – ту
ты – пыап – атип – итеп – етяп – ят– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)
– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)
7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.
IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIаКоллективная проверка правильности выполнения задания.
Какие планеты вы знаете?
8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).
Каток, сапог, новости, копейка, спелый, салют
– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.
– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.
9. На доске записаны слова с пропущенными буквами
___ ачка
с ___ ал
___ ара
– Сколько слов записано на доске?
– Прочтите их вставив буквы п или т.
– Кто увидел здесь шесть слов?
Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)
V. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.