Алгоритм работы по коррекции оптической формы дисграфии


Алгоритм работы по коррекции оптической формы дисграфии
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с оптической формой дисграфии. Для данной формы дисграфии характерны нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций, неточность представлений о форме, цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.
Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Для повышения эффективности работы при оптической дисграфии необходимо принять во внимание ранние сроки начала этой работы и комплексность мероприятий. Для этого необходимо:
- уточнить и расширить объем зрительной памяти;
- формировать и развивать зрительное восприятие и представление;
- развивать зрительный анализ и синтез;
- зрительно – моторные координации;
- формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
- дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы.

Коррекционная работа осуществляется в 4 этапа:
организационный;
подготовительный;
основной;
заключительный.
Организационный этап проводится с 01 по 15 сентября и включает в себя первичное обследование речи, формирование документации и планирование работы.
Далее работа ведется в рамках подготовительного этапа в 2-х направлениях:
развитие неречевых процессов;
дифференциация сходных по начертанию букв.
В ходе подготовительного этапа реализуется ряд задач:
развитие зрительного гнозиса (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов) и буквенного гнозиса (восприятие цвета, формы, размера и величины буквы; дифференциация расположения элементов букв);
развитие зрительного анализа и синтеза;
расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезис): запоминание формы предметов, цвета, последовательности и количества букв и предметов, начиная с предметов, потом геометрических фигур и в заключение букв;
формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, дифференцировка правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве);
формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения (год, месяц, день недели, вчера, сегодня, завтра, сутки, верх, низ, слева, справа).Данная работа обязательна и проводится в начале обучения (сентябрь – октябрь).
Далее (с середины I четверти) начинается коррекционная работа основного этапа, который включает в себя 3 направления:
- закрепление связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме (графемой);
- автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
- дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв (гласных; гласных и согласных; согласных: изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).На данном этапе (основном) предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.
Завершается коррекционно-логопедическая работа переходом на заключительный этап решением следующих задач:
- закрепление полученных навыков;
- перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Таким образом, к концу обучения дети должны знать:
основные цвета и их оттенки;
геометрические фигуры;
схему собственного тела;
направления в пространстве;
артикуляцию всех звуков родного языка;
сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
элементы букв двух шрифтов (письменный и печатный);
название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
различать основные и оттеночные цвета; геометрические фигуры;
соотносить предмет и форму предмета и цвет;
ориентироваться в схеме собственного тела, в родственных связях;
ориентироваться в пространстве и времени;
сравнивать предметы по величине;
сравнивать элементы букв 2-х шрифтов;
уметь конструировать и реконструировать буквы 2-х шрифтов;
сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
соотносить букву со звуком и наоборот.
Литература:
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте –М: Просвещение, 1991
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М: ВЛАДОС, 1977
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии – М., 2007