«Технология дидактического синквейна в логопедической работе с обучающимися имеющими ОВЗ»


«Технология дидактического синквейна в логопедической работе с обучающимися имеющими ОВЗ»
учитель-логопед МКОУШИ для обучающихся с ОВЗ г.Поронайска
Писарева Татьяна Сергеевна
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в рамках специального (коррекционного) образовательного учреждения должна идти путём создания специальных коррекционно-развивающих условий обучения.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающегося, с другой стороны – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Актуальность проблемы заключается в устранении нарушений речи обучающихся с ОВЗ, что способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.Одним из эффективных направлений развития устной речи, позволяющей получить результат, является технология дидактического синквейна.
Технология «Синквейн» направлена на развитие лексико-грамматических категорий, обогащению и актуализации словаря, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения обучающимися пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ученику быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Данная технология- позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических методик, занятий и обеспечивает её логическую завершенность.[1, с. 25]
Цель:развитие планирующей и регулирующей функции речи.
Задачи:
1.Расширять объём словаря;
2.Формировать структуру значения слова;
3.Развивать лексико-грамматические категории, словообразования;
5.Научить составлять синквейны;
6.Развивать ассоциативное мышление и образную память.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данная технология может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.[2, c. 4]
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме, по заданному алгоритму.
Существуют правила составления синквейна, которые состоят из пяти строк.
I. Правила составления синквейна.
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
-вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
-третья строка – три слова, описывающие действия в рамках темы;
-четвёртая строка – предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
-пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, выражены своя позиция, взгляд на то или иное событие.[3,c.86]
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
С учётом индивидуальных возможностей обучающихся в своей работе использую алгоритм- схему «Синквейна». Графически изображены части речи. Пример:

Другими словами можно сказать, что это – небольшие сочинения, с помощью которых учащиеся учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.
Для создания синквейна выполняем зарисовки и устно с помощью алгоритма сочиняем синквейн. Обучающиеся хорошо владеющие письменной речью записывают «сочинение». Темы синквейна могут быть посвящены явлениям природы, животным, птицам и т.д.
[3, c. 88]
Коррекционно-образовательная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по лексическим темам.Обогащение словаря – существительными, прилагательными, глаголами, предлогами. Обучающиеся учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета–направляем обучающихся на использование в речи нескольких вариантов ответа. Например: (ветер - дует, воет, завывает, - несколько действий к предмету, или угадывать: «Что это?»(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный –апельсин) -признаки.Мы готовим базу для дальнейшей работы над синквейном.
Одновременно ведётся работа по развитию словесно-логического мышлении. Включаем в работу печатные пособия с подбором лексического и грамматического материала, игровыми коррекционно-развивающими заданиями по лексическим темам. Упражнения:«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) или «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья).Алгоритмы – составления описания определённых предметов, явлений. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Угадай по описанию», «Подбери слово», «Лишний», «Найди слово», «Назови одним словом», «Скажи ласково». [4, c. 46]
Интерактивные, анимационные пособия с играми. Пример: «Посадка картофеля», употребление в речи родственных слов. Создание собственной базы дидактических пособий (в печатном и электронном варианте).В работе используется «Конструктор картинок». Более 600 изображений. Создание Конструктор картинок позволяет создать любой вариант, с учётом специфики работы, индивидуальных возможностей детей.
Для закрепления полученных знаний, созданы логопедические уголки «Логопедический вернисаж» со сменным материалом. Представлен тематический словарь, игровые упражнения. Материал размещен в классах, группах продлённого дня.
Основной чертой синквейна - это вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как:
-краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); Пример: Тема. Различение б-п., включение лексической темы «Дикие животные». 1.Белка.2.Пушистая, рыжая.3.Прыгает, скачет, заготавливает. 4.Белка живет в дупле на дереве. 5.Дикое животное.
-коррекция и совершенствование готового синквейна; (с ранее составленным синквейном.)
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить)Тема: звуки-буквы. Составлять синквейн для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по коррекции письменной речи.1_________.2. Гласные, согласные. 3.Слышим, произносим, выделяем.4. Звуки складываются в слова.5. Речь.
- по опорным словам.
Пример: снежная, морозная, зима, пришла, укрыла, запорошила, всё вокруг в снегу, холодное. Синквейн можно использовать во время урока, чтоб выявить, как учащиеся усвоили новый материал. Таким образом, можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
Когда дети научились вместе с педагогом составлять синквейн и его рассказывать, мы стали включать в работу и другие задания. Игра «Не обижай слово» (даётся ряд слов, какие слова похожи, какое слово лишнее.) Пример:мороз, морозец, зима, заморозить, морозный. О лишнем слове составим рассказ. А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна.
Анализ данных логопедического обследования устной речи обучающихся МСКОШИ VШ вида за период: сентябрь 2013 – промежуточное обследование декабрь 2015 уч. год выявлено: 2013/14уч.год: сентябрь - 75%, декабрь 2015г. - 39% обучающихся посещающих логопедические занятия имеют низкий уровень устной речи.

С 2013 по 2015 учебный год наблюдается динамика по коррекции речевой деятельностиобучающихся МСКОШИ.
Выводы:
- технология синквейна - это один из способов развития регулирующей и планирующей функции, лексико-грамматических категорий устной речи.
- дидактический синквейн оживляет логопедические занятия, вносят определённый соревновательный элемент, что повышает мотивацию к обучению,способствуют развитию речи.
Технология дидактического синквейна служит моментом рефлексии, т.е. педагог получает возможность оценить свою работу по изучаемой теме, определить уровень усвоения материала обучающимися.
Рекомендации:коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Знакомство с понятием «слово», использовать в речи слова различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное), устанавливать связь между ними по вопросам. Постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал? (а).
В процессе логопедической работы направлять обучающихся на умения называть несколько признаков и действий к предмету.
При работе с лексическим материалом узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки, действия на основе предложенного плана.
Использовать в работе графические алгоритмы составления синквейна с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, которые помогают более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Обучающиеся учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры, а также простые нераспространённые предложения с однородными членами (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее),нераспространённые предложения с однородными членами. Они необходимы для создания синквейна.
Синквейн пишут 1 раз в неделю. Обучающиеся имеющие грубые нарушения письма предлагается алгоритм, по которому они создают устные «сочинения-синквейн», графически изображают их в своих рисунках.
Темы синквейнов могут быть посвящены явлениям природы, животным, птицам, праздникам, человеку (его качествам).
Литература.
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2 Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. КАРО. Санкт-Петербург,2004
3.Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5
(2005).
4.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва., 2009.