Статья по английскому языку на тему Метод синквейна на уроках английского языка


Формирование познавательных УУД с помощью метода «синквейн» на уроках английского языка
А.Г. Рожкова, Ю.М. МистюковаВ свете становления новой системы образования в России и введения современных государственных стандартов, от учащихся требуется не просто овладеть информацией, но и научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать собственные выводы. В связи с этим необходимо применение современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. ТРКМ это система стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных видах и формах работы. В данной работе мы рассмотрим возможности формирования познавательных УУД у учащихся с помощью метода «синквейн».
Синквейн – это эффективный метод, позволяющий быстро синтезировать, резюмировать и преобразовывать  информацию. В переводе с французского языка слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Для правильного составления сиквейна надо знать следующие правила:
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образованная тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
На уроках английского языка метод «синквейн» можно использовать на различных этапах урока и решать с его помощью множество образовательных задач. Рассмотрим это на конкретных примерах:
Синквейн на этапе постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
ПРИМЕР. Тема «Clothes», 5класс.
(Clothes)
warm, short, cold.
To wear, to dress, to look.
Dress right every day.
Appearance
Обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн, затем конечный вариант можно использовать как опору для пересказа изученного текста.
ПРИМЕР. Тема “Acid rain”, 7 класс.
Rain.
acid, harmful.
Gather, cause, fall.
Pollute lakes and rivers.
Problem.
Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
ПРИМЕР. Тема «Food», 8 класс.
 Food
tasty, lovely
 boil, roast, steam
Taste differs
Necessary
Синквейн как игра на уроке-обобщении.  Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
ПРИМЕР. Тема «Day after day», 6 класс
(Day after day)
exiting, boring.
To read, to play, to watch
Saturday is a perfect day for me.
Life
Используя метод синквейн на своих уроках, мы сделали вывод, что данный приём технологии развития критического мышления позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Он учит детей подбирать наиболее точные слова и в краткой форме передавать смысл всего текста или любой полученной на уроке информации. Передать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах достаточно сложно, поэтому в заключении отметим, что синквейн это самый быстрый и мощный инструмент, когда за короткое время нужно проверить насколько хорошо учащиеся усвоили, информацию, данную на уроке.
Список литературы
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.:Российское педагогическое агентство, 1996.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32.
Ю.Е.Ваулина Учебник «Spotlight-5» для 5 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М.: Просвещение, 2014.
Ю.Е.Ваулина Учебник «Spotlight-6» для 6 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.
Ю.Е.Ваулина Учебник «Spotlight-7» для 7 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.
Ю.Е. Ваулина Учебник «Spotlight-8» для 8 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.