Планирование Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Министерство образования и науки Донецкой Народной республики
Общеобразовательная школа №5 г. Харцызска





Методика преподавания





Педагогические технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности учащихся





Из опыта работы
учителя биологии
Кальчук Любви Дмитриевны















Введение

Понятие «педагогические технологии» известно с 20-х годов ХХ века. До сих пор не существует единого определения понятия «педагогические технологии» - их насчитывают более 300.Трактуются они и как методы, приемы, средства обучения, и как процессуальная часть дидактической системы, и как принципы обучения, и как модели обучения, которые раньше назывались методиками обучения, и как специальная организация содержания образования.
Педагогическая технология – это системный подход создания, использования и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, которые ставят своей задачей оптимизацию форм образования.
В современной педагогической науке рассматриваются три подхода к определению понятия «образовательная технология»:
1. Систематический метод планирования, использования, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний, который учитывает человеческие и технические ресурсы, взаимодействие между ними для достижения эффективной формы образования.
2. Решение дидиктических проблем в русле управления учебным процессом с заданными целями, достижение которых должно подлежать четкому описанию и определению.
3. Выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, которые повышают образовательную эффективность, при помощи конструирования и использования приемов и материалов, а также методов обучения.

Из определений технологии вытекает, что технология в большей степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, формой и методами. Поэтому в структуру педагогических технологий входят:
1) Концептуальная основа.
2) Содержательная часть обучения:
а) цели – общие и конкретные;
б) содержание учебного материала.
3) Процессуальная часть:
а) организация учебного процесса;
б) методы и формы учебной деятельности школьников;
в) методы и формы деятельности учителя;
г) деятельность с управлением процессом усвоения материалом;
д) диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности:
-Концептуальность (опора на определенную научную концепцию)
-Системность (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей).
- Управляемость ( возможность планирования, проектирования учебного процесса ).
- Эффективность (эффективность по результатам, гарантирование достижения определенного стандарта обучения).



I. Источники и составные части педагогической технологии

Педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки и практики, соединение традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным процессом. Ее источниками и составными частями являются:
-социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
-наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;
-опыт прошлого (отечественный и зарубежный);
-народная педагогика (этнопедагогика).


Наиболее целостным является подход к определению понятия «педагогические технологии» у Т.Назаровой, которая утверждает, что оно развивалось адекватно к развитию педагогической науки. В связи с этим трансформировалось в новые понятия: образовательные технологии, педагогические технологии, технологии обучения.

I. Образовательные технологии отображают общую стратегию развития образования, единого образовательного процесса. Их предназначение – прогнозировать развитие образования, его конкретное проектирование и планирование, определение соответствующих образовательным целям стандартов.
Примерами образовательных технологий могут быть концепции образования, образовательные законы, образовательные системы. На современном этапе – это гуманистическая концепция образования, закон об общем образовании, система образования в Украине (дошкольная, школьная,вузовская, поствузовская).

II. Педагогические технологии. Если образовательные технологии отображают стратегию образования, то педагогические воплощают тактику ее реализации в учебно-воспитательном процессе путем использования моделей последнего и соответствующих ему моделей управления этим процессом.
Каждое образовательное учреждение можно рассматривать как модель в подсистеме общей системы образования, которая соответствует определенной образовательной концепции. Такая модель включает совокупность содержания, форм, средств, адекватных воплощаемой педагогической парадигме.
На сегодня учеными определено четыре основных педагогических парадигмы, которые реализуются в учебно-воспитательном процессе: классическая (акцентированная на формировании знаний), манипулятивная педагогика, педагогика поддержки, информационно-компъютерная педагогика. Например, модель саморазвития личности, модель проектов- парадигма манипулятивной педагогики; модель педагогики сотрудничества, гуманно-личностная модель Ш. Амонашвили, модель личностно-ориентированного обучения И. Якиманской, модульно-развивающая модель обучения – парадигма педагогики поддержки; модель проблемного обучения, развивающее обучение (В.Давыдов, Д.Эльконин) – парадигма классической педагогики и т.д.
В школе, которая работает по модели личностно-ориентированного образования, почти невозможно решать образовательные задачи, используя технологии, даже частично, которые принадлежат к парадигме классической или только манипулятивной педагогики. Первая вряд ли будет соответствовать основной задаче-развитию личности, вторая позитивно влияет на развитие личности, но требует специальных условий для обучения и воспитания – малой укомплектованности воспитанниками, увеличения количества педагогов, роста их энциклопедической эрудиции, дополнительного дидактического материала и т.д.
Оптимальными для решения современных образовательных задач ученые считают парадигмы педагогики поддержки и информационно-компъютерной. Задачи личностно-ориентированного образования будут решаться при условии, когда управление учебным заведением, а также весь учебно-воспитательный процесс осуществляются на одинаковых принципах личностно-ориентированного подхода.

III. Учебная технология – понятие близкое, но не тождественное понятию педагогическая технология. Отображает пути освоения конкретного учебного материала в рамках соответствующего учебного предмета, темы, вопроса. Требует специальной организации учебного содержания, адекватных ему форм и методов обучения. Но возможны и такие варианты: к формам обучения подбираются содержание и методы обучения или к методам – формы и структурируется содержание обучения. Например, это может быть предметное обучение, игровая технология, технология проблемного обучения, информационные технологии, технология использования опорных схем, конспектов, классическое лекционное обучение, обучение при помощи аудиовизуальных технических средств, дистанционное обучение, компъютерное обучение и т.д.
Итак, можно сделать вывод о том, что все уровни педагогической технологии тождественны определенной образовательной концепции. Кроме того, им свойственны содержательный (цели обучения, управление, содержание учебного материала, содержание управления), процессуальный компоненты ( формы, средства, методы обучения, организация и управление учебно-воспитательным процессом).


































II. Личностно-ориентированные
технологии обучения


1.Адаптивная система обучения

Автор адаптивной системы обучения – А.С. Границкая. Адаптивная система обучения (АСН) возникла на основе анализа тенденций усовершенствования учебного процесса под влиянием новейших психологических теорий по формированию творческого мышления учителя.
В основе концепции обучения лежит прежде всего принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока дает возможность увеличить время самостоятельной работы учащихся, что в свою очередь требует перехода к беспрерывному управлению, которое обеспечивает надежную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из основных видов деятельности человека, в условиях АСН становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, которая управляется путем использования разнообразных обучающих и контролирующих программ, плана-сетки и графика самоучета. В адаптивной системе обучения создаются условия для разумного включения в учебный процесс передового опыта учителей и результатов теоретических исследований ученых и педагогов-практиков.
В АСН заложены очень большие возможности использования всего нового с максимальной отдачей. Отталкиваясь от нового, нужно продолжать творческий поиск, ориентируясь на возможности адаптивной системы обучения. Это и индивидуализация обучения в условиях формирования коллектива, это и адаптация к индивидуальным особенностям учащихся, и использование механизмов саморегуляции. Это переход к самоконтролю и взаимоконтролю, непрерывное управление всей самостоятельной работой учащихся при помощи планирования индивидуальной работы и графиков самоучета.
Взяв на вооружение все, что может быть использовано для повышения интенсивности процессов обучения и учения при совместной деятельности учителя со всеми учащимися, нужно переходить к освоению типовых для адаптивной системы обучения и новых для большинства учителей видов деятельности: самостоятельной работе учащихся на уроке и индивидуальной работе учителя в классе.


2. Коллективный способ обучения

Автор технологии КСО – А.Г.Ривин. Согласно этой технологии, обучение – это общение между теми, кто учит и теми, кто учится. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение проводится при помощи общения в динамических парах, где каждый обучает каждого.
Целью этой технологии является усвоение знаний, умений, навыков, формирование способов умственной деятельности, деятельностно-практической сферы личности, коммуникативных качеств.

Технология КСО опирается на принципы:

- ориентации на высшие конечные результаты;
- непрерывной передачи знаний друг другу;
- сотрудничества и взаимопомощи между учащимися;
- участия в педагогическом процессе участников различного возраста;
- обучение согласно способностям индивида;
- педагогизация деятельности каждого участника.

Преимущества КСО:

1. Способствует возможности продвижения каждого ученика в процессе обучения со скоростью, которая определяется его личными способностями.
2. Формирует необходимость в умении активно воспринимать, усваивать и передавать информацию.
3. Обеспечивает высокую интенсивность обучения.













3. Технология саморазвивающего
обучения

Автор – Г.К. Селевко. Цель технологии СРО:
1. Формирвание самоусовершенствованного человека.
2. Формирование самоуправляемых механизмов личности.
3. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
4. Воспитание доминанты самоусовершенствования, саморазвития личности.
В процессе обучения формируются знания, умения и навыки, способы умственной деятельности, самоконтролируемые механизмы и эмоционально-волевая сфера личности.

В основе СРО лежат такие концептуальные положения:

1. Ученик-субъект, а не объект учебного процесса.
2. Обучение приоритетно относительно развития.
3. Обучение направлено на всестороннее развитие личности с приоритетной областью - саморегулирующих механизмов личности.
4. Ведущая роль теоретических и методологических знаний.

Творческая деятельность как основная сфера самоусовершенствования личности является источником для формирования саморегулирующих механизмов. Она организуется в системе клубного пространства школы, которое включает творческие объединения по интересам и направлениям, внеклассную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Организация учебного процесса по предметам базируется на:
- перенесении акцента преподавания на ученика;
- превращении педагогического руководства самовоспитания и самообразования в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
- использовании морально-волевой мотивации (наряду с познавательной);
- приоритет самостоятельных методов и приемов.





4. Технология модульного обучения



Основой технологии является внутренняя структура урока, отличающаяся от внешней. Внутренняя структура – это совокупность микромодулей урока. Микромодуль – структурная единица, которая помогает учителю продвигаться вместе с учащимися к реализации цели. Урок рассматривается как модуль, который понимается как функционально законченный узел, блок, который является частью определенной системы.

На модульных уроках предлагается широкое использование уровневой дифференциации, проблемных заданий, работы учащихся с разнотипными источниками, дидактичными материалами, таблицами, графиками, диаграммами, иллюстрациями.
Работа учащихся осуществляется индивидуально, в парах, в подгруппах. На любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблемы или выбор
путей ее решения. Каждый ученик получает возможность работать по индивидуальным программам в своем темпе, взаимодействуя при этом со сверстниками и педагогом.

Модульную технологию можно использовать на уроках повторения, изучения нового материала, контроля и проверки знаний, смешанного типа.
Специфика модульного урока состоит в том, что он дает возможность учащимся усвоить новые знания в течение двух учебных часов (2х40) и обойтись без домашних заданий. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого ученика дидактического материала (текста, таблиц и т.п.) и учебных пособий.











5. Модульно-развивающее обучение

МРО было презентовано как альтернатива классно-урочной системе в 1994г. Автор МРО – А.Фурман.
Цель модульно-развивающего обучения – обеспечение прогрессивного психосоциального развития учителя и ученика в условиях диалектически связанных процессов обучения, воспитания и образования.
При модульно-развивающем обучении кроме закономерностей развития личности, каждая из пяти сфер развития (физического, умственного, эмоционального, морального, духовного) учитывает условия и специфику развития ученика и учителя (деятельностную, ситуационную, контекстную, вселенскую) и внутреннее время их реализации (досубъективное, доактуальное, актуальное, потенциальное, идеальное).
Модульно-развивающий процесс – это модель наилучшего прогрессивного психосоциального роста личности как индивида, ведущая форма социализации, которая одномоментно протекает в трех системах формирования человеческого отношения к миру и к самому себе ( теоретического, практического, эстетического) и на трех уровнях овладения (знаниями, нормами, ценностями).
В аспекте психосоциального роста важная роль отводится самоактивности личности, которая стимулирует развертывание процессов саморазвития, самоактуализации и самореализации; самоактивность и является основным моментом, фактором и одновременно средством развития настоящей субъективности участников педагогического процесса.
Основу технологии модульно-развивающего обучения составляют идеи модульно-развивающего процесса и целостного функционального цикла учебного модуля. Модульно-развивающий процесс реализуется через логические и психолого-диагностические связи учебных модулей, каждый из которых характеризует микроэтап в развитии ученика.











6. Дальтон-технология

Дальтон-технология – технология, в которой заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения в условиях классно-урочной системы. Основные принципы дальтон-технологии:
- принцип свободы;
- принцип самостоятельности;
- принцип сотрудничества.
Основные задачи дальтон-технологии:
- обеспечение индивидуализированного развития ученика;
- развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Все эти исходные положения философии реализуются через Дальтон-план, который включает в себя задания, лабораторию и дом.
Задания составляют содержательную честь технологии и должны иметь творческий характер. В каждом задании ставится проблема, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Именно такие задания способствуют прежде всего индивидуальному развитию учащихся.
Лаборатория – это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданиями, а также для участия в учебных занятиях.
Дом – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора, с кем выполнять работу; наличие группы консультантов, психолога и тому подобное. Ученик работает над заданиями не только дома, но и в системе учебных занятий.
Каковы преимущества Дальтон-технологии? Прежде всего, она наиболее приближена к технологиям, которые обеспечивают личностно-ориенитрованный подход в образовательном процессе. Это осуществляется за счет высокой мотивации самостоятельности, активности, ответственности каждого ученика, которая сочетается с правом выбора образовательного уровня, средств и форм деятельности. Перегрузка учащихся снижается за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом технологии является возможность личного развития путем обогащения социального опыта других учащихся и взрослых.
Эта технология имеет интегрированный характер: в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная, проектная. Изменяется в этой технологии и роль учителя. Он перестает быть единственным источником знаний. Это тоже ее преимущества.

7. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение рассматривается как технология развивающего обучения, направленная на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитанию социально значимых черт личности. Проблемное обучение основано на конструировании творческих учебных заданий, которые стимулируют учебный процесс и повышают общую активность учащихся. Оно формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей.
Основное дидактическое предназначение проблемного обучения – в педагогическом руководстве активной поисковой деятельностью учащихся. Проблемное обучение выражается в системе проблемных ситуаций , задач, заданий, которые необходимо решать учащимся.
Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, учитель действует скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки к проблемному обучению учитель должен приобрести опыт, который дает возможность:
1. Уметь ставить перед классом задания в понятной для детей форме.
2. Выполнять функции координатора и партнера, помогать отдельным учащимся и группам.
3. Стараться столкнуть учащихся с проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи вопросов.
4. Демонстрировать терпимость к ошибкам учащихся в процессе поиска собственного решения. Предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ученик начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
Организацию проблемно-поискового учебного процесса уместно представить в виде последовательности таких шагов:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможных решений.
3. Поиск идей, причем их оценка откладывается до полного высказывания учащимися.
4. Поиск решения, при котором идеи подвергаются анализу, оценке, выбор лучших из них.
5. Писк доказательств найденного решения.
В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация, задача-проблема, которую необходимо решить учащимся. Таким образом, стимулом к движению мысли является интеллектуальное усложнение, то есть психологическое состояние ученика, которое требует выявления новых, ранее ему неизвестных знаний или способов деятельности. Чтобы проблемная ситуация органически вошла в учебный процесс, она должна принять форму познавательной задачи.
Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и проблемного учения. Проблемное преподавание основано на системе проблемных ситуаций, а также психолого-педагогическом руководстве решения их учащимися. Проблемное учение может быть рассмотрено полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, которая состоит из анализа задач-ситуацай, формулировки проблемы, высказывания гипотезы, выбора решения и программы действий, анализа полученных результатов.

































15