Доклад на тему Игровые технологии в обучении английскому языку младших школьников


Игровые технологии в обучении английскому языку младших школьников
С наступлением нового века изменился и социокультурный контекст изучения ИЯ в России, значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции. Актуальность изучения английского языка также продиктована потребностями современного мира. Задача учителя иностранного языка – найти оптимальные приёмы введения учебного материала в процесс иноязычного образования. К ним можно отнести приёмы игрового моделирования, составляющие важную часть арсенала коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом.
Пробудить у младших школьников интерес к изучению языка – задача не из простых. И только учитель своим педагогическим мастерством и творческим опытом может сделать процесс обучения, процесс познания для детей интересным, увлекательным и результативным. Все педагоги признают ведущую роль мотивации со стороны учителя – это оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации у детей: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий. Использование различных обучающих игр, воображаемых ситуаций способствует установлению положительных взаимоотношений между иностранным языком и теми, кто его изучает; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.
Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Например, в социальной компетенции все игры делятся на две группы – competitive, co-operative.
Самая большая работа по социализации ребенка происходит во время ролевой игры, так как ее содержанием являются отношения между людьми. Игры подразделяются также на коммуникативные и лингвистические – на практике целью лингвистической игры для ученика будет осуществление общения.
В качестве приемов игрового моделирования можно привести такие примеры. Так, любая игра типа Guessing game, в которой отрабатываются разные типы вопросов, направлена на то, чтобы игроки поговорили и пришли к единому мнению. Или Lip Reading используется на постановку артикуляционной базы, но цель игрока – донести смысл слова другим. Игра помогает обучить и устному и письменному видам речи. Готовя карточки с заданиями, приглашения или составляя меню, дети уже в раннем возрасте развивают коммуникативную компетенцию. Варианты лингвострановедческих игр можно разделить на три большие группы: игры, знакомящие учащихся с продуктами культуры; игры, направленные на изучение поведения носителей языка, их традиций; игры, раскрывающие культурные ценности разных народов. Играя в эти игры, ребенок приобретает такую компетенцию, как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей.
Среди приобретенных форм работы на уроке английского языка в организации игр все большую популярность приобретают проекты – особый вид. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнении с зарубежными сверстниками. Кроме того, что проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей младшего школьного возраста, они еще учат их учиться, выполнять разнообразные виды работы – собирать информацию, организовать текст, брать интервью и т.д. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии.
Итак, игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников, а также смешанные.
Удовольствие от учебы ученики получают, по мнению австралийского профессора Г. Астляйтнера, прежде всего тогда:
Когда принимаются во внимание их интересы;
Когда занятия проводятся с юмором, что поднимает у всех настроение;
Когда применяются игровые методы обучения.