Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели русского языка и литературы

Цель Урока: привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений. Взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи Урока:
- развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
- позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно- досугового центра школы;
- консолидация усилия школьных коллективов, родителей. Специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
Содержание Урока:
«Приглашение к чтению»
Цель: развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
Содержание: встреча с генеральным директором ОАО «Самаринское» Ковалёвым Виктором Ивановичем
«Послушайте!»
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей.
Содержание: конкурс на лучшего чтеца.
Тема конкурса: Любимой маме!
Девиз конкурса: Сердце маленькое упрямо
Бьётся, бьётся, глаза горят.
Слово первое, слово «ма-ма»!
Губы нежные говорят.
Ведь у белых, у чернокожих
В первом слове – одна любовь,
И недаром оно похоже
На любом из земных языков.
«Со страниц на сцену»
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.
Содержание: инсценирование басен И.А.Крылова.

Литературный КВН
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательных конкурсов и заданий, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Содержание:
Сказки А. С. Пушкина
(для 1-7 классов)

Оформление. Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации детей к произведениям поэта, выставка книг.
Слово о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. "Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца", - говорит А. Твардовский.
В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожирал» книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительного мальчика.
А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" Если начнёт поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.
Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!
Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гринёве, который дружил с грозным человеком - Пугачёвым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трёхсот лет назад...
А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Чёрное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.
По словам Н. Г. Чернышевского, Пушкин способен "увлекаться и увлекать", привязываться к человеку "всеми силами души".
Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

Ход мероприятия:

I. Дети делятся на команды.
- Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта –
А.С. Пушкина. Начнем с разминки:

Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

Когда он родился? (6 июня 1799 года. )


От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)

Сколько всего сказок написал великий поэт? (6; 5 и 1 не закончил.)

Какие это сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о ра ботнике его Балде».)

II этап. Эрудит.

Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)

В кого и какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар - муха - шмель.)


Кем стали три девицы по приказу царя Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей.)

4)Сколько раз старик закидывал в море невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)


5)Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз - тину,второй раз - морскую траву.)

6)Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и владычицей морской.)


7)Как звали королевича, жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне ...»?(Елисей.)

8)Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)


За какую плату согласился работать Балда у попа? (За 3 щелчка.)

9)С кем соревновался Балда? (С бесенком (чертенком)

Какой фразой заканчивается «Сказка о попе и о работнике его Балде?
(А Балда говорит с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

Каким возгласом оповещал Золотой петушок об опасности? («Кири - ку - ку! Царствуй, лежа на боку!»)

12) Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»: (Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)

III этап. Узнайте сказку по словам

1.Путь - дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)


Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Рать, воеводы, мудрец, шатер, шемаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)


Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане...»)
IV этап. Вопросы из конвертов
Вопросы из первого конверта «Сказка о золотом петушке»
1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
«Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу...»

2. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
«Волю первую твою Я исполню как мою...»

3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
«Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно...» (2года.)

4. Откуда пришла беда в царство Дадона?
«Видит, бьется петушок, Обратившись на восток...»

5. «Царь скликает третью рать...» Что такое рать?
«Царь к востоку войско шлет...»

6. Сколько сыновей было у царя Дадона?
«Что за странная картина! Перед ним его два сына
Без шелемов и без лат Оба мертвые лежат...»

7. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?
«И потом, неделю ровно, Покоряясь ей, безусловно,
Околдован, восхищен, Пировал у ней Дадон...»

8. Кто встретил царя Дадона:
«В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец...»? (Мудрый звездочет.)

9. Как благодарил царь Дадон мудреца за помощь?
«Царь хвалил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон...»

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок...»




Вопросы из второго конверта «Сказка о попе и работнике его Балде»
1. За какую плату согласился работать Балда у попа?
«В год за три щелчка тебе по лбу...»

Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть ж мне давай вареную полбу...» Что такое полба?
(Каша из пшеницы, полба особый вид пшеницы.)

Как работал Балда?
«Работает за семерых; Досветла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит...»

4. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?
«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь...»

5. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
«Лучшего б ненадобно дохода, Да есть на них недоимка за три года...»

6. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?
«... вышлю к тебе внука...»

7. Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
«Пошел Балда в ближний лесок, Поймал двух зайков да в мешок»

8. Когда Балда сказал бесенку эти слова: «Глупый ты, бес, куда ж ты за нами полез?»
Когда «бедненький бес под кобылу подлез...»

9. Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
«Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку...»

10. Слово «балда» имеет значения: дурак, тупица, бестолковый. А почему А. С. Пушкин дал герою такое имя?
(Ответы детей.)

Вопросы из третьего конверта «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Сколько лет рыбачил старик?
«Он рыбачил тридцать лет и три года...»

2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?
«В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой...» (Два раза.)

3. Кем предстала перед стариком старуха:
«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги сгрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки...»? (Столбовою дворянкой.)

4. Сколько времени была старуха царицей?
«Вот неделя, другая проходит...» (Две недели.)

5.Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.)

Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? (Пять раз.)

7. Как менялось море по мере того, как старик приходил с разли ными просьбами?
1. Море слегка разыгралось. 2. Помутилося синее море. 3. Н спокойное синее море. 4. Почернело синее море. 5. На море черная буря.
8. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?
(Ответы детей.)
За что рыбка наказала старика со старухой? (Ответы детей.)

Вопросы из четвертого конверта «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1. Чей это портрет:
«Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива...» ? (Портрет царицы-мачехи.)

2. Какое приданое приготовил царь своей дочери?
«Семь торговых городов Да сто сорок теремов...»

3. Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам...»? (Чернавке, сенной девушке своей.)

4. Чем угощали царевну семь богатырей?
«Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали...»

5. 5.«Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя подокном...»
Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?
«Коли красная девица, Будь нам милая сестрица...» (Потому что семь богатырей сами назвали ее сестрицей)

6. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка)
Кличка собаки семи богатырей. (Соколко.)

К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? «Свет наш солнышко...», «Месяц, месяц, мой дружок...», «Ветер, ветер! Ты-могуч...»


Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?
«... пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз...»
10. От чего умерла мачеха?
«Тут тоска ее взяла...»

Вопросы из пятого конверта «Сказка о царе Салтане...»
1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
«Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября...» (Под Новый год.)

2. Какой величины родился ребенок у царицы?
«Сына дал им бог с аршин...»

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
«Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен...»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?..»

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

6.«А комар-то злится, злится И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз...»
Какой тетке? (Поварихе.)

Почему«... ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят Четырьмя все три глядят...»?
(Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.)

8. Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе?
«Во саду ли, в огороде...»

9. Почему «... ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить Чудный остров навестить...»?
(Ответы детей.)
10. «Царь глядит - и узнает...» В нем взыграло ретивое!..»
Что такое ретивое? (Сердце.)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ
(для учащихся 8-11 классов)
Участники: две команды, ведущий, члены жюри.
Предварительная подготовка: на стенах зала развешивают плакаты с литературными девизами команд: «Один за всех, и все за одного!», «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»; обложки книг «Три толстяка» Ю. Олеши, «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан Доила, «Тимур и его команда» А. Гайдара. Учитель с учениками оформляют стенд с книгами, которые могут понадобиться участникам. Команды готовят вопросы на литературные темы, которые будут задавать соперникам.
Ход мероприятия
Ведущий. Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
Сегодня, ребята, мы проводим литературный ринг - соревнование между двумя командами, которое будет состоять из трех небольших раундов-конкурсов на определенные темы. Прежде чем начать, представлю участников: справа от меня находится команда, у которой литературный девиз...
Ребята по просьбе ведущего произносят его: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Ведущий. Я думаю, вы узнали слова из клятвы Сани Григорьева - героя книги «Два капитана» В. Каверина. Прошу вторую команду назвать свой девиз.
Ребята произносят его: «Один за всех, и все за одного!»
Ведущий. Конечно, вы помните автора книги и героев, которым принадлежит этот девиз. Теперь пусть каждая команда выберет капитана.
Ребята выбирают.
Ведущий. Прошу подойти капитанов ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Я надеюсь, что во время ринга члены команд узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Капитаны, получите, пожалуйста, жетоны, которые будут отличать вас от остальных членов команды, займите свои места.
Как известно, в любом конкурсе участвует жюри, которое оценивает работу его участников. Сейчас я представлю членов жюри (Называет их.)
Время, предоставляемое участникам литературного ринга для ответов на вопросы, будет ограниченно. Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на ... (называет фамилию).

Итак, церемония представления участников литературного ринга окончена. Я объявляю первый раунд.
Раздается удар гонга. Звучит романс Г. Свиридова к кинофильму по повести А. С. Пушкина «Метель».
Ведущий. Первый раунд мы посвящаем такой области Литературии, отношение к которой у человека в жизни обычно меняется. Это поэзия. Еще малышами мы слышим колыбельные песни. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости к родителям. Звучат стихи на школьных праздниках. Но я знаю, что в старших классах интерес к поэзии у ребят несколько падает. И в результате многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. А это большая, невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строки делают нас духовно богаче, восприимчивее к тому, что нас окружает.
Капитаны команд, приготовьте ручку и листок бумаги. Даю задание: в течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову. Таких слов будет три. Своим капитанам помогает вся команда. Капитанов я прошу записывать слова столбиком, чтобы жюри было легче оценивать ответы. Первое слово - «день». Второе -«футбол». Третье - «окунь».
По истечении одной минуты ведущий просит капитанов прочитать придуманные рифмы.
Обычно к слову «окунь» школьники с трудом подбирают рифму.
Ведущий. Я вижу, что вы затрудняетесь подобрать рифму к слову «окунь», но не надо отчаиваться. Это слово ставило в тупик даже А. С. Пушкина.
Листочки, на которых записаны рифмы, передайте жюри.
А теперь - последнее задание первого раунда. Я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд в течение одной минуты вспомнить и прочесть стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать фамилии авторов. Например, я назову слова: «кроет», «крутя», «завоет», «дитя». Вы должны будете прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Ведущий по очереди называет командам окончания строчек из таких четверостиший:
1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
2. У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?
В. В. Маяковский. Кем быть?
3. Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
Н. А. Некрасов. Мужичок с ноготок
Ведущий. Объявляю конец первого раунда ринга.
Раздается удар гонга.
Во втором раунде вам, ребята, на время придется превращаться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. (Показывает ящичек с карточками.) В нем хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг. Я познакомлю вас с некоторыми из них. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить, где он действует, кто автор произведения.
Учитель по очереди читает командам такие отрывки из произведений известных писателей.
1. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - и на месте не посидит... Коса ссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые... А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платья. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь. (Медной горы хозяйка. П. Бажов «Уральские сказы».)
2. Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей;
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Черномор. (А. Пушкин. Руслан и Людмила.)
Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.
(Хоттабыч. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)
Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.
(Собака из повести А. Конан Доила «Собака Баскервилей».)
Ведущий. Я знаю, что вы, ребята, тоже готовились к встрече друг с другом. Прошу задать соперникам те вопросы, которые вы подготовили самостоятельно
Ребята задают вопросы.


Ведущий. А теперь пришло время для конкурса капитанов.
ВИКТОРИНА ПО БАСНЯМ И. А. КРЫЛОВА
В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник? (В Петербурге, в Летнем саду.)
Что означает слово "квартет"?
(Музыкальное произведение для четырех инструментов.)
3. Из каких басен взяты эти строки?
а) Да только воз и ныне там.
("Лебедь, Щука и Рак")
б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
("Стрекоза и Муравей")
в) А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.
("Квартет")
г) Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмёт, То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. ("Мартышка и очки")
д) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем.
("Волк и Ягнёнок")
е) Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
("Ворона и Лисица")



ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест! (А Васька слушает да ест.)
("Кот и повар".)
з) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
("Слон и Моська")

Ведущий. Я объявляю конец второго раунда литературного ринга.
Раздается удар гонга.


Ведущий. Прошу жюри подвести итоги второго раунда. Третий раунд нашего ринга называется «блицраунд». Вы слушаете характеристику и описание поступков действующего лица книги и через 3 секунды называете его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.
Каждые три секунды раздается удар гонга. Ведущий, члены жюри по очереди читают такие отрывки из литературных произведений:
Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждет ничего хорошего. Автор книги так говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать - русский народ». (Левша. Н. Лесков «Левша».)
Странное плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушечьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище. (Ихтиандр - Морской Дьявол. А. Беляев «Человек^амфибия».)

Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его была покрыта несколькими слоя ми бинта, на глазах - черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках были надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастье ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса. (Гриффин. Г. Уэллс «Человек-невидимка
Молодой человек 18-ти лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в XVII в. видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, хитрости, сообразительности. (Д? Артанъян. А. Дюма «Три мушкетера».)
Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя. (Пятница. Д. Дефо «Робинзон Крузо)
6. Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была вся сплошь черная, как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы становиться у нее поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна как раненный слон. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, шкура мягче пуха.
Ведущий. Пока жюри подводит итог третьего раунда литературного ринга в целом, подведем и мы итоги - что дал нам вечер. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное – не победить, а участвовать!». Надеемся, что это путешествие в страну литературных героев - не последнее.
























Мероприятия- спутники:
- выставка иллюстраций к любим произведениям художественной литературы «Смотрите, что мы читали»
- экспозиция новых книжных поступлений «Книга ищет читателя»
- выставка плакатов «Читайте хорошие книги»
- выпуск стенгазеты «Что и как мы читаем?»
- выставка любимых книг «Золотая полка книг»

































15