Учебно-практическое пособие к дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

«

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский государственный педагогический колледж № 2

Учебно-методический центр


Артикуляционная гимнастика


Учебно-практическое пособие к дисциплине
«Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»




Рассмотрено
на заседании ПЦК























Челябинск
2009
































Артикуляционная гимнастика
Учебно-практическое пособие по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / сост. О.М. Морозова. – Челябинск, 2009. – 28 с., фото. 3 с.


Учебно-практическое пособие содержит теоретический материал по проблеме развития речевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, сборник практических упражнений артикуляционной гимнастики и видеоприложение.
Пособие адресовано студентам II-IV курсов дневного и заочного отделения по специальности «Дошкольное образование» (050704) с дополнительной квалификацией: «Воспитатель детского сада для детей с недостатками речевого и (или) интеллектуального развития» и по специальности (050709) «Начальное образование».
Данное пособие поможет овладеть теоретическими знаниями в области развития речевой моторики и практически овладеть навыками выполнения артикуляционной гимнастики и методикой ее выполнения.


Челябинский государственный
педагогический колледж №2
Учебно-методический центр

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
5

Раздел I.
Неврологический и анатомо-физиологические аспекты речи

6

1.1.
Неврологические основы артикуляционной моторики
6

1.2.
Анатомо-физиологические основы артикуляционной моторики
8

Тест №1.
Самоконтроль усвоения знаний по первому разделу

13

Раздел II.
Формирование артикуляционной базы в онтогенезе и дизонтогенезе

14

2.1
Формирование артикуляционной базы в онтогенезе
14

2.2.
Формирование артикуляционной базы в дизонтогенезе
16

Тест №2.
Самоконтроль усвоения знаний по второму разделу
19

Раздел III.
Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики


20

3.1.
Принципы и методы логопедического воздействия
20

3.2.
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики
22

3.3.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
24

Тест №3.
Самоконтроль за усвоением знаний по третьему разделу
26

Раздел IV..
Упражнения артикуляционной гимнастики
27

4.1.
Упражнения для мышц плечевого комплекса
27

4.2
Упражнения для мышц и шеи
27

4.3.
Гимнастика жевательно - артикуляционных мышц
27

. 4.4.
Гимнастика мимико – артикуляционных мышц
28

4.5.
Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти
29

4.6.
Гимнастика мышц зева и глотки
29

4.7.
Упражнения для активизации мышц мягкого неба
29

4.8.
Упражнения для языка
30

4.9.
Гимнастика губ и щек
39



40



40



40



40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые студенты! Вы уже знаете, что артикуляционная гимнастика – это основное средство развития речевой моторики. Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное выссказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. В настоящее время возрастает число детей, имеющих то или иное речевое нарушение речи. При поражении различных отделов нервной системы, участвующих в формировании речевого акта, возникают разные формы патологии речи: афазия, алалия связаны с поражением коры головного мозга, дизартрия - результат поражения различных уровней двигательного анализатора и связанных с ним систем координации. В структуре многих речевых нарушений (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) отмечается нарушение или недоразвитие артикуляционной моторики.
Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.
Будущие воспитатели и учителя, перед вами учебно-практическое пособие, которое наиболее эффективно поможет вам овладеть методикой проведения артикуляционной гимнастики, сначала, в период прохождения практики по дополнительной специализации, а впоследствии и на производстве в образовательных учреждениях. В пособии раскрыты механизмы речевой моторики, онтогенез речедвижений, значимость и методика специальной гимнастики. Подробно описаны артикуляционные упражнения правильность выполнения которых помогут контролировать фотоиллюстрации. Наибольшую эффективность в освоении артикуляционной гимнастики вам обеспечит учебный видеофильм, который является практическим приложением настоящего пособия.
Мы надеемся, что наше пособие вызовет у вас интерес к получаемой специальности и принесет практическую пользу в дальнейшей коррекционно-педагогической деятельности.
Раздел I. Неврологический и анатомо-физиологический аспекты речи
1.1. Неврологические основы артикуляционной моторики

Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Навыки выразительного общения, умение правильно и грамотно выражать свои мысли очень важны. Эти навыки закладываются уже в раннем детском возрасте, поэтому, чем больше внимания уделяют им родители и воспитатели, тем легче дается ребенку общение со сверстниками и взрослыми. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, стать стеснительным. Кроме того, наличие дефектов речи значительно усложняет выработку правильного письма.
Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.А.Берштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.
Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства разных уровней нервной системы (коры, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов) и органов артикуляции (Рис.1.)

Рис.1. Области двигательного и слухового анализаторов в коре головного мозга
1- двигательный анализатор; 2- речемоторный центр; 3- сенсорный центр речи

Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения.

Очень важно, чтобы, раздражители, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих, в кору головного мозга одновременно, формируются связи между долями мозга. На основе этих связей в последующем разовьется восприятие и воспроизведение речи. Поэтому для маленького ребенка так важна речевая среда. Все движения артикуляторных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле мозга и определяются как заученные движения – праксис [17, с.212]. Теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раздражения (кинестезии) от артикуляторных органов (автоматизация двигательного акта).
От моторной области, находящейся в передней центральной извилине коры головного мозга, начинается пирамидный путь (путь произвольных движений). Пирамидный путь условно подразделяется на корково-бульбарный и корково-спинальный, заканчивающийся в ядрах черепно-мозговых нервов и в спинном мозге. От ядер черепно-мозговых нервов и спинного мозга отходят периферические нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Кора головного мозга тесно связана с подкорковыми образованиями в единую функциональную систему (Рис.2.) [17, с.213].

Рис. 2. Корковая проекция чувствительности и двигательной системы
(по Пенфильду)

Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.
Третья точка приложения нервного импульса на периферии - ротовая полость и надставная труба. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого нёба образуются щели и затворы, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произнесения. В резонаторную систему включается вся надставная труба - ротовая полость, глотка, придаточные пазухи и полость носа, которые усиливают голос, придавая ему индивидуальную окраску.
К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи. Плавно модулируя и меняя объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи - слухового и кинестетического - в коре головного мозга складывается память на правильное произнесение определенных слогов данного языка (речедвигательный словарь) [17, с.214].
Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что, должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата [2, с.434].

1.2. Анатомо-физиологические основы артикуляционной моторики
Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.
Одним из наиболее сложных компонентов речевой системы является звукопроизношение. Для формирования звукопроизностительной стороны речи необходимо своевременное развитие мышц артикуляционной моторики с целью артикулирования звуков родного языка.
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.
Артикуляция [лат. articulare членораздельно выговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов [23, с. 388].
Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения [23, с.387].
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.
Периферический отдел речевого аппарата состоит из дыхательного, фонационного и артикуляционного отделов.
Артикуляционный отдел: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, увуля, зубы, альвеолы, твёрдое нёбо (Рис. 3.). Наиболее подвижным речевым органом является язык (Рис. 4.). Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплён к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.

Рис.3. Ротовая полость:
1- губной желобок; 2- бугорок верхней губы; 3 – шов неба; 4 –твердое небо; 5 – мягкое небо; 6 – небная миндалина; 7 – небно-глоточная дужка; 8 – увуля; 9 – нижняя губа








Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней части), так как от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на преднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц ), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х.).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (с, з, ц), подниматься за верхние зубы (т, д, н), прижиматься к верхним альвеолам (л), вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струёй воздуха (р).
Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к верхним альвеолам и образовывать с ними щель (ш, ж, Щ). Средняя часть спинки языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней и задней части она может только подниматься к твёрдому нёбу (й, мягкие согласные).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с твёрдым нёбом (к, г) или образовывать с ними щель (х). Боковые края могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха (с, з, ц, ш, ж, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха (л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объём резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.

Рис 4. Мышцы языка
1 (а) – Шилоязычная мышца – тянет язык, особенно корень языка, вверх и назад; 1 (б) – нижняя продольная мышца – укорачивает язык; 2- Подъязычно-язычная мышца – тянет язык назад и вниз; 4 – вертикальная мышца языка – делает язык плоским.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л), слегка выдвигаться вперёд рупором (ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в) (Рис. 5.).
Рис 5. Мышцы окружности рта:
1. круговая мышца рта – суживает ротовую щель, вытягивает губы вперед; 2 – большая скуловая мышца – тянет угол рта вверх и кнаружи; 3 – малая скуловая мышца – поднимает верхнюю губу и крыло носа; 4 – мышца, поднимающая угол рта вверх; 5 –мышца смеха – тянет угол рта кнаружи; 6 – щечная мышца – оттягивает угол рта в сторону, растягивает ротовую щель, прижимает поверхность щек к зубам; 7 – мышца опускающая угол рта – тянет угол рта книзу и кнаружи.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое нёбо поднять, то оно прижимается к задней стенки глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идёт только через рот, и образует ротовые звуки.
Переход от одного движения к другому должен быть плавным и достаточно быстрым. Такая чёткая, скоординированная работа речевого аппарата осуществляется мышцами языка, губ, мягкого нёба, щёк, а также мимической и жевательной мускулатурой, то есть органами артикуляции. Иннервируют эти органы V, VII, IX, XII, парами черепно-мозговых нервов, получающих приказы-импульсы, поступающие из речевых отделов коры головного мозга (Рис 6.)
Рис 6. Мозговой ствол

Речь - это результат согласованной деятельности различных областей головного мозга. Каждое звено, которого вносит свой специфический вклад характер речевой деятельности (область Вернике - сенсорное звено речевой деятельности; область Брока - речевая моторная зона, в которой проходит работа по формированию двигательных речевых (артикуляторных) программ).
Артикуляторная программа - отбор команд для организации речевых (артикуляционных) движений. Эти движения осуществляются посредствам V, VII, IX, XII пар черепно-мозговых нервов. V пара черепно-мозговых нервов - тройничный нерв. Двигательные волокна этого нерва осуществляют движения жевательной мускулатуры, нижней челюсти. VII пара черепно-мозговых нервов лицевой нерв. Иннервирует мимическую мускулатуру, мышцы губ, щёк, шеи. IX пара черепно-мозговых нервов языкоглоточный нерв. Его двигательные волокна осуществляют иннервацию мягкого нёба, корень языка, частично голосовые связки. XII пара черепно-мозговых нервов подъязычный нерв иннервирует мышцы языка, обеспечивая наиболее тонкие, дифференцированные движения языка.
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников - это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счёт специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.


I. Какой цифрой (1, 2, 3) отмечен речедвигательный центр в головном мозге (Рис.1)?


II. Определите активные органы артикуляции: трахея, язык, гортань, бронхи, голосовые связки, нижняя челюсть, мягкое небо, губы, альвеолы, носоглотка, гортаноглотка, верхняя челюсть, твердое небо, ротоглотка, бронхиолы, межреберные вдыхательные и выдыхательные мышцы, диафрагма.

III. Какая мышца делает язык плоским?
1 – Шилоязычная мышца 2- Подъязычно-язычная мышца 3 – вертикальная мышца языка.
IV. Расположите этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии по Н.А. Бернштейну:
1. Фактическое выполнение движений. 2. Намечается двигательная задача и образ того, что, должно быть 3. Программирование решения определившейся задачи. 4. Восприятие и оценка ситуации
I.
2

II.
нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо

III.
3

IV.
4, 2, 3, 1


Раздел II. Формирование артикуляционной базы в онтогенезе и дизонтогенезе
2.1. Формирование артикуляционной базы в онтогенезе

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400 г, к году - он утраивается, а к шестилетнему возрасту - близок к весу мозга взрослого человека. У человека вес мозга составляет 1/46-1/50 часть тела, лобные доли занимают 25% площади полушария. Поверхность мозга увеличивается за счет того, что она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины. В коре мозга человека 17 млрд. нервных клеток, размножение которых заканчивается к рождению ребенка. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются.
В настоящее время в нейрогистологии принят шестислойный тип строения коры больших полушарий. Функциональное значение отдельных слоев еще окончательно не выяснено. Есть основания считать, что верхние слои выполняют ассоциативные (связующие) функции, четвертый слой (зернистый) - преимущественно рецепторные функции. Пятый и шестой слои имеют отношение к двигательным актам.
В речевых актах разделение коры на слои, и созревание нервных клеток завершаются в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. К таким движениям речевого аппарата мы можем отнести: вытягивание губ вперёд и напряжение круговой мышцы рта, прижимание передней части языка к твёрдому нёбу, эти движения происходят при сосании.
От рождения до 8 недель у ребёнка возникает рефлекторный крик, звуки. В крике появляются неправильные гласные звуки, имеющие носовой оттенок. При данных голосовых реакциях круговая мышца рта напрягается и растягивается, нижняя челюсть опускается и поднимается, язык оттягивается назад в ротовую полость, мягкое нёбо поднимается и опускается.
От 8 до 12 недель появляется гуление и смех - интонационный характер крика. В этом возрасте круговая мышца рта способна растягиваться в стороны (улыбка, смех), вытягиваться вперёд (при кормлении), активными являются задняя и средняя части спинки языка (при гуканье).
От 16 до 20 недель расцвет гуления, появление лепета. От 20 до 30 недель расцвет лепета. Ребёнок способен произносить губно-губные (п, б, м) звуки, язычно-задние-нёбные звуки (к, г, х), язычно-зубные (т, д). Таким образом, в период довербального и раннего вербального периода развития у ребёнка артикуляционный аппарат способен к простым движениям.
В период от полутора до трёх лет у ребёнка развивается и совершенствуется артикуляционная моторика. Появляется способность изменять положение артикуляционной позы (поднимать и опускать язык, делать его широким и узким, выгибать спинку языка к твёрдому нёбу и в противоположную сторону). Это позволяет появляться свистящим, шипящим
К 4-4,5 годам в речи ребёнка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким.
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
к первому году – появляются смычки органов артикуляции;
к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);
после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.
2.2. Формирование артикуляционной базы в дизонтогенезе

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Для речевых нарушений характерны такие особенности: они, как правило, не соответствуют возрасту говорящего, не являются безграмотным высказыванием и следствием незнания родного языка, связаны с нарушениями различных механизмов речи, обычно носят устойчивый характер и самостоятельно не исправляются. В современной российской логопедии приняты две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Рисунок 7.)
































Рис. 7. Классификация нарушений речи

Артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. Однако не все дети овладевают системой родного языка в полном объеме. Причиной этому могут являться неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы органического, функционального, психоневрологического и социально-психологического характера.
Основными причинами нарушение речи у детей дошкольного возраста, посещающих общеобразовательные группы детского сада, являются нарушения в строении артикуляционного аппарата (но не врожденные или приобретенные расщелины) (Таблица №1), недостаточная сформированность артикуляционной моторики, недоразвитие фонематического слуха, органические поражения центральной нервной системы и периферических отделов речевого аппарата, неблагоприятное речевое окружение, неправильное речевое воспитание и др.
Таблица №1
Органы артикуляции
Патология

Язык
Массивный толстый или тонкий жалообразный; укороченная подъязычная связка

Небо
Высокое и узкое («готическое»); низкое плоское

Челюсти
Прогнатия; прогения; открытый передний прикус; открытый боковой прикус; перекрестный прикус; глубокий прикус


Центральные и периферические органические поражения играют существенную патологическую роль в развитии артикуляционной моторики.
В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно-средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Наряду с этим трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности в распластывании языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания [22, с.149].
У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация). В случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:
- межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
- боковое произношение свистящих, шипящих и·аффрикат;
- дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
- свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
- шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка; когда язык утолщен и напряжен;
- дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
У детей с нарушениями моторики артикуляционного аппарата наблюдаются:
1) трудности переключения с одной артикуляции на другую;
2) снижение и ухудшение качества артикуляционного движения;
3) снижение времени фиксации артикуляционной формы;
4) снижение количества правильно выполненных движений.
Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.
Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.
Тест №2
I. Восстановите последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе:
появляются смычки органов артикуляции;
появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);
появляется возможность вибрации кончика языка.

II. Определите, какие речевые нарушения относятся к психолого-педагогической классификации:
1.Дислалия; 2.Афония; 3.Дизартрия; 4.Дисграфия; 5.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; 6.Заикание; 7.Дисфония; 8.Тахилалия; 9.Ринолалия; 10.Брадилалия; 11.Афазия; 12.Алексия; 13.Общее недоразвитие речи; 14.Алалия; 15.Аграфия; 16.Дислексия

III. К какому органу артикуляции относится данная патология:

Язык
Прогнатия; прогения; открытый передний прикус; открытый боковой прикус; перекрестный прикус; глубокий прикус

Небо


Челюсти




I.
1, 3, 2, 4

II.
5, 6, 13

III.
3

Раздел III. Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики
3.1. Принципы и методы логопедического воздействия

Логопедическое воздействие представляет собой процесс, при котором происходит коррекционное обучение и воспитание. При этом применяются общедидактические и специальные принципы. К общедидактическим относятся такие принципы, как принцип систематичности, научности, доступности, последовательности, наглядности, активности и индивидуального подхода. К специальным принципам относятся принципы учета причины и механизма нарушения, дифференцированного подхода, поэтапности развития и другие.
Логопедическая работа должна носить дифференцированный подход. Он должен учитывать этиологию, механизмы и симптомы речевых нарушений, структуру самого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
Весь процесс логопедического воздействия должен быть разделен на этапы работы. Каждому из них присущи свои цели, задачи и приемы коррекции. Этапы должны проходить в определенной последовательности, постепенно переходя из одного в другой.
Не последнее место в коррекционной логопедической работе занимает воспитание личности в целом. Коррекционная работа должна проводиться с учетом ведущей деятельности ребенка. Так, у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, через которую и должна, в основном, проводиться коррекционно-логопедическая работа. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, на которую опираются в своей работе логопеды. Различные коммуникативные ситуации также должны опираться на ведущую деятельность ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. В зависимости от вида и степени нарушения выбираются те или иные методы работы.
К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка появилось представление о каком-либо явлении или предмете. С помощью рассказа ребенок получает представление о красивой и правильной речи. Рассказ должен побуждать ребенка к дальнейшему общению. На занятиях с дошкольниками рассказ рекомендуется сопровождать иллюстрациями (картинами, серией сюжетных картинок). Перед рассказом обычно проводят предварительную беседу, а после рассказа итоговую беседу, которая предполагает обмен впечатлениями.
В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. При предварительной беседе выявляются представления детей, их знания о чем-либо. Итоговая беседа проводится для закрепления полученных умений и навыков. Кроме этих словесных методов также используются словесные приемы: пояснение, показ образца и объяснение. Объяснение и пояснение используются совместно с наглядными и практическими методами, когда логопед показывает и одновременно объясняет упражнения и задания.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин и рисунков, просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание дисков и магнитофонных записей.
К наглядным методам предъявляются некоторые требования: они должны быть хорошо видны, должны подбираться с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, их показ должен сопровождаться правильной речью педагога и соответствовать поставленным задачам.
Наглядные методы используют на разных этапах логопедической работы.
При прослушивании и воспроизведении магнитофонных записей и дисков необходимо сопровождать их беседой или пояснением, которые проводит педагог. Диафильмы и кинофильмы используются для автоматизации звуков или для развития связной речи и тоже сопровождаются объяснением педагога.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение представляет собой многочисленные повторения различных заданий. Они успешно применяются при устранении нарушений речи, так как при выполнении упражнений ребенок на практике использует приобретенные умения и навыки. Упражнения должны выполняться систематически. Упражнения бывают подражательно-исполнительские, творческие и конструктивные.
При выполнении первого вида упражнений ребенок повторяет их за педагогом, который показывает ему образец упражнения. Такие упражнения широко применяются в логопедической практике. Педагог вначале показывает ребенку правильное выполнение и просит ребенка повторить его. Постепенно логопед уже не показывает упражнения, а только называет их, а ребенок повторяет.
Конструктивные упражнения широко применяются при коррекции оптической дисграфии, когда ребенок из отдельных элементов складывает буквы.
При использовании упражнений творческого характера ребенок применяет уже сформированные и полученные навыки для новых видов упражнений (например, ребенок должен сам придумать слова с каким-то звуком и т.д.). Успешно применяются различные речевые упражнения, при которых ребенок повторяет за логопедом слоги, слова или предложения. Такие упражнения повсеместно используются при коррекции звукопроизношения.
Другим видом практических методов являются различные игры, где ведущая роль обычно принадлежит педагогу. Он подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует деятельность детей. При игре воспроизводится какая-либо воображаемая ситуация, которая обыгрывается детьми и педагогом (например, “В поликлинике”, “В школе” и т.д.).
В игры могут включаться музыкальные, подвижные и творческие элементы.
Моделирование представляет собой создание различных моделей и последующее их использование в коррекционной работе. Особенно широко применяется графическое моделирование, которое используется при коррекции нарушений письменной речи.

3.2. Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой моторики

Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органов.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

1) Виды артикуляционной гимнастики
В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики:
Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:
а/ Пассивная артикуляционная гимнастика.
Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог (Рис. 8, 9.). Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушениях артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

Рис.8. Собирание губ в «трубочку» Рис.9. Растягивание губ в улыбку
б/ Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем (Рис. 10-13.).

Рис.10.Стимулирование движения языка Рис11.Стимулирование движения языка
вперед вверх

Рис.12. Стимулирование движения языка Рис.13.Стимулирование движения языка
вверх в сторону
в/ Активная артикуляционная гимнастика
Цель гимнастики - это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.
Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц:
-упражнения для мышц плечевого пояса;
-упражнения для мышц шеи;
-гимнастика жевательно - артикуляционных мышц;
-гимнастика мимико-артикуляционных мышц;
-упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти;
-гимнастика мышц зева и глотки;
-упражнения для активизации мышц мягкого неба;
-упражнения для языка;
-гимнастика для губ и щек.
Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для шипящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

3.3. Методика проведения артикуляционной гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Работа организуется следующим образом.
1.Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Педагог показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4.Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы
Раздел IV. Упражнения артикуляционной гимнастики

4.1. Упражнения для мышц плечевого комплекса
1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.
2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.
3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно.
При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.
4.2. Упражнения для мышц и шеи
Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые.
1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.
2. Наклонить голову вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо
(вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.
6. Ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.
7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуков а-э-и-о-у.
9. Круговые движения головой с произнесением на выдохе гласных звуков.
4.3. Гимнастика жевательно - артикуляционных мышц
1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).
2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Движение нижней челюсти вперед на счет «три»:
При движении челюсти вперед - вдох через нос, при закрытии рта - выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.
3. Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»:
а) язык пассивен;
б) язык с силой оттягивается назад.
4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад. Закусив кончик карандаша, поднимать карандаш к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка и звуки - как в упр. 2).
5. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:
а) язык пассивен;
б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
6. Движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).
7. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим:
а) язык пассивен;
б) язык подталкивает нижнюю челюсть.
8. Имитация жевания.
9. Беззвучное произнесение гласных а, Э, и, О, у. Кончик языка у нижних резцов.
10. Круговое движение нижней челюстью (подбородком рисуем букву о) при открытом и закрытом рте.
4.4. Гимнастика мимико – артикуляционных мышц
1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
2. Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании - глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщинки.
3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
5. Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.
6.Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем поочередно левого и правого (следить за активностью нижних век).
7. Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
9. Одновременное поднимание обоих углов рта.
10. Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.
12. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта.
Дыхание через нос.
13. Зубы и губы сомкнуты. Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
14. Движение ноздрями (одновременное и поочередное).
15. Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.
16. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.
4.5. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти
1. «Поза льва». Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или э на твердой атаке (Рис. 29).
2. Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
3. Открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке.
4. Открывание рта с откидыванием головы назад.
5. Открывание рта и запрокидывание головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке.
6. Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.
7. Мысленное или шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а - и; а - э; а – о; а – у; a – и – a; а – э – а; а - о- а; а – у - а и т. д.
11. Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом рте.
12. «Бульдог». Выдвигание нижней челюсти вперед при открытом рте (Рис. 28.).
13. Движения челюсти вправо-влево при закрытом рте.
14. «Маятник». Движения челюсти вправо-влево при открытом рте (Рис.27.).
15. «Ворота». Открывание рта (Рис.30.)
4.6. Гимнастика мышц зева и глотки
1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны.
2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
3. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
4. Покашливание с высунутым языком.
4.7. Упражнения для активизации мышц мягкого неба
1. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенец).
4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
5. Вдох носом и ртом одновременно - выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
6. Произвольное покашливание.
7. Покашливание с высунутым языком.
8. Имитация рвотного движения.
9. Имитация рвотного движения с высунутым языком.
10. Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком а.
4.8. Упражнения для языка
1. «Блинчик», «Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов (Рис.17.).
2. «Пошлепай язык губами». Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопатой» (1)*: языку придается плоская широкая форма - так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. Произносить с вялым языком пя – пя – пя .
3. «Постучи язык зубами». Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими. Произносить та-та-та .
4. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в улыбке.
5. Рот открыт. Губы растянуты - оскал. Высовывание языка наружу «иголочкой» «жалом»; языку придается, возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не удается, то язык протискивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков;
6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» - «иголочкой». Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным «лопатой») и узким «жалом». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости; кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот открыт. Губы в улыбке (следить, чтобы они оставались неподвижными).
9. Рот широко открыт, губы растянуты - оскал. Высовывание широкого языка как можно дальше изо рта, а затем втягивание его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

Рис.14. «Ниточка» Рис.15 «Оскал», «Заборчик»

Рис. 16.«Улыбка» Рис.17 «Блинчик», «Лопатка»

Рис. 18.«Трубочка», «Дудочка» Рис. 19.«Пароход»

11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь, кончик языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внешнего края губ. Следить, чтобы движение языка было плавным, без скачков, язык доходил до уголков рта, губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась.
14. Рот закрыт. Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кончик языка, заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
20. «Вкусная конфета». Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (Рис.31.).
21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п (Рекомендуется при малоподвижном языке).
26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
27. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, язык не сужался.
28. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигал ась, язык не сужался.
30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны, затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и тубы оставались неподвижными.
31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мягкому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким, нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
32. «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад - вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

Рис.20. «Горка», «Киска сердится» Рис.21. «Грибок»


Рис.22. «Хоботок», «Рупор» Рис.23. «Чашка», «Ковшик»

Рис.24. «Желобок», «Пирожок» Рис. 25.«Толстячек»
34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался.
35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между нижней губой и зубами, дотронуться до бугорков за нижними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не сужался.
36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны, затем с внутренней «язычок перешагивает через зубы». Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался при втягивании в рот.
37. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык при втягивании в рот не сужался.
38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения сверху вниз. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны, язык не сужался и не выходил за зубы.
39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык не сужался и не выходил за зубы.
40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений.
43. «Чашечка», «Ковшик». Губы в улыбке: при этом положении языка загибать его широкий кончик и боковые края к верху. Следить, чтобы губы оставались неподвижными (Рис.23.).
44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
46. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком», «лодочкой» боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание ребром шпателя (еще лучше - зондом) по средней линии языка, дети также могут помогать себе руками (следить за чистотой рук).
47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» «лодочкой», неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются «желобка».
48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком» «лодочкой».
49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой», «ковшиком»: боковые края и кончик языка поднимаются вверх, спинка посредине ямкой опускается. Удержать положение под счет до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя губа не поддерживала язык.
50. «Молоток». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигал ась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.
51. «Автомат». То же, что в упражнении 50, но произносится звук д – д - д.
52. «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднимать за верхние зубы и многократно произносить да - ды, сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить, чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик языка не подворачивался и ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
53. «Индюк», «Болтушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл - бл (как индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Нижняя челюсть не двигается.
54. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить указательный палец или пробку сбоку между коренными зубами. Упражнение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
55. «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медленно, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в «трубочку» (Рис.21.).
56. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучно пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кончик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта.
57. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
58. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.
Если присасывание не удается, то:
а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;
б) полусогнутый указательный палец наложить сверху на подбородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка к нёбу.
59. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, челюсть не двигается.
60. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Рис.26. «Иголочка» Рис.27. «Большие ворота»

Рис.28. «Бульдог» Рис. 29.«Поза льва»

Рис. 30. «Маятник» Рис.31. «Вкусный леденец»
4.9. Гимнастика губ и щек
1. «Оскал», «Забор»: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.
2. «Хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях (Рис.22.).
3. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее смыкание губ.
4. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
5. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием· губами обоих рядов зубов.
6. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях.
7. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.
8. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
9. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: а) верхнюю тубу поднять, б) нижнюю губу опустить, в) верхнюю опустить до нормы, г) нижнюю поднять до нормы.
10. Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).
11. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.
12. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмокание).
13. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.
14. Вибрация губ (фырканье лошади).
15. Движение губ хоботком влево, вправо; так же - растянутыми губами.
16. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.
17. При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо, влево.
18. Такое же движение верхней губой.
19. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднимаются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.
20. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ): а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, пластмассовые, стеклянные трубочки (при дыхании воздух
проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно); г) удерживать губами марлевую салфетку (делается попытка ее выдернуть).
21. Укрепление губ при беззвучном произнесении: а) согласного п – п - п; б) гласных у, о, и; в) при беззвучном чередовании движений от а к а и, от а к у и обратно; г) при беззвучном плавном переходе от и к а от а к о, от о к у и обратно; д) при беззвучном артикулировании ряда с плавным переходом и-а-о-у и в обратном порядке.
22. Выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.
23. «Трубочка», «Дудочка». Верхние резцы сомкнуты с нижними, а губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед (Рис.)
4.10. Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для работы над фонетической группой свистящих звуков С, С', З, З', Ц
«Оскал»
«Ниточка»
«Улыбка»
«Пошлепаем язык губами»
«Блинчик»
«Желобок»
«Язык силач»
«»Чисти нижние зубы»
«Дворник», «Метелка»
«Горка», «Кошка сердится»
4.11. Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для работы над фонетической группой шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
«Хоботок», «Рупор»
«Пошлепаем язык губами»
«Блинчик»
«Слизни варенье с верхней губы»
«Маляр»
«Чисти верхние зубы»
«Грибок»
«Гармошка»
«Чашка», «Ковшик»
4.12. Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для работы над сонорными звуками Л, Л'
«Ворота»
«Чисти верхние зубы»
«Маляр»
«Гармошка»
«Грибок»
«»Болтушка», «Индюк»
«Параход»
4.13. Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для работы над сонорными звуками Р, Р'
«Ворота»
«Чисти верхние зубы»
«Маляр»
«Лошадка»
«Гармошка»
«Грибок»
«Молоток»
«Автомат»
«Барабан»
«Балалайка»
4.14. Артикуляционные упражнения для развития сложнокоординированных речевых движений
«Заборчи – трубочка – хоботок»
«Часики»
«Качели»
«Блинчик – иголочка»
«Блинчик – чашечка»
4.15. Методика проведения артикуляционной гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста
1. Артикуляционные игры
Упражнение “Трубочка”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. С его помощью дети учатся развивать мышцы губ. Воспитатель собирает детей в полукруг или рассаживает на стульчики. Затем сам садится напротив детей таким образом, чтобы воспитателя видели все. Далее педагог предлагает детям картинку, на которой изображена дудочка или трубочка. Затем воспитатель говорит детям: “Ребятки, а давайте-ка мы с вами попробуем изобразить с помощью мимики трубочку”. Воспитатель на собственном примере показывает, как правильно изобразить трубочку с помощью мимики. Затем предлагает детям самим попробовать изобразить трубочку, они складывают губы в трубочку и пытаются их вытянуть.
«Игра в прятки» Упражнение используется для активизации корня языка. Для проведения этой игры дети рассаживаются так, чтобы все видели педагога. А он, в свою очередь, должен объяснить детям ход игры. Для этого он сам показывает детям, как правильно выполнять движения языком. Воспитатель должен следить при выполнении этого упражнения за посадкой детей и за тем, чтобы корень языка во время упражнения находился направленным вниз, а рот открытым. Далее начинается сама игра. Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки, но не самим, а язычкам, затем сам показывает, как играть язычком, а дети повторяют за ним.
Упражнение “Накорми птичку”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики, а также с его помощью развивается нижняя челюсть ребенка. Воспитатель рассаживает детей в полукруг, а сам усаживается напротив, лицом к детям так, чтобы его видели все. Он показывает детям картинку: птица кормит своих маленьких птенчиков, которые на картинке изображены с открытыми клювами. Далее педагог предлагает детям: “Дети, давайте поиграем в птичек. Я буду птицей-мамой, а вы моими птенчиками. Я вам буду приносить и давать в ротики еду, а вы как птенчики на картинке открывайте свои ротики”. Далее дети по команде воспитателя начинают то открывать, то закрывать рты.
Упражнение “Сладкий мед”
Это упражнение, как и предыдущее, направлено на развитие мышц языка, т.е. артикуляционной моторики. Дети рассаживаются на стульчики в ряд, а воспитатель садится напротив, лицом к детям. Далее воспитатель показывает им картинку с изображением девочки, которая кушает мед и от восхищения вкусом облизывает рот. Воспитатель предлагает детям поиграть в такую девочку. Он говорит детям: “Детишки, а давайте поиграем в эту игру”. Показывает, как нужно сидеть, вести себя и показывает им, как работать языком во время проведения этого упражнения. Детям необходимо объяснить, что языком можно работать только вверх и вниз (но не в стороны) и при этом не втягивать в рот нижнюю губу. Далее в конце упражнения воспитатель объявляет кто из детей “лучше слизывал мед” и дает ему фант, например, звездочку или флажок.
Упражнение “Округляем ротики”
Данное упражнение направлено на разработку мышц языка. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и показывает, как правильно нужно округлить ротики. Можно детям показать несколько картинок с предметом, похожим на букву “о”, например, это может быть картинка с изображением бублика, круглого солнышка, мяча и т.п. Воспитатель сам показывает, как нужно играть ротиком, чтобы он получился округлым, а затем уже сами дети пробуют повторить за воспитателем. Проводящий упражнение должен следить за тем, чтобы дети не напрягались, и чтобы при произношении звука “о” дети не выпячивали нижнюю челюсть.
Упражнение “Жил был язычок”
Данное упражнение способствует развитию мышц языка у детей. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и начинает рассказывать им сказку о язычке. В процессе рассказа воспитатель показывает определенные движения с помощью языка. Воспитатель рассказывает: “Как-то раз веселый язычок, захотел пройтись погулять и посмотреть на мир. Он открыл свой домик и высунул свою голову наружу (в этот момент воспитатель высовывает язык и просит высунуть его детишек), посмотрел на то, как радостно и весело светит солнышко (воспитатель и дети поднимают язык вверх), затем наш язычок посмотрел вниз нет ли луж под ногами (язык направлен вниз)”. И так сказку можно продолжать сколько угодно, главное, чтобы дети точно подражали воспитателю. Для похожего упражнения можно выбрать или сочинить самому любую сказку. Здесь также можно попросить детей поработать языками, имитируя лакание молока кошкой или собакой.
Упражнение “Часики”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. Детей необходимо рассадить на стульчики в один ряд, а воспитателю сесть напротив детей, лицом к ним. Взрослый готовит рассказ о часах с маятником, которые хорошо ходили. И предлагает детям изобразить языком как ходят часики. Воспитатель вначале сам показывает языком движения маятника (он высовывает язык и начинает делать им движения в разные стороны). Затем просит детей повторить те же движения, но под его диктовку хода часов, например, воспитатель начинает произносить “тик” язык направлен в одну сторону, “так” язык переходит в другую сторону. Еще необходимо объяснить детям, что когда они будут изображать часики, нельзя языком прикасаться к зубам.
2. Опосредованные картинки
Детям предъявляют картинки с изображением, в котором заключено название артикуляционного упражнения

«Язык силач» «Горка» «Лошадка»















«Грибок»
3. Стихотворные тексы при выполнении артикуляционной гимнастики


Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Язык широкий положи,
Его края приподними –
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот ее ты занеси
И края к зубам прижми.














3. Артикуляционные сказки
Необходимо сначала составить комплекс упражнений, направленный на решение поставленных коррекционных целей, а затем объединить все упражнения какой-то интересной историей.
Сказка, рассказанная Снежной Королевой
/комплекс артикуляционной гимнастики для работы над фонетической группой
свистящих звуков/

«Живет в моей стране Веселый язычок в своем большом коттедже.
Вокруг дома у него высокий, белый, ровный забор (Упр. «Заборчик»). В стенах дома круглые окошки маленькие на втором этаже (Упр. «Трубочка») и большие на первом (Упр. «Хоботок»).
По утрам Язычок занимается в своем тренажерном зале (Упр. «Язык силач»). Затем чистит зубы (Упр. «Чисти нижние зубы»), потом завтракает любимыми блинами (Упр. «Блинчик»), а после этого подметал двор (Упр. «Дворник»).
У Язычка есть любимое занятие – кататься с высокой горки (Упр. «Горка»).
Если вы тоже это любите, то зайдите к Язычку в гости, он будет очень рад таким гостям».

Список литературы
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/Е.Ф.Архипова. – М.:АСТ: Астрель:ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа)
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001 г.
Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1981, 288 с.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994. 208 с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах. И.Ю. Синицына М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 56 с.
Воспитание правильной речи. В.И. Рождественская. М.: «Просвещение», 1967 г.
Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. /Под ред. Н.Ф. Фомичевой. М.: «Просвещение», 1989 г.
Гаркуша Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: ВЛАДОС, 1992 г.
Дневник воспитателя логопедической группы. Т.А. Ткаченко М.: ГНОМ, 2004. 56 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 1985 г.
Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. / Ред.-сост. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971.
Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.
Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. _ СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).
Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: «Просвещение», 1976 г.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи./Под ред. С.А.Миронова. – М.: «Просвещение», 1987 г.
Основы теории и практики логопедии. Под. Ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
Основы логопедии с практикуом по звукопроизношению. /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Практикум по дошкольной логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Т.Н.Воронцова, Ю.Г.Гаубих; Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Ребенок учится говорить./Под ред.М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979 г.
Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада./Под ред. А.Г. Арушановой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 1999 г. 272с.
Речь: истоки и принципы развития./Под ред. Т.Н. Ушаковой М.: ВЛАДОС, 2004 275 с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997 г.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: ВЛАДОС, 2001
Уроки логопедии./Под ред. З.А. Репиной, В.И. Буйко. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004 г.
Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение 1989. – 223 с
Филичева Т.Б., ТумановаТ.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 1993 г.








13PAGE 15


13PAGE 14215



Психолого-педагогическая классификация

Нарушения письменной речи

Нарушения устной речи

Клинико-педагогическая классификация

Нарушения фонационного оформления высказывания: дислалия, дизартрия, ринолалия, тахилалия, брадилалия, дисфония, закание

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия, афазия

Нарушения чтения: дислексия



Нарушения письма: дисграфия

Нарушения средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи

Нарушение в применении средств общения: заикание




Учебно-практическое пособие к дисциплине
"Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению"15