Доклад: Детская толерантность, как следствие влияния устного народного творчества разных народов.


Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай – бақшасы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны. Государственное Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная».
Детская толерантность, как следствие влияния УНТ-ва разных народов.
Тәрбиеші: Коваленко С. Я.
Воспитатель: Коваленко С. Я.
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку, как развивающей личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав. У воспитанников младшего дошкольного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого имеет большое значение, но особую важность приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками, В сознании ребёнка закладываются определённые нравственные идеалы, образы поведения. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Итак, младший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в формировании толерантности.
Осмысление закономерности развития малышей напрямую зависит от речевого развития. Залог успешного расширения и освоения словаря – это умение словесно расширять получение впечатления; установление речевых контактов с окружающими.
Проблема формирования словаря много аспектная. В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания. И мне с моими малышами предстояло большая, кропотливая работа по формированию необходимого уровня речевых умений и способностей, направленных на активизацию словаря, а также воспитание интереса к родному слову. По результатам индикаторов на начало учебного года в образовательной области « Социум» в разделе « Художественная литература» следующие показатели: воспроизводят-41.7% ,понимают-47.2%, применяют- 11.1%.
Анализ полученных данных показал, что младшие дошкольники обладают низкими показателями по эмоционально-волевому компоненту, поскольку в этом возрасте он находится на стадии формирования.
Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет, я отвожу большое значение использованию УНТ-ва, художественных текстов, чтению сказок разных народов.
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров фольклора разных народов в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб,
тупогубенький бычок,
у быка бела губа
была тупа»;
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты характера человека , присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
С целью формирования у детей доброжелательности, эмоционального отклика; умение отличать хорошие, добрые поступки от плохих; развивать чувство переживания за близких людей. Иметь правильное представление о народном творчестве; проявлять интерес к народным традициям.
А также чтение и инсценирование сказок разных народов; беседа по содержанию сказок; обсуждение героев сказок, выразительное чтение колыбельных песен, сопровождая текст показом произносимых действий; выразительное чтение потешек, считалок. Важную роль по воспитанию толерантности у детей имело создание развивающей среды. В группе оформили выставку произведений, сказок народов мира,. Пополнили уголок творчества яркими, красочными народными игрушками и обогатили уголок драматизации новыми сказочными персонажими.
Художественная литература- это волшебный мир в который с удовольствием погружается ребёнок. Для воспитания у детей доброты, положительных эмоций в качестве материала я предлагаю произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, считалочки, загадки). Колыбельные песни и потешки – это бесценный материал, который позволяет ребёнку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Читая детям потешки, колыбельные прибаутки слежу за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Читая знакомое произведение, вызываю у детей положительно-эмоциональный отклик, желание повторять понравившиеся строки. На основе песен и стихов организовываю разнообразные игры. Эти произведения – по сути те же игры («Пальчик-мальчик…», «Сорока, сорока…», «Заинька, попляши…»; И.Токмакова «Медведь», А.Веденский «Мышка» и др.); другие легко инсцинировала и драматизировала («Ай, качи-качи-качи…», «Жили у бабуси…», «Тили-бом! Тили-бом!...»); третьи переводила в диалоги («Курочка-рябушечка…», «Кисенька-Мурысенька…», Г.Сангир «Кошка»). Используя эти произведения, я отметила у мало активных детей Жанели, Вики, Данила, Кати, Арины, Сымбат, Софии появился интерес, эмоциональный отклик, радость во время игры.
Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, устанавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: птичка-синичка, травка-муравка и т.п.
Знакомила детей с русскими народными сказками, казахскими народными сказками и сказками народов мира: стихотворные сказки К.Чуковского, С.Маршака, Н.Заболоцкого, мудрые, добрые сказки А.Н. Толстого, В.Сутеева, Г.Цыферова, юмористические рассказы В.Берестова, З.Александровой. Сказки, рассказы, стихи обогащают словарь детей и эмоциональной лексикой, отражающей наиболее ярко визуально легко определяемые, эмоциональные состояния: радость (радостный), грусть (грустный), злость (злой, рассерженный) и т.п. Например: р.н. сказка «Гуси-лебеди». Как вы думаете, гуси-лебеди добрые или злые? Почему вы так решили? Или сказка «Кот, петух и лиса»: робкий или храбрый? А почему он робкий? Дети Ксюша, Вика, Орхан, Илья, Кира стали более восприимчивы, отзывчивы на просьбы своих друзей.
Хороший эмоциональный отклик у детей Вити, Майи, Наргиз, Вани, Матвея, при чтении таких сказок как: «Зайчонок» (казахская народная сказка); «Верблюжонок» (казахская народная сказка); «Маша и медведь» (русская нар.сказка); «Пых» (белорусская нар. Сказка, обр. Н. Малякиной); «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской). При использовании народных игрушек, дети внимательно рассматривали их детали, отмечали их цвет, яркость, величину, форму. Например: маленький, беленький зайчик; жёлтый, круглый колобок, то есть характеризовали особенности игрушек, предметов. Я вовлекала детей в разговор, помогала им высказывать свои мысли, подбирая наиболее уместные слова. Активизировала употребление прилагательных (добрый, жадный, злой, приветливый и т.п.), глаголов (помогает, догоняет, убегает, плачет, радуется, грустит, жалеет, обижает и т.п.), задавала вопросы «Как вы считаете?, «Какой?», «Кто один, а кого много?» ( друг -друзей, , враг -врагов, бабушка- бабушек, ); «Когда?», «Как?». Предлагала задания: Возьми себе любых малышей, попросив их у меня: «Дайте мне матрёшек» (неваляшек, верблюжат и т.п.). Дети Алина, Арина, Давид, Илья, Алёша, Влада стали делиться игрушками со сверстниками, меньше ссориться.

Дети очень любят участвовать в кукольных спектаклях, для решения этой задачи я использую следующие игры:
«Игры драматизации», «Кукольный театр», «Пальчиковые игры», «Изобрази животного», «Покажи сказку», «Эхо», «Язык зверей», «Повтори скороговорку», «Повтори потешку»,«Что ,как звучит?», «Расскажи, что ты видишь на картинке», «Кто где находится», «Назови ласково», «Скажи правильно», «Вежливые слова»
Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Для успешного решения этой задачи проводила работу с родителями. Так, в рамках педагогической грамотности родителей были проведены: анкетирование, открытый просмотр «Путешествие по сказкам», призентация на тему: «Говорят герои русских народных сказок», фестиваль проектов, «Ярмарка народных игр детей», «Ярмарка идей». Оформление уголков: драматизации по сказкам народов мира, прикладного искусства; выставка народных игрушек. Активное участие приняли родители в викторине: «Литературный калейдоскоп». Победителям вручены грамоты и медали. Было предложено больше использовать произведении устного народного творчества: «Колыбельная» (казахская народная песенка); «Петушок-петушок» (русская народная потешка); М.Етекбаев «Скромная девочка», М.Алимбаев « Рукавица» и т.д.
Таким образом, у родителей проявился интерес и желание дальше формировать у детей нравственные качества. Каждый ребёнок-маленькая личность. Надо не жалеть времени на чтение и радоваться тому, что ребёнок просит ещё и ещё раз почитать ему любимую сказку или стихотворение. Значит, он зримо представляет перед собой героев сказки, он переносится в своём воображении в их волшебный мир, он сопереживает им, возможно, даже сам действует вместе с героями, радуется тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.