Реферат по английскому языку на тему Игровые технологии как фактор развития творческих умений учащихся


Реферат
Игровые технологии как фактор развития творческих умений учащихся.
Выполнила
Учитель английского языка
МКОУ «СОШ №1 п. Тёплое»:
Тимохина Г.А.
Тёплое 2016 г.

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.
План
Важность данной темы в современных условиях.
Игра как фактор развития личности ребёнка.
Игра как методический приём в обучении;
Развитие творческих способностей у учащихся.
Классификация учебных игр.
Примеры использования игр.
Выводы.
7.Литература.
Основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи до 2010 г. являлось введение государственного стандарта общего образования. На основе данного документа был разработан и принят к исполнению базисный учебный план общеобразовательных учреждений, который среди ряда других изменений предусматривал переход к четырехлетнему начальному образованию и обучению иностранному языку со II класса.
Данные изменения в нормативноправовом обеспечении образовательного процесса потребовали и пересмотра методических приемов в обучении иностранному языку. Если раньше обучение иностранному языку начиналось с 10-11 лет, то теперь фактически те же самые знания необходимо «вложить» в голову детей 7-9 лет.
Уроки начальной школы специфичны. Эта специфичность зависит от возрастных особенностей учащихся, и от задач, стоящих перед учителем. Именно от того, какую основу заложит преподаватель в своих учеников на начальном этапе обучения, зависит дальнейший процесс овладения иностранным языком.
Все ученики приходят в школу с разным, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению учебным материалом: некоторые учащиеся быстро овладевают новыми знаниями, другим учеба дается с большим трудом. Если ученик не может удержать в памяти более двух слов, не умеет имитировать, плохо различает звуки даже родного языка, если у него не развита зрительная память, языковая догадка, способность к языковой абстракции, то все обучение иностранному языку будет чрезвычайно затруднено. Естественно, что в процессе обучения все учащиеся развиваются, овладевая определенными знаниями, умениями и навыками. Но как сделать так, чтобы дети с разным начальным уровнем развития достигли необходимого «минимума» и даже, ёсли это возможно, большего? В этом и заключается задача современного учителя иностранного языка. Необходимо отметить, что для успешного обучения иностранному языку учитель должен с первых уроков специально и целенаправленно развивать способности учащихся, в данном процессе не должно быть стихийности. Главное в данной работе - это система, обдуманная и осуществляемая педагогом планомерно и регулярно.
Для успешной деятельности учитель должен продумывать каждый этап урока, подбирая наиболее сочетаемые компоненты в форме игры, которая
является делом серьезным. Если игры используются на уроке только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них и для учащихся, и для самого преподавателя минимальна. Такие функции у игры- второстепенные. Учитель должен четко осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке иностранного языка игра - это всего лишь оболочка, форма, а прямое ее назначение - это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Главным элементом игры на уроке иностранного языка является игровая роль, помогающая воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Игра обладает и развивающей функцией, так как она пробуждает эмоции, а там, где эмоции, появляются активность, внимание, воображение и мышление.
В книге Е.И. Пассова, доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «...Игра - это: 1) деятельность 2) мотивированность, отсутствие принуждения 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, 5) развитие психических функций и способностей, 6) «учение с увлечением». Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Всё это определяет функции учебной игры как средства психилогического, социально-педагогического воздействия на личность.
Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Тема, касающаяся вопроса применения игровых технологий является важной и актуальной в настоящее время.
Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира, направленного на индивидуальное развитие личности.
А цель использования игровых технологий - именно создание условий для реализации личностного потенциала учащихся, для развития их креативности.
Ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования.
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.
С помощью игровых технологий на уроке английского языка можно достичь сразу нескольких целей:
-расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал; -развить речевые умения учащихся;
-развить память, внимание, сообразительность, воображение учащихся; -создать атмосферу поиска и творчества на уроке;
-развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся; -научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;
-снять эмоциональное напряжение, монотонность.
Игра как фактор развития личности ребенка.• Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра является своего рода практикой в поведении ребенка, которая способствует формированию качеств личности. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. В игре воспитывается воля, организованность, находчивость, инициативность, умение считаться с интересами одноклассников и коллектива в целом.
Игра как методический приём в обучении.Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра - это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, у каждого получается говорить на иностранном языке
Игру следует рассматривать как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. , и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока [33, С.6].
Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения: ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».
Развитие творческих способностей у учащихся.Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта, но и как одно из условий , обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.
Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:
- Аналитические компоненты - понятийно-логическое мышление- логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать.
-Эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление); яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.
-Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление); поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.
Развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
-профессиональное мастерство учителя, компетентность преподавателя;
-наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб;
-наличие благоприятного психологического микроклимата в школе; доверительные отношения;
-занятия проводится систематически и осуществляется квалифицированное научно- обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
-процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
-педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным способностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
-использование системы личностно - и социально- значимых учебнотворческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
-формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал , эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется , в том числе и на основе изучения английского языка.
Классификация учебных игр:Н.Д. Гальскова, например, разделяет все игры на две крупные группы :
подготовительныетворческие
Подготовительные игры подразделяют на : фонетические, лексические, грамматические, орфографические.
Фонетические игры, предназначаются развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости.
Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения. Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.
Орфографические игровые задания ставят целью сначала освоение написания букв, далее - правописания лексического материала. При этом орфографические игры способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.
Творческие игры делят на: ролевые и учебно-ролевые.
Игры данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.
М.Ф. Стронин также выделяет два вида игр: подготовительные игры, способствующие формированию речевых навыков; и творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.По виду деятельности игры делят на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяют обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические игры.Однако, приступая к обучению с использованием игровых технологий, необходимо помнить, что учитель должен уметь увлечь, заразить учащихся игрой. Для этого необходимо не только самому быть увлеченным, но и владеть определенным запасом всевозможных вариантов игр, применяемых на уроках иностранного языка. Формы игр чрезвычайно разнообразны. На уроках раннего обучения иностранному языку можно использовать весь арсенал, накопленный опытом людей: и лото, и домино, и загадки, и конкурсы, и шарады, и всевозможные жизненные события - оборудование квартиры, сборы в поход и т.п.
В моей методической копилке собраны многие из вышеперечисленных игр. Я успешно применяю их в своей педагогической деятельности.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр из собственной копилки
Примеры игр.
Фонетические игры
«Долгий или краткий».
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
«Какое слово звучит?»
Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: учащимся предлагается набор из 10-15 слов. Преподаватель начинает произносить с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:
Вариант 1. Расположить карточки в порядке, произнесенном преподавателем.
Вариант 2. Выбрать только те слова, которые были произнесены преподавателем.
Вариант 3. Отложить и произнести слова, которые учитель не произнес.
Грамматические игры.
«Изобрази действие». Цель: автоматизация употребления глаголов устной речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
«Подарки». Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов:
наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.
«Расположи правильно». Цель: закрепление лексики по теме.
Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.
«Больше слов». Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.
«Озвучьте картинку». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
ПОСЛЕДНЯЯ БУКВАЦель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИКОборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
Орфографические игры.1. «Дежурная буква». Цель: формирование навыка написания слов с заданной буквой.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном
месте.
Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»
Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
«Одно из двух». Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.
Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.
Орфографические игры.«Вставь буквы». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущены буквы. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и читают слово.
Например: лексика по теме «Цвета»: wt_, b_o_n,nk, _la_k, ge_,
_eo_, r, _lu_. (white, brown, pink, black, green, yellow, red, blue).
«Что на картинке?». Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображены на картинке. После того как учащийся написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
Выводы.Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Итак, игровые технологии позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.
Использование этих технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.
Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Практика использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
1).Традиции образовательного процесса неразрывно связаны с игровой деятельностью ребенка. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников, она содействует синтетическому восприятию, являющемуся ведущим в детском возрасте.
. Основным успехом достижения успеха обучения ИЯ является системность использования учебных игр в зависимости от цели урока;
. Развитию у младших школьников восприятия, мышления, творческого воображения и памяти будет способствовать включение в традиционную методику поисково-игровых задач, что позволит создать разноплановую иноязычную деятельность школьников на уроках ИЯ с элементами проблемного обучения.
Приведенные образцы различных типов поисково-игровых задач и игр позволяют решить задачу актуализации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках ИЯ и создать благоприятные условия для развития интеллекта и языковой компетенции учащихся.

Литература
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.»
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М,19 94
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 6. - 1966. - Стр. 62 68.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с
Е.В. Алесина - «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 - 1987)
5.С.В. Белякова «Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста»(журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 2013)
6. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000
.