Статья Конструирование урока математики по стандартам второго поколения


Конструирование урока математики по стандартам второго поколения.
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Ученик должен: уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различного вида информацией (уметь анализировать, обобщать, аргументировать), самостоятельно мыслить, искать рациональные пути решения проблем, быть коммуникабельным, гибким в меняющихся ситуациях. У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Новый федеральный государственный стандарт направлен: на формирование успешного, здорового ребенка, на развитие его одаренности , на создание современных, комфортных условий обучения. Новый стандарт позволяет учащемуся: самостоятельно формировать индивидуальный образовательный маршрут, воспринимать мир в целостности и многообразии, научиться учиться самостоятельно, быть инициативным в постановке и решении новых задач, быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений.
Сравнительный анализ
ФК ГОС (2004г) ФГОС второго поколения
Раньше об успеваемости ученика можно было узнать только посмотрев его текущие и итоговые оценки В новой школе у каждого ученика должно быть портфолио, куда помимо школьных отметок будут собраны все его достижения: грамоты, дипломы, сертификаты, результаты различных участий и т.д.
Учебных проектов нет В новой школе ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов
Чаще всего роль учителя сводилась к тому, чтобы доступнее преподнести учебный материал и проверить, насколько точно дети его выучили Учитель мотивирует учащихся к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность», после уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых ФГОСах дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время – посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных семинарах и ходить на экскурсии
По старым стандартам роль техники на уроке сводилась к минимуму. Компьютеры использовались только на уроках информатики В новой школе дети учатся применять полученные знания на практике, используя компьютеры, интерактивные доски, цифровые измерительные приборы, фотоаппараты, видеокамеры.
Принципиальная новизна в структуре ФГОС второго поколения:
Содержание: базовые национальные ценности, элементы научного знания, унивесальные учебные действия. Организация и содержание образовательного процесса ориентированы: на деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося, на формирование универсальных учебных действий(УУД), на формирование способностей грамотно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ - компетентность).
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Три основные группы результатов
личностные метапредметныепредметные
Самоопределение: внутренняя позиция школьника, самооценка и самоуважение.
Смыслообразование: мотивация(учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания».
Морально –этическая ориентация: ориентация на соблюдение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Регулятивные: управление своей деятельностью: контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако – символических средств, общих схем решения; выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий.Основы системы научных знаний.
Опыт предметной деятельностипо получению, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Организация образовательного процесса – это системно –деятельностный подход: урочная деятельность и внеурочная деятельность(обновление содержания, ценности образования, обновление средств обучения), ребенок добывает знания сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности. Учитель: проектирует учебный процесс (тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование учебных ситуаций); организует работу учащихся ( в парах, в мобильных группах, организует проектную деятельность); ведет оценочную деятельность.
Изменение структуры урока. Учитель создает проблемную ситуацию, управляет поисковой деятельностью, участвует в обсуждении результатов. Ученик принимает проблемную ситуацию, участвует в выявлении проблемы, ведет самостоятельный поиск решения и также участвует в обсуждении результатов.
С изменением структуры урока меняются функции педагога - от источника знаний, контролера в традиционной классификации к организатору, помощнику в системно – деятельностной классификации. Учитель учит (ставить цель, планировать, выполнять действия, проверять, оценивать), консультирует, оценивает, контролирует.
Моделирование урока с позиций системно – деятельностного подхода:
Самоопределение ученика в деятельности начинается с мотивации. Актуализация знаний, фиксация затруднений и определение проблемного поля. Совместно с учащимися происходит постановка цели. Совместный поиск путей решения проблемы - проект выхода из проблемной ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой, само- и взаимо оценкой. Включение в систему знаний и повторения. Рефлексия.
Базовые образовательные технологии.
Проектная технология технология характеристика
Исследовательская (проблемно - поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие»
коммуникативная Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Игровая Характерной чертой этой технологии является моделирование жизнено важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Технология самоопределения Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности
Деятельностная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
рефлексивная Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом
Информационные и коммуникационные технологии Открытое, но контролируемое пространство информационных источников. Инструменты «взрослой» информационной деятельности. Среда информационной поддержки учебного процесса.Гибкое расписание учебных занятий, гибий состав учебных групп. Современные системы управления учебным процессом.
Каждый ученик должен обладать информационной компетентностью: уметь планировать и осуществлять поиск информации (поиск в электронных словарях, поисковых системах, преобразовывать информацию); уметь извлекать информацию (мультимедийные справочники, электронные учебники, интернет - ресурсы); уметь обрабатывать информацию (создавать презентации, производить обработку графической информации).
Контроль достижения результата осуществляется в следующих видах: комплексный интегрированный контроль, мониторинг личностного развития, промежуточный и итоговый контроль.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Рассмотрим этапы конструирования урока.
Определение темы учебного материала
Тип дидактической цели темы
Тип дидактической цели урока
Определение типа урока (изучения и первичного закрепления новых знаний, закрепления новых знаний, комплексного применения ЗУН, обобщения и систематизации знаний, проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся)
Структура урока
Обеспеченность урока
Выбор методов обучения
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка ЗУН
Рефлексия урока  
Основная дидактическая структура отображается  в плане-конспекте урока и в технологической карте.
1.Организационный момент (тема, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи, мотивация их принятия, планируемые  результаты: знания, умения, навыки, личностно - формирующая направленность урока).2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока (постановка учебной задачи, актуализация знаний)
Сообщение нового материала (решение учебной задачи, усвоение новых знаний)
Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
Закрепление изученного материала (обобщение и систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний, самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
Подведение итогов (диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели, домашнее задание (инструктаж по его выполнению)Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока.   Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; процесс достижения цели является процессом преодоления этого несоответствия. Цель урока определяется: планируемым результатом урока и путями реализации этого плана. Продуктивное мышление учащегося включает постановку и формулирование задачи им самим. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности. У каждого учащегося список источников информации, который используется как при подготовке и в ходе урока.
Использование технологической карты урока — это обеспечение эффективного и качественного преподавания в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта урока Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока:
Тема  
Цель  
Задачи Образовательные:Развивающие:Воспитательные:
УУД ЛичностныеУУД:
 Регулятивные УУД:
 Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Планируемые результаты Предметные:
Личностные:Метапредметные:
Основные понятия  
Межпредметные связи  
Ресурсы:  
Формы урока фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология  
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный моментВремя:Основные этапы:         (Познавательные УУД).(Коммуникативные УУД).(Регулятивные УУД).
Проверка домашнего заданияВремя:Этапы:    
 
   
     
Изучение нового материалаВремя:Этапы:          
Закрепление  нового материала Время:Этапы:  
 
   
 
   
   
 
   
КонтрольВремя:Этапы:  
 
   
       
Рефлексия Время:Этапы:.    
.    
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическаяструктура  урока Методическая структура урока Признакирешениядидактических задач
Методыобучения Формадеятельности Методическиеприемы и ихсодержание Средстваобучения Способыорганизациидеятельности Организационный момент            
Актуализация знаний            
Сообщение нового материала            
Закрепление изученного материала            
Подведение итогов            
Домашнее задание            
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.