Модульная организация учебного процесса


Глебова Т.С., Авдонина Л.ПМодульная организация учебного процесса
Как известно, модульным обучением называют способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Вопросы модульного обучения освещались в трудах многих исследователей А.Ф.Ануфриев, С.В.Кульневич, Г.К.Селевко, И.М.Осмоловская, Н.Ф.Талызина, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков, М.А.Чошанов и др.)Смысл модульного обучения исследователи видят в том, что содержание обучения структурируется в модули - автономные организационно-методические блоки. Содержание и объём модуля варьируется в зависимости от 1) дидактических целей; 2) профильной и уровневой дифференциации обучающихся; 3) желаний обучающихся для выбора индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули делятся на обязательные и элективные [1].
Исследователи проблемы отмечают, что сочетание модулей в процессе обучения обеспечивает нужный уровень гибкости при подборе и расположении учебного материала, необходимого для обучения определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Важнейший элемент модульного обучения - рейтинговая система оценки знаний, а она предполагает балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модуль определяют как целостный набор компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Требования представляют составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается.
Модули формируют как структурную единицу учебного плана по специальности. Это организационно-методическая междисциплинарная структура, представляет собой набор разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку. Основными примерами УМК, построенными по такому принципу, являются современные учебники английского языка, такие, как Opportunities.
Содержание модульного обучения представлено обычно в виде информационных блоков, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель модуля содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый обучаемый получает от педагога советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.[2]
Естественно, что при модульном обучении меняется форма общения учителя и ученика (с авторитарного на личностно-ориентированное). Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
Преимущества модульного обучения для обучаемого: 1) максимум времени для самостоятельной работы, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля и самооценки; 2) возможность осознания себя в деятельности, в определении уровня усвоения знаний, видении пробелов в своих знаниях и умениях; 3) индивидуализация работы с обучаемыми при наличии модулей с печатной основой.
Обычно модуль представляет содержание учебного курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно в поликодовом формате: символ (нарисовать), слово (рассказать, написать), схема (графическое изображение, диаграмма) [3]. Обучающий модуль состоит из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели (целевой программы); банка информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы); методического руководства по достижению целей (как?); практических занятий по формированию необходимых умений; контрольной работы, строго соответствующей целям, поставленным в данном модуле.
Переход к модульным технологиям предполагает, что весь материал изучаемой дисциплины тщательно структурируется. Каждый модуль обязательно содержит все составляющие, необходимые для осуществления учебного процесса. Оценка полученных студентами знаний и умений осуществляется при помощи рейтингов.
Важно, что модульная система построения учебного процесса позволяет разработать учебные программы с учетом уровня подготовки обучаемого и конечной цели, которая прописана в модулях при изучении дисциплины, а это предполагает, что теоретический и практический материал тщательно согласуется и очень обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала отдельного модуля.
Правильно организованная и методически поддержанная самостоятельная работа студентов обеспечивает качественное усвоение и эффективный перенос внимания и умственных усилий обучаемых с усвоения заданного объема знаний на получение практических навыков и профессиональных компетенций. Важность правильной организации контроля и самостоятельной работы заключается в творческом характере взаимодействия преподавателя и того, кого он обучает. На этих двух этапах происходит особенное для каждого обучаемого сочетание компьютерных и методических технологий. Именно на этих этапах рождается профессионализм будущего специалиста и на уровне практика, и на уровне исследователя [4].
Оценка освоения обучаемым модуля осуществляется на базе болонской шкалы. Особое внимание обращается на периоды пересдач, которые строго ограничены во времени. Контроль знаний, умений, навыков при модульной системе обеспечивается многоуровневым тестированием.
Система тестирования складывается из нескольких уровней: 1) Тестирование начинается с «входного контроля», выявляющего предварительные знания и степень общей эрудиции, компетентности обучаемого, необходимые для успешного усвоения материала. 2) Промежуточный контроль обеспечивает усвоение базовых понятий, основных навыков в рамках практических и лабораторных работ. 3) Зачетное тестирование, цель которого - усвоение материала одного раздела перед изучением следующего..4) Итоговое тестирование по дисциплине на проверку усвоения всего курса. 5) Контроль остаточных знаний по дисциплине для оценки эффективности преподавания предмета и его информационной наполненности. 6) Тесты по дисциплине к междисциплинарному экзамену.
Методисты отмечают, что тесты для контроля остаточных знаний разрабатываются для основных, базовых дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов учебного плана, а тесты к междисциплинарному экзамену - для дисциплин профессионального и специального циклов. Система тестирования обеспечивает возможность оценить знания студентов, внести коррективы и в изложение материала, и в методическое обеспечение дисциплины.
Междисциплинарные тестовые задания обеспечивают качественные межпредметные связи и повышают результативность образовательного процесса. В традиционной методике система тестовых заданий проверяет знания, предлагаемые в процессе обучения. Однако всегда по многим причинам объем проверяемых знаний обычно оказывается меньше объема знаний, предлагаемых на занятиях. Этот недостаток в модульном обучении восполняет обучающее тестирование. Обучающие тесты показывают обучаемому, как можно использовать его знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины.
Для эффективного тестирования знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые. Предлагаемые знания даются обучаемым в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности. Приобретаемые знания – только часть предлагаемых знаний, большая или меньшая, и она зависит от учебной активности обучаемых. С внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих программ, направленных деловых игр, специальных мультимедийных курсов появились условия для повышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний.
Модульное обучение требует более тщательной подготовки методического сопровождения самостоятельной работы. Требуются электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и среды, тренажеры, содержание которых расширяет, дополняет материалы, освоенные на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности.
Мотивацию обучаемого и более качественное освоение учебного материала обеспечивает методика балльно - кредитных оценок самостоятельных работ. Профессионально организованная самостоятельная работа дает возможность обучаемым знать и уметь больше того, что сообщается на занятиях. Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний [5].
Проверяемые знания контролируются обязательно. Они обязательно должны быть актуальными, готовыми к практическому применению для решения актуальных заданий. Специалисты советуют использовать некоторые элементы проверяемых знаний в текущем контроле. Другие элементы проверяемых знаний, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле. В итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года.
Организовать такое многоуровневое тестирование достаточно трудно, но необходимо, и этому способствует модульная система организации изучения материала. На каждом этапе обучения целесообразно использовать специальные программные продукты, позволяющие создавать тесты разных видов, использовать их в нужной комбинации и последовательности, что дает возможность значительно расширить диапазон проверяемых знаний. Проведенные исследования подтвердили мысль о том, что использование в рамках дисциплин специальности новейших образовательных технологий для расширения предлагаемых знаний повышает эффективность образовательного процесса, и это подтверждается анализом результатов тестирования.
Следует отметить, что уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей студентов, в то время как структура знаний заметно зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля. Возможность активно участвовать в образовательном процессе не только в роли обучаемого, но и в роли партнера обеспечивает обучаемому возможность быстрее найти в будущем свое профессиональное место.
Каждое учебное заведение сейчас стремится к формированию правильных индивидуальных структур знаний, носящих комплексный характер, в которых не было бы разрывов в знаниях, и на этой основе повышать качество подготовки будущих специалистов. Модульные технологии способствуют небольшой формализации процесса обучения в рамках конкретной дисциплины, однако именно они в значительной степени делают процесс обучения «живым», творческим. В итоге модульного обучения каждый обучаемый имеет все возможности для самоактуализации.
При реализации основных профессиональных образовательных программ в модульном обучении применяется кредитно - модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно - модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, на использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий. Введение такой формы организации образовательного процесса по каждому направлению подготовки и специальности основных профессиональных образовательных программ предусматривается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Объем учебной нагрузки определяется системой зачетных единиц (кредитов) и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса. Зачетная единица (кредит) – это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане (аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики и др.). Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной профессиональной образовательной программе устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Для организации образовательного процесса на основе кредитно - модульной системы наряду с базовым учебным планом по каждому направлению подготовки составляется рабочий учебный план. В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса указывается в академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах).
После завершении изучения обучающимся учебного курса проводится аттестация, по результатам которой оценивается уровень и качество освоения соответствующего учебного курса в принятой в этой организации системе оценивания, а также засчитывается его трудоемкость в зачетных единицах (кредитах). Зачетные единицы (кредиты) начисляются только при получении удовлетворительных результатов аттестации по данному учебному курсу, при этом количество набранных баллов, определяющих качество их освоения, не влияет на количество зачетных единиц (кредитов).
Особенности организации образовательного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования.
При модульной организации обучение формирует у обучаемого навыки самообразования, т.к. процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если обучаемый овладевает знаниями сам, а педагог управляет этим процессом – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Список литературы
1.Авдонина Л.П., Глебова Т.С. Модульная технология обучения в современном вузе. В сб.: Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации. Материалы Международной научной научно – практической конференции. Часть I. – Новокузнецк: Изд – во КузГПА, 2010. - С. 3 – 8.
2.Внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalteka.ru/news/1-latest-news/.
3. Кредитно-модульная система [Электронный ресурс] / Центр по адаптации системы образования к условиям Болонского соглашения. -- Режим доступа: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/
4. Кредитно-модульная система на факультете [Электронный ресурс] / ДНУ Учётно-финансовый факультет:-Режим доступа: http://www.donnu.edu.ua/ufin/ru/edu/KMS/KMC.stm.
5. Ткаченко В. Состояние развития традиционного высшего образования в Украине [Электронный ресурс] / В. Ткаченко.- Режим доступа: http://tva.jino.ru/Edu_1.