Статья. МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ


МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Мигаль Т.А., магистрант специальности
«Управление учебными заведениями», ИППИО
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Головань Т.М.
Постановка проблемы. Состояние образования отображает широкий спектр общественных преобразований, исторических, экономических явлений в мире. Разнообразие подходов к формированию содержания образования, инновационные педагогические технологии в общеобразовательных учебных заведениях побуждают нас проанализировать их эффективность, определить условия рациональной управленческой инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Степень изученности. Изучению и внедрению ведущих педагогических и управленческих технологий, способствующих переводу субъекта (и человека, и образовательного учреждения) в режим саморазвития посвящены работы Беспалько В.П., Даниленко Л.И., Евтуха М.Б., Сенновского И.Б., Поташника М.М., Шамовой Т.И., Юцявичене П.А. В советской педагогике первые исследования в теории и практике модульного обучения принадлежат литовской школе под руководством профессора П.А.Юцявичене. В дальнейшем ее идеи были развиты Т.И. Шамовой. В 90-е голы теоретическими исследованиями в области технологизации учебного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в их числе В.П.Беспалько. Сущность модульной педагогической технологии, сопряженной с идеей управления раскрывают современники М.Б.Евтух, Л.И.Даниленко, И.Б.Сенновский.
Цель статьи - рассмотреть основные функциональные возможности управления общеобразовательным учебным заведением через наполнение функций управления содержанием, отражающим специфику модульного обучения.
Изложение основного материала.
Сегодня происходят кардинальные изменения во всех областях жизни общества, государство переходит к модели инновационного развития [3]. Модернизация российского общества сегодня предъявляет принципиально новые требования ко всей системе образования. На практике, это проявляется в том, что вводятся инновационные учебные курсы, внедряются новые педагогические технологии, совершенствуется законодательная база, применяются информационные технологии, укрепляется сотрудничество с местным сообществом и т. д. Новые требования к результатам обучения способствовали появление альтернативы традиционному, которое характеризуется изменением целей обучения, развитием у школьников самостоятельности, рефлексивности мышления
За последние годы теория и практика управления общеобразовательными учебными заведениями достигла значительного развития. Наука об управлении учебно-воспитательным процессом – школоведение трансформировалась в менеджмент образования – науку об эффективном управлении [2]. Однако все реформы, нововведения «сверху», что уже не раз подтверждалось на практике, не дадут существенного результата без непосредственных педагогических инициатив и стремления самих педагогов к определенным изменениям.
Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, в основе, которой заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Условия, в которых оказалось школьное образование, требует пересмотра многих устоявшихся позиций, поиска сбалансированных методов, форм, приемов, средств деятельности всех участников образовательного процесса по достижению социально-ценных результатов образования. В том числе качественного улучшения управления, которое в настоящее время находится в процессе развития, поиска нового содержания, форм и методов. Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, несомненно, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности управления.
Школе приходится самостоятельно решать проблему соответствия социального заказа и задач работы школы, соответствия интересов личности, отдельных групп участников образовательного процесса и школы в целом. Выживание школы зависит от ее умения позиционироваться на рынке, от возможности стать самостоятельной единицей образовательного процесса, порождающей свое содержание и определяющей его. Новая образовательная политика ориентирована на формирование инициативы, в первую очередь, внутри самой образовательной системы, предполагая разнообразие инновационной деятельности и новый взгляд на управление общеобразовательными учреждениями. И.Б. Сенновский отмечает, что «выживание общеобразовательной школы в условиях неблагоприятного влияния действующих экономических и социальных факторов, переход школы от единообразия и функционирования к разнообразию и развитию, выявление внутренних неиспользованных резервов может обеспечить модульная система организации учебно-воспитательного процесса». Именно модульную систему как инновационную технологию повышения качества образовательного процесса рассматривает и ряд других исследователей, доказывая ее реальную эффективность в деятельности современной школы.
Положительная роль модульного обучения связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником [2]. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности и дифференциацию обучающей деятельности посредством диагностики целей, содержания, формиметодов, педагогической технологии, обеспечивает согласованность протекания циклов познания и циклов деятельности и оптимизирует условия для получения запланированных конечных результатов развития, воспитания и обучения учащихся.
Модульная педагогическая технология и модульная структура определяют особый подход к управлению учебно-воспитательным процессом. Учебный процесс в общеобразовательном учебном заведении модульного типа не проходит без комплексного планирования задач обучения, воспитания и развития; конкретизации задач с учетом особенностей учащихся; выбора оптимальной последовательности этапов урока; обоснованного выбора методов, форм и средств обучения; дифференцированного подхода к учащимся; определения оптимального объема и сложности домашнего задания; комплексного анализа результатов учебно-воспитательного процесса [2, с.124]. Стоит отметить, что традиционная классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса далека от оптимального варианта.
Меняется функция учителя в системе модульного обучения, он мотивирует, организовывает, управляет деятельностью учащихся, что влечет за собой развитие мотивационной сферы интеллекта, самостоятельности ученика, вырабатывается умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Эта система обучения требует от руководителя, учителей большой предварительной работы, от учеников – напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты. Так, например, М.М. Поташник, отмечает, если «раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовывать ещё и функцию проектирования хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ребёнка» [5, с.28]. А так же обращает внимание на то, что главная миссия школы - «создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности», а задачи школы - «...формирование у всех детей не только и столько академических знаний, ... прежде всего способности трудиться, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире...» [5, с.16-21].
Образовательный процесс в школе модульного типа направлен на развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во взаимодействии с личностью, здесь происходит превращение личности воспитанника в субъект самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования. Задача управления таким заведением состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, их усилия - эффективными.
Управление - это взаимодействие субъектов. Под взаимодействием понимается «сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит взаимообусловлено», процесс «взаимного влияния, в результате которого происходит взаиморазвитие и саморазвитие» [7, с.17]. Такое понимание взаимодействия представляет суть управления и в большей степени соответствует реальной управленческой модели модульной школы. Т.И. Шамова, считает, что «проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект-объектных отношений, так и субъект-субъектных отношений». Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления становится не ученик, а целостная ситуация развития.
Освоение модульной системы организации учебно-воспитательного процесса связано и с реорганизацией системы управления общеобразовательной школой на основе передачи ведущей роли внутришкольному самоуправлению. Оптимальные сроки и оптимальные конечные результаты перехода к такой педагогической технологии обеспечиваются включением каждого педагогического работника в качестве субъекта в целостный управленческий цикл деятельности на основе самоанализа, самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки и саморегулирования.
Система управления качеством образования школьников в системе модульного обучения представляет совокупность человеческих, материальных, технических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления, наполненные содержанием, отражающим специфику модульного обучения и системообразующие принципы образования. Управление в системе модульного обучения ориентировано на создание условий для получения социально-ценных результатов образования и характеризуется свойствами, определяющими его качество: адаптивность управления, демократичность управления, активность и гибкость управления, гуманность и человечность управления [8]. Реализация системы управления качеством образования в практике работы образовательного учреждения модульного типа обеспечивается следующими условиями: проектирование и моделирование целостной системы качества образования в школе, мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, осознание педагогическим коллективом новой парадигмы образования, наличие политики качества в школе, изменение отношения к процессу и результатам своего труда всех членов педагогического коллектива, постоянная ивдивидуальная и коллективная рефлексия собственной деятельности и ее результатов всеми участниками образовательного процесса, эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять процессом учения и обучения. Поскольку управление есть переработка информации и использование всей информации практически невозможно, важно отобрать информацию необходимую и полезную. Это разрешит проблему адекватности внутришкольного самоуправления [6, с.3].
При построении модели управления образовательным учреждением модульного типа следует придерживаться таких принципов:
а) открытости - приобретение круга единомышленников среди педагогов, родительской общественности, руководителей учебных заведений, представителей СМИ посредством проведения совместных мероприятий, дней открытых дверей, семинаров, открытого обмена информацией;
б) толерантности - понимание и принятие совместной деятельности участников процесса (детей, родителей, педагогов) независимо от индивидуальных особенностей детей;
в) учёта индивидуальных возможностей и интересов участников образовательного процесса - создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута и педагогической поддержки;
г) сотрудничества - постоянного информационного обмена между участниками образовательного процесса, признание ценности мнения и интереса каждого.
Тогда управление:
- «сопровождает» жизнедеятельность учебного заведения: руководитель корректирует ее содержание и способы организации в различных сферах; координирует усилия и корректирует нормы и ход взаимодействия членов коллектива;
- «следует» за его жизнедеятельностью: руководитель анализирует процесс взаимодействия участников образовательного процесса, оценивает полученные результаты, вносит коррективы в содержание и формы организации в различных сферах, в нормы и организацию взаимодействия.
Сегодня, в эпоху научно - технического прогресса, жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Само время требует поиска эффективных управленческих решений, а, значит, от руководителя и педагогов не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, инновационной направленности, которые не возникают сами. Педагогическая деятельность «должна осуществляться в соответствии с тезисами: творческие способности можно развивать только в процессе творческой деятельности; готовность к инновационной деятельности можно формировать только в процессе инновационной деятельности» [1, с.13]. Модульная технология обеспечивает свободу выбора, самоопределения участников педагогического процесса, способствует развитию инноваций, поэтому может служить, как основа эффективной управленческой модели общеобразовательного учебного заведения.
Выводы. Технология модульного обучения – одна из интерактивных технологий, которая позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность, позволяет развивать познавательную личностную сферу учащихся, совмещать чёткое управление с широкими возможностями для самоуправления, самореализации, саморазвития всех участников педагогического процесса. В итоге, через наполнение функций управления содержанием, отражающим специфику модульного обучения возможно построение внутренне непротиворечивой системы управления общеобразовательным учебным заведением, обеспечивающей достижение нового качества общего образования.
Резюме. В статье речь идет об использовании модульной технологии в управлении общеобразовательным учебным заведением.
Ключевые слова. Общеобразовательное учебное заведение, управление, модульная технология.
Резюме. У статті мова йде про використання модульної технології в управлінні загальноосвітнім навчальним закладом.
Summary. The article focuses on the use of modular technology in the management of secondary schools.Keywords. General educational institutions, management, modular technology.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л.Ф. Алексеева. – Томск.:2005. - 268 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: 1980. - 130 с.
Даниленко Л.І. Управління інноваційною діяльністю в загальноосвітніх навчальних закладах / Л.І.Даниленко. – К.:2010. – 248 с.
Евнух М.Б. Инновационные методы оценивания учебных достижения / М.Б.Евнух, Е.В.Лузик, Л.М.Дибкова. – К.:2010. – 248 с.
Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник // под редакцией М.М. Поташника. - М.: 2000. - 280 с.
Чошанов М.А. Гибкаятехнология проблемно-модульного обучения / М.А.Чошанов. - М.: 1996. - 157 с.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко. - М.:2001.-384с.
Юцявичене П. A. Теория и практика модульного обучения / П. A. Юцявичене. – Каунас.: 1989. - 271с.