Автореферат на тему Модульная основа образовательного процесса СПО по профессии Повар, кондитер


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»

УДК 37.016:91
Иноземцева Татьяна Николаевна
Модульная основа организации образовательного процесса среднего профессионального образования по профессии Повар, кондитер

Направление подготовки Педагогическое образование
Программа магистерской подготовки Допрофессиональное образование
АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертациина соискание академической степени магистр
Курск 2015 г.
Работа выполнена на кафедре непрерывного профессионального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет»
Научный руководитель: кандидат географических наук, доцент, кафедры Непрерывного профессионального образования Чертков Николай Вениаминович
Рецензент:
Защита состоится 20 ноября 2015 года в 9 – 00 часов на заседании государственной аттестационной комиссии индустриально – педагогического факультета КГУ по адресу: г. Курск, ул. Радищева, 33, ауд.77
С диссертацией можно ознакомиться на кафедре непрерывного профессионального образования по адресу305000 г. Курск, ул. Радищева 33
Секретарь аттестационной комиссии
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе потребовали построения инновационной экономики страны, что невозможно без роста производительности труда и качества рабочей силы. Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста среднего профессионального образования является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а социальные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности.
В приоритетном национальном проекте «Образование» один из акцентов направлен на реализацию идей компетентностного подхода, обусловленного общеевропейской и мировой тенденцией к глобализации мировой экономики.
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых стандартов и выстраивается с позиции развития личности, через мотивацию, ее саморазвитие. Результаты внедрения компетентностного подхода за рубежом доказывают, что данный подход в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам системы профессионального образования, со стороны личности, работодателей и государства и социума в целом.
Все это определяет необходимость исследования и внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС СПО. К таким образовательным технологиям относится модульно-компетентностная образовательная технология. Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Гипотеза исследования: модульная структура образовательной программы среднего профессионального образования по профессии Повар, кондитер является основой повышения эффективности организации образовательного процесса.
Цель исследования: выявить тенденции развития теории и практики модульной организации образовательного процесса по профессии Повар, кондитер и определить его эффективность в учебном процессе среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования;
2. Определить место «модуля» в структуре образовательного процесса среднего профессионального образования;
3. Рассмотреть различные варианты организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования Курской области;
4. Разработать модульную структуру основной профессиональной образовательной программы по профессии Повар, кондитер.
Предмет исследования: методическая система модульной структуры образовательной программы среднего профессионального образования по профессии Повар, кондитер.
Научная новизна исследования
1. Разработка рабочей программы профессионального модуля по профессии Повар, кондитер.
2. Анализ особенности организации модульного обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Курской области.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его научные выводы служат базой для дальнейшей разработки рабочих программ профессиональных модулей в среднем профессиональном образовании. Результаты исследования направлены на создание условий для успешного освоения профессиональных компетенций обучающимися, которые необходимы как в повседневной жизни, так и в учебной практике. Данная работа может быть применена в средних профессиональных образовательных организациях.
Методологическую основу работы составляет системный подход к изучению модульной системы образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, анализ научных трудов таких выдающихся педагогических деятелей, как С.И. Самыгина, Ю.А. Устынюк, О.А. Овчарова, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, П.А. Юцявичене, Л.Н. Фридмана, В.А. Сластенина, Н.Г. Руденко, А.А. Реана, И.Я. Лернера, В.В. Карпова, М.Н. Карханова, И.А. Зимней и других ученых.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемых информационных источников научной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе характеризуется развитие образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования России.
Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека.
Организация образовательного процесса рабочих профессий в СПО протекает в три этапа:
1  этап – подготовительный, подготовка педагогического процесса;
2  этап –  осуществление педагогического процесса, реализация целей и задач;
3 этап – анализ результатов функционирования педагогического процесса.
На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для осуществления педагогического процесса.
На данном этапе решаются следующие важные задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика условий;
3) прогнозирование достижений;
4) проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап — осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
планирование образовательного процесса;
организацию учебной работы;
организацию учебно-методической работы.
информационное, материально-техническое, кадровое обеспечение образовательного процесса
контроль образовательного процесса;
Планирование образовательного процесса осуществляется в целях полного и качественного выполнения годового календарного учебного графика, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин (модулей)
Одним из основных документов регулирующим образовательный процесс является расписание учебных занятий. В нем отражается весь образовательный процесс включающий теоретическое и практическое обучение. Через расписание учебных занятий решаются задачи:
выполнение рабочих учебных планов и программ;
создание оптимального режима работы обучающихся в процессе обучения;
создание оптимальных условий для выполнения преподавателями своих должностных обязанностей;
рациональное использование кабинетов, учебно-производственных лабораторий;
обеспечение санитарно-гигиенических требований;
непрерывность учебного процесса в течение дня.
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее толкование понятия «методическая работа» – это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.(1) Цели методической работы – освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
Основными задачами методической работы является:
Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.
Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.
Для осуществления образовательного процесса, реализации учебного плана, создания условий для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению пройденной темы образовательной организации необходимо иметь не только высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения, а также информационное (библиотечный фонд) и материально-техническое оборудование. Минимальный и обязательный перечень материально – технических средств, библиотечного фонда, кадрового обеспечения для реализации программы по профессии нашел отражение в федеральном образовательном стандарте СПО[1].
Составной частью процесса обучения является контроль знаний обучающихся (рис. 1). На протяжении всего учебного года ведется контроль осуществления педагогического процесса, реализация целей и задач.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения их в активную творческую деятельность.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.
Принцип целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки.
Принцип объективность предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля
Принцип всесторонность контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала.
Принцип регулярность подразумевает систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Принцип индивидуальность требует оценки знаний, умений, навыков каждого
Функции контроля


Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучаемых, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.


Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.

Диагностической функции - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучаемых и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе.


Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности обучаемых, в развитии их творческих способностей.


Развивающая функция заключается в стимулировании познавательной активности обучаемых, в развитии их творческих способностей.


Воспитывающая функция состоит в воспитании у обучаемых ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.


Рис. 1. Функции контроля
Завершающий этап образовательного процесса – анализ достигнутых результатов, позволяет составить общее представление педагога о динамике этапов педагогического процесса.
Профессиональное образование не может развиваться вне событий, происходящих за стенами учебного заведения, поэтому система профессионального образования России находится в постоянном развитии.
Во второй главе на примере основной профессиональной образовательной программе по профессии Повар, кондитер в работе охарактеризованы профессиональные модуля, раскрыта их роль в структуре ППКРС, определены методические приемы и критерии оценки их применения, которые способствуют развитию профессиональных компетенций у обучающихся. Это умение производить первичную подготовку и обработку различных продуктов, а также готовить и оформлять различные блюда.
Разработаны и представлены рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов, комплект контрольно – оценочных средств профессионального модуля ПМ. 01. На их основе определены причины привлекательности модульной системы обучения (повышает интерес студентов осваивать профессиональные компетенции, возрастает мотивация к самообразованию и совершенствованию, повышается степень осмысления использованной информации).
Разработано и реализовано в практике внеклассное мероприятие «Корнеплоды в нашей жизни», способствующее формированию профессиональных компетенций.
На положительную динамику качества знаний и абсолютную успеваемость оказало введение модульного обучения, увеличение часов учебной практики на 20% по сравнению с 2011-2012 учебным годом (проходила апробация модульного обучения) (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ успеваемости
Эффективность применения модульной системы обучения доказывают полученные данные на контрольном этапе. Обучающиеся показали более высокие результаты качества знаний и абсолютную успеваемость по сравнению с констатирующим этапом.
Для качественной и количественной оценки применения модульной технологии в образовании было проведено анкетирование, с помощью которого опрошены 58 преподавателей и мастеров производственного обучения, среди которых 22 учителя спецдисциплин, 36 мастеров производственного образования. Результаты анкетирования были обобщены и представлены в виде диаграммы.
Как видно из диаграммы большинство мастеров производственного обучения считают применение модульной технологии в образовательном процессе актуально, такого же мнения придерживаются только 32% преподавателей, 41% преподавателей и 11% мастеров п/обучения предпочли ответ мало актуально, а 27% преподавателей и 3% мастеров считают применение модульной технологии неактуально.

Рис. 3. Актуальность модульной технологии в образовательной деятельности
Это говорит о том, что многие преподаватели не дооценивают эффективность данной технологии, ее педагогическую продуктивность и значимость. Причиной этому может являться предпочтение некоторыми преподавателями традиционной формы урока, ориентированной в основном на продуктивное усвоение знаний или не полное понимание предназначения модульной технологии в образовании.
Опрос показал, что самым главным достоинством модульной системы обучения, как преподаватели так и мастера производственного обучения считают повышение интересов студентов осваивать профессиональные компетенции.

Не смотря на видимые преимущества модульной технологии преподаватели и мастера производственного объединения сталкиваются с определенными трудностями при ее реализации. Наиболее ощутимыми из них оказались отсутствие материально-технической базы, недостаточно методической литературы и пособий.
Для качественной оценки применения модульной системы обучения в техникуме было проведено анкетирование среди студентов (32 студента) выпускных групп по профессии Повар, кондитер.
По мнению студентов, понимая тенденции общества, они хотят получить в техникуме практические навыки будущей профессии, поэтому важное значение для студентов имеет учебная практика.
Наиболее существенными недостатками в деятельности вуза, по мнению студентов являются:
недостаточное материально-техническое обеспечение производственной лаборатории профессии Повар, кондитер (81% ответов);
не оснащение набором продуктами питания для реализации в полном объеме рабочей программы профессионального модуля (100% ответов).
Большинство студентов выпускного курса уже определились, где они будут искать работу:
− 45,9 % планируют работать исключительно по специальности;
− 18,8 % не планируют работать по полученной специальности;
− 35,3 % выпускников будут рассматривать все возможные варианты.
Анализируя использование производственных модулей в образовательной программе можно отметить: обучающиеся стали ответственными, вырос интерес к профессии, могут самостоятельно планировать предстоящую работу, сформировалось умение контролировать процесс и результаты своего труда.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов// -М., 1993.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www.adu.ru-2010.-23 июля.
Публикации по теме диссертации
Основное содержание и результаты исследования отражены в статьях:
Иноземцева Т.Н. Проектирование рабочих программ профессиональных модулей специальности Повар, кондитер в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения /Т.Н. Иноземцева// Педагогический поиск № 6 (223) июль 2015.
Иноземцева Т.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе реализации программы подготовки Повар, кондитер / Т.Н. Иноземцева// Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и проблемы современного образования (Курск, 20 мая 2014 год) ред кол. И.В. Ильина и другие.