Дидактические игры и упражнения по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения


Дидактические игры и упражнения по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения
Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательные интересы.
Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных взаимосвязей.
Увлеченность ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию. В играх дети с косоглазием и амблиопией получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве.
Е.Н.Подколзина предлагает несколько групп игр и упражнений, направленных на отработку навыков ориентировки в пространстве:
Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства;
Игры и упражнения на ориентировку в процессе передвижения;
Игры и упражнения на микроориентировку;
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием схем и планов.
Главной задачей ДОУ с нарушением зрения является подготовка детей к школе, а одним из направлений решения этой задачи – развитие у дошкольников навыков ориентировки на микроплоскости. Эти навыки необходимы ребенку во всех видах школьной деятельности, а особенно в ориентировке на страницах тетради, учебника, в пространстве парты, учебной доски.
Поэтому важное место в коррекционно-педагогической работе занимают игры и упражнения на микроориентировку. Так как ведущей коррекционно-развивающей формой воздействия на ребенка я выбрала игру, то основным методом – практические действия с ребенком, являющиеся наиболее эффективными для коррекции недостаточности чувственного опыта детей.
Для детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием из своего опыта работы предлагаю проведение следующих игр:
Дидактическая игра «Котята разбежались».
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.
Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Тифлопедагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т.д.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.
Ход игры: тифлопедагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы), а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.
Дидактическая игра «Дрессированные котята»
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.
Ход игры. Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика».
Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей. Игрушки (фигурки или картинки) могут быть разные: медвежата, лисички, зайчики, фигурки детей, машинки (вариант игры «Машины разъехались»).
Дидактическая игра «Разноцветные трапеции»
(вариант «Разноцветные домики»)
Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей из двух детей.
Программное содержание: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, лист бумаги) и обозначать в речи пространственные направления, формировать элемент учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, 6 трапеций разного цвета.
Ход игры. Дети рассматривают изображения цветных трапеций, называют их, отвечая на вопрос тифлопедагога: «Где расположена трапеция красного цвета?» «Какого цвета трапеция находится в правом верхнем (левом нижнем) углу?» и т.п.
Дидактическая игра «Где что находится?»
Игра проводится индивидуально или с подгруппой из двух детей.
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на микроплоскости, обозначать в речи расположение предметов в микропространстве.
Материал: стол, набор мелких игрушек (елочки, грибки, фигурки животных, детей, машинки).
Ход игры. Тифлопедагог предлагает детям рассказать, где какие игрушки находятся. Например: «На середине стола стоит елочка, под елочкой машинка, справа от машинки зайчик, впереди елочки уточка» и т.п.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Программное содержание: учить детей ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, стол) и обозначать в речи пространственное расположение объектов.
Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев (по сказкам «теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.)
Ход игры. Сначала сказку рассказывает тифлопедагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.
Дидактическая игра «Красная шапочка»
Программное содержание: учить ориентировать на микроплоскости (лист с рисунком ландшафта, содержащий признаки удаленности), обозначать пространственное расположение, вводить понятия «ближе-дальше» в словарь.
Материал: лист с рисунком ландшафта, два домика.
Ход игры. Тифлопедагог начинает рассказывать сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки. Какой домик находится близко? Расскажи, где находится. А где находится домик бабушки? Расскажи о его месторасположении» и т.п.
Эту игру можно проводить, как игровое упражнение: домики нужно рисовать, дорисовать сказку и рассказать по своему рисунку.
В процессе проведения выше названных игр дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве: вверху-внизу, слева-справа, в правом верхнем (нижнем) углу, в левом нижнем (верхнем) углу, впереди справа, внизу слева.
Такие же задачи решаю при проведении игровых упражнений:
Разложи на фланелеграфе: в середине трапецию, в левом верхнем
углу ромб, в правом нижнем углу треугольник и т.д.
Нарисуй в правом верхнем углу солнце, а в левом верхнем углу цветок
и т.д.
После выполнения заданий такого типа предлагается рассказать, что где расположено.
Разложи игрушки на фланелеграфе (столе, листе бумаги), как я
скажу; назови их местоположение.
Обведи геометрические фигуры (предметы) по контору (по
трафарету) в той последовательности, какой я скажу.
Расставь игрушки на столе по предложенной схеме и расскажи, как
они расположены.
Нарисуй схему расположения предметов на столе и расскажи об их
местоположении.
По схеме с изображением геометрических фигур расставь на столе
предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.
Нарисуй расположение игрушек (геометрических фигур) на листе,
отраженном в зеркале, и в действительности на столе. Найди различия в изображениях и расскажи, в чем они состоят.
На верхней полоске листа обведи по трафарету три ромба (елочки,
зайчики, машинки, цветки и др.), на нижней полоске обведи по трафарету трапеций на одну больше, чем ромбов.
Обведи по трафарету в правом верхнем углу цифру «1», в левом
нижнем углу цифру «5», в середине цифру «6» и т.п.
Использование трафаретов осуществляется с учетом зрительных нагрузок в зависимости от остроты зрения. Провожу много игровых упражнений на тренировку пространственного поиска (лабиринты). В этих упражнениях развиваю умение использовать ориентиры в задачах поиска, формирую умения последовательно ориентироваться от пункта к пункту. Например: «Идем вместе с Белоснежкой к гномику в красном колпачке, дальше к гномику в желтом колпачке». В лабиринтах с ориентирами использую не только картинки, но и цифры, и буквы (это важно для подготовки детей к школе).
Упражнения в тетради в клетку помогают совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении; формировать умение находить заданную точку по ориентирам, понимать пространственное расположение: верхняя строчка, нижняя строчка, отступить влево, вправо, вверх, вниз; вырабатывать усидчивость, внимание, формировать элементы учебной деятельности; понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Таким образом, проводимые мною игры и игровые упражнения на микроориентировку помогают детям старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией овладеть навыками самостоятельного ориентирования на микроплоскости, что, в свою очередь, помогает им в школе свободно ориентироваться на поверхности парты, страницах учебника, тетради и в овладении школьными навыками. Эти игры и упражнения могут быть использованы и для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались, и как они пользуются ими в повседневной жизни.
Список литературы:
Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. – Челябинск: АЛИМ, изд. Марии Волковой, 2008г.
Подлколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-4 лет с косоглазием и амблиопией: автореферат диссертации к.п.н. – Москва ,1998г.