Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время (в рамках подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования).

Тема доклада: «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время (в рамках подготовки к переходу на ФГОС основного общего образования).
Подготовила: Кимпель Алевтина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Пензенское МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области.
Российская школа сегодня находится на этапе становления в новом качестве, которого требует современная образовательная ситуация. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди.
В широком значении термин «метапредметный подход» означает умение учиться. В более узком - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Метапредметность должна вести к осмыслению ребенком процесса обучения и познания и ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.
Сегодня никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Ю.В.Громыко: он разделил их на четыре большие группы: «знание», «знак», «проблема» и «задача». На данном этапе мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя русский язык, литературу, историю и ряд других наук. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения.
Еще в прошлом учебном году мы начали осуществлять попытки внедрять в урок и внеклассную деятельность элементы ФГОС, а в сентябре 2013 г. в школе была открыта институциональная экспериментальная площадка по теме «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время». Я являюсь руководителем данной площадки. Была разработана и утверждена школьным экспертным советом программа инновационно-экспериментальной деятельности, рассчитанная на 2 года: с сентября 2013 г. по май 2015 г. И наш главный ожидаемый результат – подготовка учителя и учеников к реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, который будет введен в штатный режим в сентябре 2015 г.
На сегодняшний день наша экспериментальная деятельность находится на практическом этапе. Мы разработали программу эксперимента и план его реализации. Затем продолжили теоретическое изучение вопроса. Несколько заседаний ШМО учителей гуманитарного цикла, руководителем которого также являюсь я, были посвящены изучению темы «Метапредметный подход в образовании» и «Метапредметный подход в теории и практике». Также для учителей школы были проведены теоретические семинары «Традиции и мыследеятельностный подход в обучении» и «Компетентностный подход в образовании». Мы обучали педагогов составлению технологической карты урока и знакомили с критериями оценки урока с позиции компетентностного подхода и ФГОС нового поколения.
А чему же научились наши дети? Наверное, это самый важный показатель нашей профпригодности и профессиональной успешности.
Что касается регулятивных УУД, ученики 5 и 6 класса уже более свободно формулируют цель, ставят учебные задачи, осуществляют самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своих действий.
Значительно легче удается ребятам и освоение познавательных универсальных учебных действий. При работе с текстом они учатся извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать ее, определять основную и второстепенную информацию, формулировать проблему и строить аргументированные высказывания.
Большое подспорье в этой связи для нас – внеурочная деятельность, которая позволила нашим ребятам раскрыться и проявить свои таланты и способности.
Если в прошлом учебном году принимали участие только по русскому языку и литературе, то сейчас многие ребята участвуют во Всероссийских межпредметных конкурсах, таких как: «Россия. Традиции и обычаи» и «Я знаю как».
Таким образом, данная тема актуальна и направлена на достижение положительных эффектов. Д.И.Менделеев утверждал, что «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни, то есть они задают новые возможности для всех учащихся. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Список источников:
1. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.
2. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
“The formation of transdisciplinarity competencies of the students in the lessons of Russian language and literature and in the classroom outclass activities”
Technology.
Metapredicate.
MetaFrame.
The fundamental core.
Competence.
15