Стихотворения для запоминания словарных слов



«Использование стихотворений для изучения и запоминания слов с непроверяемыми безударными гласными для повышения уровня грамотности учащихся начальной школы»

Автор: учитель начальных классов высшей категории
МБОУ лицея № 5 г. Воронежа
Почетный работник общего образования

ШЕСТОПАЛОВА Елена Александровна

Одной из главных задач учителя начальных классов является повышение грамотности учащихся. Особенно большое значение придаётся методам, направленным на то, чтобы помочь ученикам в правописании слов с непроверяемыми безударными гласными.
За годы обучения в начальной школе ребятам приходится заучивать около трехсот слов, правописание которых невозможно проверить. Традиционные приёмы запоминания не всегда приводят к эффективным результатам. Несмотря на многократное написание словарных слов, составление с ними предложений, отгадывание загадок, где ответ словарное слово, процент ошибок в словарных диктантах по-прежнему остаётся высоким.
Многие учителя используют метод зрительно-звуковых ассоциаций: «синяя сирень», «горка гороха», «липкий листок» и т.д. Этот метод применяла и я почти с первых лет работы в начальных классах, но отдача от него получалась не столь результативной, как ожидалось. Даже стихи, построенные по этому принципу, которые я находила в различных пособиях или придумывала сама, не давали должного эффекта. Тогда я обратилась с вопросом к своим ученикам: «В каком случае вам легче запомнить правописание словарного слова?» Обобщив ответы ребят, я попробовала писать стихотворения, руководствуясь следующими принципами:

а) Легче запоминается установка на правописание словарного слова, данная исключительно в стихотворной форме. Стихотворение должно быть коротким (оптимально четверостишьем), с чётким ритмом и прозрачными рифмами. Рассматриваться в одном стихотворении должно только одно словарное слово, в крайнем случае два, сходных по запоминаемой орфограмме («шёл», «шёлк»).

б) Метод зрительно-звуковых ассоциаций должен, по возможности, применяться не в одной строчке или слове, а в нескольких строчках стихотворения, желательно в стоящих рядом словах:
«Папа и Паша пальто покупали...»

в) Особый и, пожалуй, главный эффект даёт то, что в последней или в двух последних строчках стихотворения содержится конкретный совет по правописанию словарного слова:

Рисунки у Риты приятны для глаза.
Рита рисует, иди, посмотри, -
Ирисов синих полную вазу.
В слове «рисунок» пиши букву «и»!

или: В поле пшеница растет, колосится,
Ветер играет в пшеничной волне.
Если ты пишешь слово «пшеница»,
Пиши обязательно гласную «е».

Словно золото блестит зерно,
В слове «урожай» есть буква «о».

Скорей на помощь магу поспеши:
Ты в слове «магазин» две буквы «А» пиши!

г) Содержание четверостишия должно быть ярким, образным, запоминающимся, развивающим воображение ребёнка, расширяющим его кругозор. Это очень важно, если учитывать, какое значение придаётся сейчас интеграции образовательного процесса.
В начальной школе изучение таких предметов как «Литературное чтение», «Русский язык» и «Окружающий мир» позволяет проводить интегрированные уроки. И здесь хорошие результаты даёт использование составленных по вышеизложенным принципам коротких стихотворений.
Так, например, на уроках по предмету «Окружающий мир» будут очень уместными такие стихотворения:

Больше на болото мы точно не пойдём,
Мы за сотню метров болото обойдём.
Топкое болото, опасное оно.
Не хочешь в нём увязнуть?
Пиши три буквы «о»!

Вот на востоке солнце всходит.
Восток для солнышка окно.
Как слово пишется «восток»?
Конечно, в нём две буквы «о»!

Ярко рябины кисти горят,
Ярче, чем ясная в небе заря.
Рябь золотая в глазах от рябины,
В слове «рябина» пиши букву «я»!

Ученики на уроке получают сведения естественнонаучного характера в запоминающейся стихотворной форме, а заодно заучивают правописание словарных слов.
д) По возможности, стихотворения для запоминания словарных слов должны нести воспитательную нагрузку. При его заучивании ученик как бы исподволь воспринимает идеи нравственного развития личности:

Маме я верный помощник давно:
Мою на кухне посуду.
В слове «посуда» гласную «о»
Я написать не забуду.

Рано дежурный в школу придёт,
Цветы аккуратно в классе польёт,
Губку намочит в чистой воде.
В слове «дежурны
·й» пиши букву «е»!

Я в школе лениться, друзья, не привык,
Учу я прилежно русский язык.
И на уроках сижу я не зря.
В слове «язык» напишу букву «я»!

Стихотворений, построенных с учётом всех вышеназванных принципов (краткость и ритмичность, зрительно-слуховые ассоциации, зарифмованный совет по правописанию словарного слова, познавательность, воспитательный момент) я написала для запоминания около 300 словарных слов, изучаемых на уроках русского языка в начальных классах.
Эти короткие стихотворения я составляю уже на протяжении шести лет и могу отметить, что их применение на уроках существенно повышает уровень усвоения учениками правописания словарных слов. Дети легко запоминают четверостишия, быстро восстанавливают их в памяти спустя длительный срок. Особо хочу отметить, что во время словарных и обычных орфографических диктантов, ученики практически не делают ошибок в тех словах, к которым написаны и разучены стихотворения.
Зрительно-слуховые ассоциации также способствуют запоминанию особенностей правописания. Следует подчеркнуть, что, по моим наблюдениям, ученики абсолютно точно понимают, что слова, где повторяются в качестве ударных слоги, правописание которых нужно запомнить в словарном слове, не являются для него проверочными. Ребята отмечают, что, например, в четверостишии:

Лопата ловко трудится весь день,
Лопате плотный снег сгребать не лень.
Чтоб от усердия не лопнула лопата,
Мы букву «о» подарим ей, ребята! -

слова «ловко», «плотный», «лопнула» не могут являться однокоренными, а следовательно, и проверочными к слову «лопата». Ученики называют такие слова «подсказками для уха», отмечают, что, выделяя на слух один и тот же слог, не забывают писать именно этот слог в словарном слове.
При изучении словарного слова я использую следующие формы работы с четверостишиями:
Четверостишие записывается на доске, ученики переписывают его в тетради, выделяя безударную гласную в словарном слове, а также подчёркивая эту гласную как ударную во всех «вспомогательных» словах стихотворения.
Ученики подбирают однокоренные слова к изучаемому слову. Тем самым ещё раз акцентируется внимание учащихся на том, что «вспомогательные» слова не однокоренные и не проверочные.
Производится выделение орфограмм в словах четверостишия.
Осуществляется подбор антонимов и синонимов к словарному слову.
Ученики составляют собственные словосочетания и предложения со словарным словом.
По желанию ученики составляют собственные двустишия по данному образцу.

С обобщением своего опыта я выступала по месту работу в МБОУ лицее № 5 г. Воронежа на заседаниях кафедры начального образования, на областных педагогических чтениях в ВИРО.
Присутствовавшие на этих мероприятиях учителя начальных классов, а также учителя русского языка и литературы с большим интересом отнеслись к моим инновациям в методике изучения словарных слов, отмечали их важность и эффективность.
В ВИРО с 2007 по 2012 год неоднократно выпускались пособия с моими четверостишиями для запоминания словарных слов.
В июне 2013 года московское издательство «ВАКО» выпустило учебное пособие «Словарная работа. Рабочая тетрадь. 2 класс». (Авторы: Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Шестопалова Е.А.). В этой рабочей тетради помещены мои четверостишия к 85 словарным словам по программе 2 класса. К каждому четверостишию добавлены четыре грамматических задания, способствующих лучшему запоминанию словарного слова. Данное пособие вызвало интерес у учителей, и издательство «ВАКО» в 2014 году выпустило аналогичные рабочие тетради по программам 3 и 4 классов, а также 1 классов. В 2015-2017 годах данные рабочие тетради неоднократно переиздавались.

Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз хочу особо подчеркнуть, что использование на уроках русского языка составленных мною стихотворений для изучения и запоминания около 300 словарных слов по программам 1, 2, 3, и 4 классов действительно значительно повышает уровень грамотности учеников. Процент ошибок в правописании словарных слов снижается.
Надеюсь, что мой метод запоминания словарных слов с помощью специально составленных по определенным правилам четверостиший, а также использование вышеупомянутой рабочей тетради, помогут учителям начальных классов при разработке уроков и принесёт им практическую пользу.













13 PAGE 14415



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315