Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слова, надо запомнить


Тема : «Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слова, надо запомнить»
Цели:
повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения, выделять грамматическую основу предложения;
сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова. Развивать устную речь, память, мышление, любознательность, внимание.
Развивать умение делать собственные выводы, принимать самостоятельные решения.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру; воспитывать взаимовыручку, товарищество, чувство коллектевизма.
Тип урока: актуализация знаний и умений (урок-повторение)
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием орфографического словаря; логические – выполняют логические действия (сравнения, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогии причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функции и ролей совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и методы:
Формы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах
Методы:
по источникам получения знаний: слово учителя, беседа, работа по учебнику, упражнение;
по пути познания: анализ, сопосталение;
по характеру работы: устные и письменные работы.
Здоровья сберегающие технологии:
Физкультурно-оздоровительная (физминутка, динамическая пауза).
Технология социально-психологического благополучия (создание комфортной атмосферы).
Технология музыкального воздействия (музыкальное сопровождение).
Ход урока
1.Орг. момент
1.1 Приветствие
Прозвенел уже звонок,
Начинается рок.
В классе гости, повернитесь,
От души им улыбнитесь.
С добротою посмотрите,
Им приветливо кивните.
- Спасибо, ребята, садитесь.
1.2 Психологический настрой
-Чтобы всё у нас получилось, давайте настроимся на урок.
Желаю успеха большого во всём и везде тебе и мне.
Зарядились позитивной энергией и хорошим настроением, начинаем работать.
Сели ровно, выпрямили спины. Проверили ножки: обе ступни стоят на полу. Тетрадь лежит наискосок. Подготовим руку к письму.
Этот пальчик маленький.
Этот пальчик слабенький.
Этот пальчик длинненький.
Этот пальчик сильненький .Этот пальчик толстячок.
Ну а вместе – кулачок.
Покатали ручку в ладонях
-Записали число, Классная работа.
2. Чистописание
Писать красиво очень важно,
Ведь почерк зеркало души.
Чистописание – прекрасно,
Старайся, буквы выводи.
Их в узоры превратим мы сейчас.
Минутка каллиграфии у нас.
- На первой строке давайте букву «м» спрячем в полуовал, используя безотрывное письмо.
На второй строке запишем соединение буквы «а» и «л». Обратите внимание на нижнее соединение этих букв.
3. Мотивация к учебной деятельности
-Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется (ЗЕМЛЯ)
-Какая орфограмма в этом слове?
Как мы проверяем безударный гласный звук в корне слова?
(Безударный гласный звук Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Изменяя форму слова
Или подбирая однокоренное)Друг за другом ходят гномы:
На одном – кафтан зелёный,
В белый плащ - другой одет,
Третий листья взял в букет,
А четвёртый с солнцем дружит,
Ходит с зонтиком по лужам.
Водят за собой погоду,
Каждый гном тот время (ГОДА)
- Сегодня у нас в гостях 4 гнома, но эти гномы забыли, какими временами года они повелевают. Поможем им?
4.Актуализация знаний. Словарная работа.
-Первый гном приготовил для вас загадку.
Красная ягода всех привлекает,
Вкусом и пользой своей покоряет.
Летом в саду собирает Алина
Нежное лакомство, чудо (Малина)
-Когда поспевает эта ягода? (летом) Какие ещё ягоды поспевают летом? Кто догадался, каким временем года повелевает первый гном?
(ЛЕТОМ)
-Сколько слогов в этом слове? Что помогло определить количество слогов?
-Какой слог ударный?
-Можно ли подобрать проверочное слово для безударного звука в корне слова?
- Где мы можем посмотреть правильное написание этого слова?
-Давайте найдём слово «малина» в орфографическом словаре.
Какая безударная гласная в корне слова выделена? А как вы думаете, почему она выделена?
Запишем это слово.
-Ребята, а вам интересно узнать как появилось это слова? В этом нам поможет наш учебник и его страничка для любознательных. Открываем учебник на с. 106. (чтение учеником происхождения слова малина)
-Какие однокоренные слова вы встретили в тексте. Малинник – это место, где растёт малина. А ещё есть птичка малиновка. Птица относительно длинноногая. Обитает, как правило, на земле, в кустах, густом подросте, передвигается прыжками. Людей почти не боится, и если человек не двигается, может вплотную к нему подлететь и с любопытством разглядывать. Малиновка является перелётной птицей, но возвращается в северные края одной из первых. Запишем однокоренные слова.
Выделите корень. Что такое корень слова? Составьте предложение с этим словом. Выделите грамматическую основу предложения.
5.Сообщение темы урока Сегодня на уроке мы будем работать со словарными словами. А тема нашего урока: «Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить»
ФизминуткаЗа малиной в лес пойдём, в лес пойдём,
Спелых ягод наберём, наберём.
Солнышко высоко, а в лесу тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
6. Закрепление знаний и способов действий
Пришло время помочь второму гному. Возьмите листочки на ваших партах. Прочтите задание.
КАРТОЧКА.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите лишнее слово.
С..хар , к..пуста, ..гурец, п..мидор, м..рковь, к..ртофель.
-Приступайте к самостоятельному выполнению работы.
Поменяйтесь тетрадями. Выполним взаимопроверку.
Фронтальная проверка.
-С места комментирует… Можно ли подобрать проверочное слово? (нет) --Почему (написание безударной гласной нужно запомнить)….
Какая орфограмма объединяет эти слова……..
Какое слово лишнее и почему?
Что объединяет остальные слова?
Когда собирают урожай овощей?
Значит, каким временем года повелевает второй гном?
-Теперь третий гном просит помощи. Вернёмся к нашему учебнику на с.107 упр.169
Прочитаем предложения и объясним, кода так говорят:
Язык заплетается - невнятно говорит.
Бежать во все лопатки - бежать очень быстро.
Воробью по колено – когда очень мелко.
Вставать с первыми петухами – очень рано.
Трещит как сорока – говорить очень быстро и громко.
Считать ворон – быть невнимательным, отвлекаться.
Не бросай слов на ветер – не говорить того, что не сможешь сделать.
Медведь на ухо наступил – когда у человека нет слуха.
- Ребята вам знакомы эти фразы? Кто помнит, как называются такие высказывания. ( Фразеологизмы.)
ФизминуткаДесять пальчиков равно встали.
Десять пальчиков окно открывали.
Десять пальчиков целый день подметали.
Десять пальчиков целый день танцевали.
А потом быстро прятались.
Глазкам нужно отдохнуть,
Нужно глубоко вдохнуть.
Глаза по кругу побегут,
Много-много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки всё.

-Давайте запишем только те предложения в которых говорится о птицах, а также на найдём и подчеркнём в них словарные слова.
(Записывают и находят словарные слова.)
-Ребята, воробей, петух, сорока и ворона, на какие две группы мы можем разделить этих птиц. (Домашние и дикие) Гномик говорит, что эти дикие птицы ( креплю птиц ) его друзья. Как вы думаете почему и каким временем года повелевает третий гном.
7.Домашнее задание
- Четвёртому гному вам придётся помочь дома. Я думаю, вы уже догадались, что четвёртый гном повелевает…(ВЕСНОЙ). Но он все равно просит выполнить небольшое задание дома. Найдите в орфографическом словаре название весеннего месяца , запишите его, составьте с ним предложение и выделите грамматическую основу.
8.Рефлексия
-Что нового узнали?
-Что понравилось?
-Ребята вы хорошо работали и помогли гномикам .Они дарят вам своё сердечко. Если вам понравился урок – покажите мне его, если нет спрячьте его в тетрадь.
Берегите, ребята, природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надёжный наш друг.
Урок окончен.
Разработка урока по русскому языку
для 2 класса на тему:
«Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слова, надо запомнить»
Подготовила учитель начальных классовГУ « ЛШ №26 »
Сапенко И.Е
Луганск 2016