Родительское собрание по теме: «Толерантные методы взаимодействия родителей с детьми»

Родительское собрание студентов 1 курса группы МЛ-13/10
по профессии «Машинист локомотива» 09.11.2013г
Толерантные методы взаимодействия родителей с детьми.
Терпением,
мы можем добиться больше,
чем силой
Э.Берн.
Недавние исследования подтверждают, что оптимальная забота характеризуется между студентами и родителями. Такой тип заботы ускоряет психический рост и сводит к минимуму проблемы в поведении.
Оптимальное воспитание зависит также от того, насколько родители и дети подходят друг другу, то есть насколько похож их темперамент. Например, у медлительного ребенка возникнет больше проблем с нетерпеливыми родителями, чем со спокойными.
Важная составляющая хорошей заботы о ребенке отзывчивость родителей (чувствительность к ощущениям ребенка, к его потребностям, ритмам и сигналам).
Влияние отцов.
Фактически, отцы вносят уникальный вклад, который отличается от вклада матерей. Исследования влияния отцов (суммы всех влияний, которые оказывает отец на ребенка) показывают, что отцы обычно ведут себя с ребенком как товарищи особенно в игре.
Во многих домах отцы проводят в 4-5 раз больше времени, в игре с ребенком, чем, ухаживая и заботясь о нём. Правда, при этом отцы больше заботятся о воспитании ребенка, в отличие от матерей, которые наиболее значительную часть своего времени тратят, когда кормят, одевают, ухаживают, делают замечания ребенку, наставляют его и заботятся о нем.
Может показаться, что роль отца как товарища по играм делает его менее значительным. Это не так. С самого рождения отцы уделяют больше визуального внимания детям, чем матери. Отцы сильнее воздействуют на осязание, они больше физически возбуждают ребенка (участвуют в играх - потасовках) и чаще занимаются необычными играми (например, подражают ребенку).
В отличие от отцов матери больше говорят с детьми, чаще играют в обычные игры и, как уже отмечалось, больше времени тратят на обыкновенную заботу.
К тому времени, когда дети достигают дошкольного возраста, тот ребенок, который проводит много времени в играх с отцом, становится более способным к обучению.
В целом, отцы могут быть страстными, чувствительными и отзывчивыми, как матери. Несмотря на это, у детей складываются совершенно различные представления о мужчинах и женщинах. Женщины, предлагающие комфорт, заботу и вербальную стимуляцию, как правило, находятся рядом. Мужчины приходят и уходят, а когда они рядом, то всегда действуют, исследуют что-либо и в общении с ними есть элемент риска.
Неудивительно, что стиль заботы и воспитания отцов и матерей оказывает большое влияние на формирование гендерной роли в подростковом возрасте.
По мере того как дети созревают и становятся более независимыми, родители должны искать способы контроля поведения ребенка.
Подобные попытки могут оказывать самый различный эффект, о чем говорится в следующих разделах.
Стили родительского воспитания
Воспитание есть –
усвоение хороших привычек
Платон.
Психолог Дайана Баумринд (1991) исследовала три основных стиля родительского воспитания. Согласно Баумринд, каждый из этих стилей оказывает различное влияние на поведение ребенка.
Толерантность – понимается как терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие, понимание.
Авторитарные родители устанавливают жесткие принципы воспитания и требуют строгого подчинения своей власти. Обычно они смотрят на детей как на тех, кто имеет мало прав, но в то же время все обязанности взрослых людей. Ребенку остается ни о чем не беспокоиться и принимать безоговорочно то, что родители считают правильным или неправильным («Сделай это потому, что я так тебе говорю»).
Дети авторитарных родителей обычно послушны и сдержанны. Но они также проявляют склонность к эмоциональной негибкости, замкнутости, тревожности, у них отсутствует любознательность.
В ходе исследования, проводившегося в течение 22 лет, было обнаружено, что дети, чьи родители были склонными к критике, строгими и авторитарными, часто становились эгоцентричными в зрелом возрасте. Среди них также отмечался более высокий процент насилия и злоупотребления наркотиками.
Чрезмерно разрешающие родители недостаточно воспитывают своих детей, предоставляют им слишком много свободы, не требуют от детей ответственности за свои поступки. Обычно дети имеют права как у взрослых, но мало обязанностей. Ребенку не навязываются никакие нормы поведения, и он или она поступают по-своему («Делай все, что хочешь»). У слишком много разрешающих родителей вырастают зависимые, недостаточно развитые для своего возраста дети, которые часто дурно себя ведут. Такие дети не имеют цели в жизни и могут «впадать в неистовство». Первые два стиля можно отнести к интолерантным способам взаимосвязи с детьми.
Баумринд описывает авторитетных родителей как тех, кто придерживается твердых и последовательных форм воспитания в сочетании с любовью и привязанностью. Такие родители сопоставляют свои собственные права с правами своих детей. Они контролируют поведение детей, но в заботливой, чуткой и невластной манере («Сделай это по следующей причине»).
Родители, эффективно воспитывающие своих детей, тверды и последовательны, не проявляют грубости или суровости. Вообще они поощряют детей поступать ответственно, обдуманно и принимать правильные решения. Такой стиль целенаправленного родительского руководства воспитывает в подростках нравственные, толерантные качества личности.
Воспитание толерантности это не столько усвоение самих понятий «толерантность», «толерантная личность», отражающих суть индивидуальности, «инаковости», отличия от других, сколько формирование, развитие и совершенствование толерантных качеств личности:
эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытости;
самопринятия как толерантного отношения к самому себе, способности к самопознанию и развитию чувства собственного достоинства;
принятия других, готовности и способности вступать во взаимодействие с ними на основе проявления коммуникативной толерантности.
В воспитательном процессе приоритетным является не уяснение или запоминание готовых нравственных образцов, а выявление неоднозначных ситуаций, создание условий для осознания их человеком с разных уровней, позиций, сторон, обеспечение самостоятельного нахождения вариантов разрешение трудностей, анализ каждого выбора с позиции толерантности, принятие решения и практическая реализация.
Если родители хотят воспитать самостоятельных, независимо мыслящих детей, то им нужно избегать жёстких, запретительных подавляющих воспитательных действий, основанных на контроле поведения и чувств, нивелировании индивидуальности.
Эффекты детской дисциплины
В случаях, когда родителям не удается обеспечить дисциплину (руководство, касающееся приемлемого поведения), дети становятся антисоциальными, агрессивными и неуверенными в себе. Эффективная дисциплина базируется на справедливости, но и на любви, основана на авторитете, но и на чуткости. Она помогает ребенку социализироваться, не разрушая связей любви и доверия между родителями и ребенком.
Типы дисциплины. Родители, как правило, пытаются привить дисциплину своему ребенку одним из трех способов:
убеждение с помощью силы,
отлучение от родительской любви,
управление поведением ребенка.
Убеждение с помощью силы использует физическое наказание или демонстрацию силы, с помощью которой родители могут лишить ребенка привилегий. В качестве альтернативы некоторые родители применяют такой способ, как отлучение от любви (когда сдерживают какие-либо проявления любви и привязанности), отказываясь разговаривать с ребенком, угрожая уйти от него, отвергая его или действуя иными способами, например, поступая так, как если бы подросток на какое-то время стал недостойным родительской любви.
Методы управления поведением сочетают в себе похвалы, одобрение, признание, власть, убеждение и т. п. для того, чтобы поощрять хорошее поведение. Каждый из таких подходов может успешно контролировать подростковое поведение, но побочные эффекты применения этих подходов сильно отличаются друг от друга.
В чем заключаются эти побочные эффекты?
Методы, ориентированные на применение силы, особенно использование жестоких или суровых способов физического наказания, связаны со страхом, ненавистью и отсутствием искренности и теплоты. Ребёнок, которого подвергают суровым наказаниям, склонен проявлять дерзость и агрессивность.
Печально, но факт, что убеждение с помощью силы остается самым часто применяемым на практике методом привития ребенку дисциплины.
Отлучение от родительской любви способствует развитию у ребенка самодисциплины. Мы можем сказать, что такие дети становятся чрезвычайно совестливыми. Часто их характеризуют как «примерных» или на редкость «правильных». Но в качестве побочного эффекта данного подхода можно указать на то, что такие подростки часто бывают тревожными, неуверенными и зависимыми от мнения взрослых.
Методы управления поведением также имеют свои ограничения. Самое важное заключается в необходимости тщательным образом приспосабливать эти методы к конкретному ребёнку.
Несмотря на это ограничение, методы управления поведением имеют большое преимущество в другой области.
Психологами установлена прямая связь между тем, каким образом родители приучают ребенка к дисциплине, самооценки ребёнка.
Самооценка. Понятие самооценки имеет отношение к восприятию самого себя как стоящего человека. Высокая самооценка очень важна для душевного здоровья человека. Люди с заниженной самооценкой придают себе маленькое значение в сравнении с другими.
Подростки с высокой самооценкой, как правило, пользуются большей популярностью, более склонны к сотрудничеству и лучше учатся. Подростки с низкой самооценкой ведут себя более отчужденно и часто имеют успеваемость ниже средней.
Самооценка личности имеет тенденцию распространяться на оценку собственной внешности. «Рост человека, его вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способы стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности» Р. Бернс.
Особенно тесной и определяющей связь внешних данных и ценности личности становится в подростковом возрасте. В этот период родители должны быть особенно деликатны и сенситивны (чувствительны) в отношении своих оценок.
У девочек в подростковом возрасте сильно меняется фигура. Понятно, что такие изменения не могут остаться вне поля зрения сверстников. Для застенчивых девочек любое внимание к их женским частям тела вызывает невыносимое чувство стыда. Девочка становится затворницей и стесняется встречаться, встретится с тем, кто ей симпатичен. Покрутившись перед зеркалом, девочка – подросток выносит себе приговор: уродина. То же самое происходит и с мальчика.
Трудно поверить, что подростковая угревая сыпь может стать поводом отказа от учебы. Но, тем не менее, это так. Мальчик, отставший в росте за лето от акселератов, которым он теперь «в пупок дышит», начинает испытывать комплексы и тоже не хочет появляться на глаза одноклассников.
Подростки могут быть циничны и встречают чаще по одежке. Правильно подобранный костюм позволит вашему ребенку стать своим среди учеников, наладить отношения с учителями.
Учителя тоже люди и находятся во власти стереотипов. Часто один только эпатирующий вид подростка сообщает учителю, что перед ним двоечник, разгильдяй.
Постарайтесь не навязывать ребенку своих предпочтений в одежде, а сделайте так, чтобы желательный образ стал привлекательным для него самого.

Какое влияние дисциплина оказывает на самооценку?
Низкая самооценка связана с применением физического наказания или отказом в любви и привязанности к ребенку. В противоположность этому высокая самооценка была отнесена к результатам применения методов управления поведением, которые придают особое значение четкой и последовательной дисциплине в сочетании с большой родительской заботой и вниманием по отношению к ребенку.
Таким образом, лучше всего для родителей постараться свести к минимуму физические наказания и избегать ненужных отказов в родительской любви и привязанности. Подростки, которые ощущают эмоциональную поддержку со стороны своих родителей, проявляют высокую самооценку.

Ключевые концепции (выводы):
Важная составляющая хорошей работы о ребенке – отзывчивость родителей.
Оптимальная забота о ребенке отражает и удачное соответствие между темпераментами родителей и ребенка.
Стили воспитания, используемые матерями и отцами, как правило, отличаются друг от друга, однако оба стиля вносят свой вклад в развитие ребёнка.
Личностные установки и принципы толерантного родителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, энпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации подростков.




Памятка родителям:
Относитесь с серьезностью и пониманием к беспокойству ребенка по поводу своей внешности, даже если вам эти проблемы кажутся надуманными.
Не забывайте восхищаться своим ребенком. Папины комплименты в адрес дочери, мамин восторг по поводу внешности сына – основа уверенности в себе наших детей и надежная защита от унизительных попыток во взрослой жизни искать опору самоуважению в глазах других людей.
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
Не забывайте слова И.В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».













Термины
Толерантность – понимается как терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие, понимание.
Адаптация – (от латинского слова приспособляю) – постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Влияние матери - сочетание всех психологических воздействий, которые матери оказывают на своих детей.
Стиль воспитания - идентифицируемые паттерны родительской заботы и взаимодействия с детьми.
Проективное материнское участие - чувствительная забота, в которой мать активно взаимодействует со своим ребенком и наставляет его.
Преимущество соответствия - степень соответствия темперамента родителей и детей.
Авторитарные родители - родители, которые устанавливают жесткие принципы воспитания и требуют строгого подчинения своей власти.
Чрезмерно разрешающие родители - родители, которые недостаточно воспитывают своих детей, предоставляют им слишком много свободы и не требуют от детей ответственности за свои поступки.
Авторитетные родители - родители, которые придерживаются твердых и последовательных форм воспитания в сочетании с любовью и привязанностью.
Дисциплина - основы руководящих указаний в отношении приемлемого поведения.
Последовательность - утверждение твердых правил поведения в отношении детской дисциплины. Убеждение с помощью силы - применение физического наказания или принуждение к тому, чтобы заставить ребенка подчиняться дисциплине.
Отлучение от родительской любви - сдерживание проявлений любви и привязанности для того, чтобы заставить ребенка подчиняться дисциплине.
Методы управления поведением - сочетание похвалы, одобрения, признания, власти и убеждения для того, чтобы приучить ребенка к дисциплине.
Самооценка - восприятие самого себя как стоящего человека; положительная оценка собственной личности.
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального обучения Иркутский техникум транспорта и строительства




Родительское собрание по теме:
«Толерантные методы взаимодействия родителей с детьми»








Мастер п/о
Гордина Лилия Николаевна










2013
15