Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе


Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе.
Каждый творческий учитель стремится к накоплению собственного теоретического и практического багажа , придумывает свои оригинальные решения . Растет методическая копилка , увеличивается опыт работы , и постепенно количество переходит в качество . Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.
Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву. Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.
Например, по слову из блоков , получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:
написать буквы этого слова в алфавитном порядке,
выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,
Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.
выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)
дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),
используя буквы слова, составить другие слова
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с словом.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Группы словарных слов
1 класс
№ Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Гости Девочка, коньки, Москва, Россия,
посуда, морковь Буква о
2 Маша Пальто,карандаш,тарелка,
арбуз,капустаБуква а
3 Мячик Воробей,ворона,сорока,
собака Буква о
2 класс
Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Раб Работа, рабочий, народ, завод, сапоги, машина Буква а
2 Лес Деревня береза,медведь,
ветер,здравствуйтеБуква е
3 Оля Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай Буква о
4 Учеба Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик Буква е
5 Конь Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошоБуква о
6 Сказка Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык Буква а
7 Два Русский,субботаУдвоенные
согласные
3 класс
№ Опорное слово Словарные слова Опасное место
1 Отдых Трактор, восток, хорошо, дорога,потом, горох, осина,
яблоко, погода, кровать Буква о
2 Дача Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малинаБуква а
3 Поездка Метро, север, лагерь, четверг, песок,пшеница,земляника,
четверг,герой,вместеБуква е
4 Пир Рисунок ,сирень,ужин,улица,приветливоБуква а
5 Спор Однажды,отец,спор,овощи,
огурец,обед,морковь.орех,
помидор,молоток,топор,вокругБуква о
6 Сюрприз Коллектив,коллекция,лестница,
чувство,праздник,желтый,
черный,
трамвай,месяцНепроизносимые
удвоенные согласные;
Гласные после
шипящих
4 класс
№ Опорное
слово Словарные слова Опасное
место
1 Горе Костер,гореть,командир,
оборона,богатство,околоБуква о
2 Свет Вчера,адрес,правительство,
путешествие,
впереди,везде,издалекаБуква а
3 Море Корабль,свобода,горизонт,
потом,портретБуква о
4 Электрик Теперь,восемь,железо,
электричество,телефон,
желать ,сверкать,беседаБуква е
5 Змей
Горыныч Справа,налево,слева,направо,вперед,назад,
вверх Правописание наречий
6 Обруч Агроном,автомобиль,шофер,
хозяйство,
километр,электростанция,
хлебороб,комбайн,
электровоз,самолет,
космонавт Буква о
7 Удача Багаж,вагон,газета,завтра,
салют,календарьБуква а
8 Речь Сегодня,инженер,
председатель,двенадцать,
шестнадцать,семена,
интересный,прекрасный,
сейчас Буква е
9 Книга Библиотека,билет,экскурсия,
директор Буква и
10 О –го-го Медленно,пассажир,Россия,
шоссе,расстояние,
одиннадцать,аккуратно,аллея,килограмм,
металл Двойные согласные