Разработка классного часа на тему Толерантные отношения поколений.




























Тема классного часа: Толерантные отношения поколений.

Цель: познакомить учащихся с понятием «интолерантность и толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.
Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну.
Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.
Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой.
И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.
Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.
- Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?
- Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение?
(Терпения, любви).
- Давайте обратим внимание на высказывания, которые написаны на доске.
1. «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают.
Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». (надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).
2. «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко).
«Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).
Определите, представители каких возрастных групп могут они принадлежать?
Прослушав сказку и прочитав высказывания, вы, конечно же, сразу определите о терпимости между кем мы будем говорить?
(+ об отношениях между отцами и детьми, об отношениях между поколениями).
Для того, чтобы наш разговор был предметным и конкретным, мы введём в нашу речь два новых термина интолерантность и толерантность.

Существует два пути характеризующие личность человека - Интолерантный путь и Толерантный путь.

Термин «интолерантность» обозначает:
 - (лат. intolerans) - Невыносливость, непереносимость, нетерпимость).
- (русский) – не способность терпеть что-то или кого-то, несклонность к компромиссу; агрессивность, деструктивность. быть не выдержанным, выносливым.

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими». Людям с интолерантным представлением присущи следующие черты в характере.

нетерпимость к чужим мнениям, непонимание игнорирование прав других
верованиям, поведению |
\ /
эгоизм - ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ - немотивированная агрессивность
раздражительность
| | |
непринятие другого таким, равнодушие, выражение пренебрежения
какой он есть цинизм


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии и ему присущи следующие черты в характере.


терпимость к чужим мнениям, прощение уважение прав других
верованиям, поведению |
\ /
сострадание - ТОЛЕРАНТНОСТЬ - сотрудничество, дух
партнёрства
| | |
принятие другого таким, милосердие уважение человеческого
какой он есть достоинства

Термин «толерантность» в разных языках определяется по-разному:
Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
Tolerancе (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerancе (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным.
Tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Сегодня мы постараемся выяснить, что нужно для того, чтобы противоречий и разобщённости между людьми разных поколений было меньше, разобравшись при этом в особенностях каждого человеческого возраста.
Проще всего понять другого, поставив себя на его место. Вам предстоит перевоплотиться в тех людей, портреты которых находятся сейчас на доске.
Что их объединяет, для того, чтобы это понять, вам необходимо продолжить предложение.
В прошлом (что было?).
В настоящем (что происходит?).
В будущем (что произойдёт?)..
(Их объединяет любовь, знание, уважение, ответственность, терпимость.)
У каждого свой путь, он похож и вместе с тем своеобразен.
Ребёнок – юноша – взрослый – старик.
- Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями?
(потому что старшие всегда забывают о том, что были детьми).
- Из-за чего может возникнуть конфликтная ситуация?
Из-за:
учёбы
друзей
вредных привычек
праздности
денег
домашних дел
отношения в семье
Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
Давайте разберём несколько ситуаций.
Разыгрывается учащимися сцена. (мама, папа, ребёнок).
Ситуация № 1.
Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.
М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.
П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.
М. – Ну ты мог бы сам запретить.
П. – Ты же занимаешься ребёнком.
М. – Уже 11, а её всё нет.
П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.
М. – Уже 11.30 почему то трубку не берёт.
П.- Ещё полчаса и пойду искать.
Появляется Олеся.
Крики, плач, непонимание
- Это любовь?
Вопрос классу
- Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение
Ситуация № 2
Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.
Почему?
Потому что раздражены тем, что их потревожили.
Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?
Давайте предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Учитель подводит вывод.
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты?
(Любовь, конечно любовь и терпимость).
Звучит стихотворение «Молитва».

Один из подготовленных чтецов читает китайскую притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,
и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности.
Листочки приклеиваются на дерево.
Примерные надписи:
Надо всех любить и уважать.
Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
Понимать друг друга.
Научиться прощать.
Защищать друг друга, членов своей семьи.
Быть терпимыми.
Уважать пожилых людей.
Уметь слышать и слушать.
Уметь дать совет, выслушать совет другого.
Прислушиваться к мнению старших.
Не повышать голос друг на друга.
Быть милосердными.
Сострадать всем.
Принимать людей такими, какими они есть.
Быть толерантным.
Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Уважать права другого человека.
Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тема классного часа:«ТОЛЕРАНТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ»