Выступление на педсовете Развитие креативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы






Подготовила и выступила Арипова Е. А.
В глубине человека заложена творческая
Сила, которая способна создать то, что
должно быть, которая не даст нам покоя
и отдыха, пока мы не выразим это вне себя
тем или иным способом.
И. В. Гёте
Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию считаются атрибутами одаренности и таланта.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять действительность так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя.
Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие по лексике », урок - КВН, викторины по творчеству или произведению того или иного писателя, причём вопросы зачастую друг другу придумывают сами дети. Традиционно пользуются успехом «Дебаты» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, приёмы и методы развития критического мышления: «мемуарное письмо», синквейн, часто используется мной «биопоэма», которую учащиеся пишут на литературного героя. Уроки- путешествия, уроки - экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность, развитие творческого воображения. В 5 классе после изучения сказок мной традиционно проводится конкурс сказочников. Согласно его условиям, участник должен являться автором сказки и выпустить брошюру со своим творением (демонстрируются книжки-сказки). В 6 классе во время «погружения» в греческую мифологию, ребята после прочтения мифов смотрят видеофильм по произведению с целью определения точности или искажения последовательности изображения событий. Это развивает внимательность и даёт возможность « путешествовать во времени», развивая воображение ( «Троя», «Путешествия Одиссея», «Подвиги Геракла») Также в качестве домашнего задания ребята выполняют рисунки древнегреческих богов, своё представление о происхождении мира, родословное дерево богов, древнерусских князей (демонстрируются рисунки, генеологические древа, собранные в папку «Творческие работы учащихся»В старших классах – «Есенин», «Отцы и дети», «Тихий Дон», «Судьба человека» и др. ( показываются творческие работы по Есенину – есенинская цветопись)
При изучении басен, учащиеся иллюстрируют своё чтение наизусть рисунком ( демонстрируются ученические «репродукции» к басням)
Мной разработан сборник тематических тестовых заданий по русскому языку для 5 – 9 классов, брошюры творческих работ Досовой Карлыгаш и Ариповой Айгерим, Большая книга творчества, ежегодно пополняемая «творениями учащихся разных возрастных категорий и произведений жанров (показываются названные сборники) Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели, конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Ролло Мэй сказал: « Мы не властны над озарением. Мы не можем подчинить себе творчество. Но мы можем войти в творческое состояние увлечённости и одержимости. Чем больше человек отдаёт себя встрече с неизведанным, тем более глубинные силы пробуждаются в нём». Заставить детей быть творческими невозможно. Нужно лишь пробудить желание хотеть чего-то нового – и процесс творения незамедлительно пойдёт.Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога. Самая высокая награда для учителя- признательность детей. Две мои ученицы, натуры творческие, о чьих сборниках выше было упомянуто, ныне – студентки филологического и библиотечного факультетов г. Кокшетау и Алматы. Это результат поиска нового, интересного и ещё неизведанного, ибо творческая натура хочет всё видеть, исследовать, познавать, совершенствовать и выходить за пределы того, что уже известно. Сейчас для моих девочек открыто широкое поле деятельности, ведь я, как и они, работаем и учимся не ради славы, признания, сколько во имя интересной идеи.