Обобщение опыта работы Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Слайд 1 Моя педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. В своем выступлении на прошлом заседании я говорила о том, что многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужна догадка, умение самостоятельно думать.
Поэтому, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: Слайд 2 развивать у всех обучающихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем.
Задачу  развития   творческих   способностей  обучающихся  на   уроках  русского языка и литературы  я решаю с помощью использования приемов технологии Слайд 3 « Развитие  критического мышления через чтение и письмо».
Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технология, которую я начала практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами.
Слайд 4 Цель нашей сегодняшней работы на заседании МО
-знакомство с приемами технологии развития критического мышления;
- приобретение практического опыта использования некоторых приемов;
Слайд 5 Задачи :
создать условия для профессионального общения;
познакомить с опытом работы в ТРКМЧП
В технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.
Что вам известно об этой технологии, какие идеи возникают у вас в связи с этим термином?
Слайд 6 На слайде и у на столах находится графическое изображение солнца - в центре ТРКМЧП, а лучи – все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином. Запишите ваши идеи и ассоциации.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Мы с вами использовали один из самых наглядных приемов технологии РКМЧП – построение кластера.
Данная технология была разработана американскими учеными и преподавателями. В России она появилась в 1997 году.
Она может быть использована в различных предметных областях (история, обществознание, иностранный язык, география, экология).
Детей не легко мотивировать. И мне приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ученика? Слайд 7 Технология РКМЧП с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов позволяет мне не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов: Слайд 8
формирование нового стиля мышления (открытость, осознанность);
развитие базовых качеств личности (коммуникативность, самостоятельность, ответственность);
формирование культуры чтения и письма;
умения задавать вопросы,
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
Слайд 9 Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное и социальное. Поэтому на моих уроках обучающиеся работают самостоятельно, в конце каждого урока мы делаем обобщение по изученной теме. Так как мышление может быть проблемными оценочным, ставим проблему, даем оценку происходящему.
Критическое мышление это мышление социальное, и в этом плане мы рассматриваем социальные вопросы современности.
На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Планируя работу с текстом, я учу: Слайд 10
ориентироваться в источниках информации
сортировать информацию с точки зрения ее важности
критически оценивать новые знания
делать выводы
Слайд 11 Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание" и развивать любознательность.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Слайд 12
Первая фаза  вызова. Обучающийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
Вторая фаза реализации смысла является активное получение информации: «Хочу знать»
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации.
Если посмотреть на три описанные стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они вроде бы не представляют исключительной новизны. Элементы новизны,
· содержатся в методических приемах, их достаточно много, более трехсот. Я считаю, что брать очень много приемов не нужно.
Работая в этой технологии, я следую определенным правилам, при которых учитель должен: слайд 13
-творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;
- говорить часто «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз;
- приучать не бояться ошибок, ошибиться может любой;
не сравнивать ученика с кем-либо, сравнивать его только с его успехами, продвижениями в развитии.
Хочу остановиться на тех приемах, которые я использую на своих уроках, работая с текстами.
Первый прием это составление ассоциативных цепочек Стадия вызовы интереса
Пример: урок литературы в 9 классе тема «Неизвестный Грибоедов».
Слайд 14
А загадка начинается со слова – неизвестный. В биографии Грибоедова много загадок и пробелов. Нам неизвестные страницы биографии – год рождения 1790-1795, неизвестные произведения, известно, что два вальса написал Грибоедов, но названия им не дал.
Второй прием Стадия реализации смысла это Слайд 15.
- прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям;
- прогнозирование времени написания произведения и этапа биографии писателя или поэта;
- прогнозирование по портрету.
Слайд 16 всмотритесь в портреты. Найдите среди них изображение Грибоедова. На всех портретах изображен А. С.? Эти портреты создавались в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них? Вот так художники по- разному видели этого человека.
Образ, загадочный для его современников и, по существу, оставшийся неразгаданным до конца и по сей день.
Предлагаю поработать с текстом №1, используя следующий прием
Слайд 17 «Чтение с пометками INSERT» Такой прием позволяет разделить информацию на известную, новую, интересную и непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, +Я это знал ! новое для меня - не знаю ? Интересно Непонятно Нужно разобраться, а после прочтения текста заполнить таблицу. (Давайте попробуем). (Можно предположить. Что у вас ? больше, чем +)
Следующий прием – это составление кластера. Слайд 18 - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Перед вами текст №2. В нем рассказано о писательской судьбе человека, который остался в истории автором одной книги, «Горе от ума». Вам предстоит ответить так ли это? Построим кластер-фишбоун (рыбная кость), опираясь на вопросы: слайд 19
Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма – хвост
Еще один прием, который хочу показать называется синквейн Слайд 20
При его написании существуют определенные правила:
1 строка – одно слово, существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь
2 строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного предмета или объекта
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка – одно слово – ассоциация, характеризующее суть предмета или объекта

Составим вместе синквейн материалы перед вами
Что вы думаете о данной технологии Слайд 21
Технология РКМЧП
Какая?
Нестандартная, наглядная
Что делает?
Развивает, систематизирует, стимулирует

Читая, размышляй и записывай

Мышление
Подведем итоги: Слайд 22 Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»: Я готова применять  приемы технологии развития критического мышления на своих уроках
   
   
да
нет











- Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и   «против»    - обменяйтесь мнениями со своими коллегами;
Слайд 22 источники