План-конспект урока по обучению грамоте Письмо заглавной буквы П

Тема. Письмо заглавной буквы П .
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: Научиться писать заглавную букву «П».
Задачи:
Создание комфортных условий для формирования навыка письма.
организация самостоятельной деятельности;
формирование умения анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавной букве П;
поддержание благоприятной, доброжелательной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:
Предметные
Ученик научится писать заглавную букву П; слоги, слова и предложения с буквами П, п;
Метапредметрые
Ученик получит возможность:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать написание букв в соответствии с эталоном;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в прописи;
- узнать об образовании полных и сокращенных имён людей
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
3. Личностные
- проявлять интерес к новому;
- сохранять мотивацию к учебе.
Оборудование:
- информационный ресурс «Электронное пособие к урокам Обучение грамоте»
- прописи В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой 3 часть;
- использование доски, компьютера, проектора;
- карточки с набором изученных письменных и печатных букв , изображение петуха с нераскрашенным хвостом, карточки со словами.
Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, игровые , проблемное обучение, традиционная.
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности

-Прозвенел звонок и наш урок начинается. А теперь глубоко вдохните носиком и выдохните слово « красота». Я же желаю вам хорошего настроения и удачи. (Дети садятся) .(Слайд 1).
II. Актуализация знаний и навыков
1.Беседа
-Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
-Кто может описать портрет этой буквы?(Дети дают характеристику звуков, обозначаемых буквой П, по знакомому алгоритму на доске.)
2.Игра «Подбери слова»
(дети подбирают слова, в которых встречаются звуки п , п ,дают звуковую характеристику )
3.Речевая разминка
(чтение слогов с буквой п, составление чистоговорки) (Слайд 2)
Па-па-па – на столе крупа
Пы –пы –пы варю кашу из крупы
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

4.Работа по карточкам
- А какую букву научились писать на прошлом уроке? На карточке зачеркните все печатные буквы П и подчеркните все письменные строчные буквы п.
-Сколько букв вы зачеркнули? (5)
-А сколько подчеркнули? (тоже 5 )
-Молодцы, правильно!
III.Самоопределение к деятельности
- К нам на уроки приходят сказочные герои, они приходят к нам не случайно, вот и сегодня у нас новый гость.
Послушайте загадку и скажите, кто он?
Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Беленькие перышки, Красный гребешок. Кто это на колышке? ( Петя Петушок)
- Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.
Петя, Петя-петушок
Вмиг расправил гребешок.
(Слайд 3)
-Петушок просит вас научиться писать букву. Какая буква под крылышком? Почему?
- А какую «П» надо научиться писать?
- А для чего?
- А кого еще называют Петей?
- А с какой буквы мы пишем имена?
- Согласны ли вы, что нам просто необходимо научиться писать эту
букву ?
-Давайте немножко отдохнем и представим что мы петушки и курочки.
Физминутка
Ох, ох что за гром? Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком)
Молоток: тук-тук (хлопки руками)
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)
Подготовка руки к письму
- Ребята, нужно разукрасить портрет петушка , но только хвостик оставьте нераскрашенным.

IV. Усвоение новых знаний.
1.Объяснение учителем.

-Рассмотрите образец заглавной буквы П.

-Чем похожи и чем различаются печатная и письменная буква П?

-На какую изученную букву она похожа?

-Правильно. Опишите направление движения руки при написании буквы П.
(Буква П состоит из трёх элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.)

2. Показ учителем на доске написания заглавной буквы П с использование Электронного пособия «Обучение грамоте»
3. Письмо в воздухе. Дети обводят написанную букву по воздуху
-Какую букву мы учимся сейчас писать?
4. Работа в прописях.
- А теперь приготовимся писать в прописи. Давайте вспомним правила красивого письма?
-Откройте прописи на стр 4. Кого вы видите? Почему он нарисован здесь?
-Правильно, обведите элементы буквы , потренируйте руку.
-Ребята ,Пьеро тоже учился писать букву «П», но у него не очень получилось, что не так с его буквами? (Слайд 4)
(Дети называют ошибки, допущенные при письме)
- А теперь вместе со мной под счет обведите две буквы по контуру в первой рабочей строке, а остальные напишите сами;
- Обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи;
- Научились ли вы писать новую букву?


Письмо слогов  Па, Пу, Пе
- Обозначьте гласные и согласные в слогах.

- Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука?

- Мягкость предыдущего согласного?
-Как соединим буквы в лодочках?
-Соединение - «рука»
- Посмотрите, как напишу я, и напишите сами по одной лодочке.
(Дети пишут слоги-слияния, после показа учителем на доске )
Пальчиковая гимнастика
-Давайте покормим семью петушка. (Потирание пальцев, имитируя насыпание зерна, приговаривая «цып-цып»)
Вот и курочка прибежала и цыплятки - клюют зерно, радуются.
(постукивание пальцами по парте)
5. Продолжение работы по теме
-Прочитайте слово в следующей строке. Знакомо ли вам это слово?
- С какой буквы написано имя?
-Посмотрите, какие соединения используются в записи?
-Напишите рядом ещё раз это имя.(Дети пишут самостоятельно слово Павлик)
6. Анализ предложения и слова пенал.
- Прочитайте следующее предложение.

-Почему эту запись можно назвать предложением?

- Определите количество слов в предложении.

- Какие слова написаны с заглавной буквы, почему?

- Раскрасьте схему к слову пенал.
(Ученик закрашивает у доски с объяснением)

7.Отработка орфограммы «Заглавная буква»
-Обведите слово по контуру.

- Вспомните, кому папа купил кисти и краски?

- Вы уже умеете писать это слово, напишите ещё раз на месте точек.
(Дети пишут самостоятельно)

- Прочитайте предложение.
-Давайте немного отдохнём и потанцуем.
Физкультминутка (любая, видео на экране)
8. Работа в парах.
-Ребята, петушок хочет с вами поиграть. У вас на карточках слова. Прочитайте и разделите их на две группы. Подумайте, как это сделать?
-Что у вас получилось? (Слайд 5)
-А почему они пишутся с заглавной буквы?
9.Проблемная ситуация
- Ребята, давайте изменим слово Лина так, чтобы оно тоже начиналось на «П» ,но осталось именем. Ваши предложения? (Слайд 6)
-Правильно запишите это имя в прописи в последнюю строчку. С какой буквы будете писать?
Павел это полное имя Павлика, А как будет полное имя Пети?
Напишите эти имена рядом в строчке, можете посмотреть на доске. (Слайд 7)
(Дети пишут, с печатного образца ,учитель помогает, поправляет, напоминает об осанке и посадке при письме.)
V. Итог урока.
- Какую букву вы научились писать сегодня?
- Что нового узнали на уроке?
- Кто-нибудь хочет написать новую букву на доске?
(2-3 человека по желанию)
VI. Рефлексия
- Ребята, петушок прощается с вами и благодарит вас за работу. Трудно ли вам было? Поднимите зеленые карандашики те дети, кому буквы нравятся и у кого все получилось, поднимите жёлтые карандаши, кто не очень доволен своей работой и хотел бы еще потренироваться, кому совсем не понравились его буквы, и работа показалась трудной – поднимите яркие красные карандаши.
- Вы молодцы, мы завтра продолжим писать слова и предложения с новой буквой, и у вас всё получится!
- Вначале урока мы раскрашивали петушка ,а хвостик оставили нераскрашенным. Раскрасьте перышки в хвосте петушка тем карандашом, который подняли.
Спасибо! Урок закончен! (Слайд 8,9)
Далее представлен образец карточки для детей.


13 EMBED Word.Document.12 \s 1415


































Њђ Заголовок 1Њђ Заголовок 2Њђ Заголовок 3Њђ Заголовок 4Њђ Заголовок 5Њђ Заголовок 6Њђ Заголовок 7Њђ Заголовок 8Њђ Заголовок 915