Выступление на тему Система работы по патриотическому воспитанию учащихся МБОУ СОШ с. Бишкураево

Система работы по патриотическому воспитанию учащихся
в МБОУ СОШ с. Бишкураево

В начале каждого учебного года под общим руководством директора школы заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель школьного музея, учитель физкультуры, классные руководители разрабатывают общешкольный план воспитательной работы, где есть раздел «Патриотическое воспитание». Согласно данному плану в течение учебного года
проводятся совещания с классными руководителями о целях и задачах патриотического воспитания в школе; о проведении военно-спортивных праздников; о выполнении плана шефской помощи и т.д.
планируется Педсовет с повесткой дня: «Патриотическое воспитание учащихся через уроки (истории, литературы, физики, математики, биологии, ОБЖ, физкультуры), «О состоянии патриотического воспитания в школе и мерах по его дальнейшему совершенствованию».
планируется месячник оборонно-массовой работы, который включает в себя:
проведение бесед, посвященных «Дню защитника Отечества»;
проведение викторин и читательских конференций;
проведение конкурсов на лучший рассказ, рисунок, стихотворение по военной тематике, на лучший «Боевой листок»;
проведение диспута «Героями не рождаются – героями становятся»;
конкурс военной песни;
военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!».
создаются лекторские группы из старшеклассников для проведения экскурсий в школьном музее.
проводятся общешкольные и классные собрания под девизом: «Священный долг каждого гражданина – Отчизну защищать».
проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн.
организовываются переписка и встречи с выпускниками школы, прошедшими или проходящими службу в воинских частях.
проводятся вечера и праздники, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню Победы».
проводятся общешкольные линейки, посвященные знаменательным датам.
организовывается тимуровская работа, целью которой является постоянная забота
учащихся об инвалидах, ветеранах войны, семьях погибших воинов.
11) контролируется постоянный уход за обелисками и могилами погибших воинов.
12) продолжается поисковая работа.



Больше 30 лет школьный музей, инициатором создания которого был
педагог, поэт Даим Ганиевич Яушев, является центром патриотического воспитания учащихся. Главная цель музея – воспитание у каждого учащегося любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, селу, школе.
В музее насчитывается более 900 экспонатов, из них 450 относятся к отделу боевой славы, отражающему историю двух воин: Гражданской и Великой Отечественной. В войне 1941-1945 годов участвовали 587 жителей села, 302 из которых не вернулись (среди погибших был и поэт Ахмет Шакири), около 300 сельчан трудились в тылу.
Пополнять музей историческим материалом помогают сами ветераны, их родственники. Поэтому здесь представлено много наград, документов, военных фотографий, собраны и систематизированы боевые биографии, фронтовые письма-треугольники, извещения-«похоронки», благодарности, боевые награды, которые раскрывают величие подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, учащиеся наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны их деды и прадеды проявляли массовый героизм во имя Родины, во имя своего народа.
В музее имеются документы, свидетельствующие о том, как наши земляки приютили тысячи эвакуированных из прифронтовых областей.
Родственники многих учащихся участвовали в составе Советской армии в освобождении своей Родины и стран Европы от немецко-фашистских захватчиков; выполняли интернациональный долг а Афганистане, воевали в Чечне. Таким образом, каждая экспозиция музея рассказывает о патриотизме старшего поколения, о преданности всех народов идеям дружбы и братства.
Материалы музея используются на уроках, во внеклассных мероприятиях и на классных часах. Эта целенаправленная систематическая работа актуальна особенно в наши дни, когда молодое поколение предоставлена самому себе. (Приложение № 1)
Все учащиеся: выпускники и ныне обучающиеся - проходили школу музея в роли экскурсовода, юных корреспондентов (Приложение №2), оформителей, работали в составе поисковых групп.
Особо хочется отметить вклад поисковиков. В результате их работы были найдены места захоронения 5 односельчан:
Шарифуллин Фатхулла – в Витебской области Городского района, д.Ново-Войханы.
Хакимов Харрис – в г. Старая Русса
Мухамадиев Мунавир – в Хабаровской облости, г. Богодухов.
Хайруллин Мунир – в Витебской области Шумилинского района, с.Сиротино.
Хабибов Аухади – в с. Ефимцево Калужской области. Он сражался в действующей Красной Армии в четвертом Гвардейском стрелковом полку в должности стрелка. Музею были высланы с их мест захоронения фотографии братских могил, книги «Память» из Витебской области Шумилинского района, Брестскойобласти Березовского района, извещения о захоронении.
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края во время посещения музея, во время организации мероприятий, в процессе поисковой работы. Через воспитание у учащихся любви к своему отчему краю, малой родине формируется у них понимание сопричастности к жизни родного села, к судьбе Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
В музее постоянно работает группа экскурсоводов, которая проводит систематические экскурсии по разделам музея как для взрослых, так и для учащихся. (Приложение № 3) В 2013 году музей посетили более 500 человек, а с начала 2014 года – более 100 человек. Ветераны войны и труда, передовики производства, выпускники школы – частые гости образовательного учреждения. К сожалению, все меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны, поэтому встречи с ветеранами оказывают самое действенное влияние на сознание учащихся. Они имеют возможность вживую беседовать с людьми, чья судьба стала легендой. Общаясь с ветеранами, учащиеся приобретают огромное духовное богатство, познают азбуку патриотизма, на примере старшего поколения учатся любить свою Родину, народ (Приложение №4). Эти встречи помогают учащимся в выборе активной жизненной позиции, воспитывают гражданственность, патриотизм.
Много исторического материала собирается благодаря поисковой работе из воспоминаний старожилов. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей и мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств.
Наша работа нацелена также на развитие чувства уважения к Российской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Где только не несут службу наши недавние выпускники: и в Хабаровском крае, и под Санкт-Петербургом, и на Востоке Школа поддерживает связь с ними.
На основе материалов музея учащиеся пишут сочинения, доклады, занимаются исследовательской деятельностью. Даже учащиеся младших классов с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного края. Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитывая у них любовь к стране своего детства. Школьники общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов, перенимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей.
На основе музея работает кружок, занятия которого включают как теоретическую, так и практическую часть. Учащиеся, занятые в кружке, получают основательную теоретическую подготовку (лекции, конспектирование, беседы) по разным направлениям деятельности. Члены кружка знакомятся с навыками практической работы с различными видами исторических источников и литературой, проводятся занятия по проведению исследовательской работы, проведению анкетирования, опросов. Прививаются навыки участия в публичных выступлениях, организовывается подготовка экскурсоводов по материалам исторического музея. Большое внимание уделяется поиску, сбору, обобщению, оформлению материалов для музея и пополнению его новыми экспонатами, их классификации и инвентаризации (Приложение №5). Проводятся экскурсии по селам Бишкураевского сельсовета, по г. Туймазы; мероприятия по сохранению и поддержанию в порядке памятника «Павшим за Родину» в центре с. Бишкураево, по оказанию помощи ветеранам войны и труда.
Огромная работа кружка проведена по проекту партии «Единая Россия» по поиску знаменитых земляков, изучению их биографии, жизненного пути, оформлению альбомов; организации встречи с ними, подготовку и проведение 68-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.), на поиск информации с последующим оформлением информационных материалов о вкладе воинов- бишкураевцев и тружеников тыла - наших земляков в Великую Победу.
За поисковую и научную работу музей неоднократно награждался грамотами Российского, Республиканского и муниципального уровней (Приложение № 6).
Коллектив педагогов добивается формирования у подрастающего поколения высокой нравственности, трудолюбия, чувства ответственности за судьбу Родины. Учим уважать, ценить боевые и трудовые подвиги народов России. В поиске, которые ведут члены кружка под руководством Шарифуллиной Дании Табрисовны - Заслуженного учителя РБ, нынешнего руководителя музея - заставляют учащихся, родившихся много лет спустя после войны, понять, почувствовать, какие чудеса массового героизма, всенародного мужества стоят за словами «победа в Великой Отечественной войне».
Среди предметов есть уникальные. Например, котелок Н.Гайнанова, на котором изображен военный путь солдата, прошедшего до Кенигсберга. Костюм солдата Г. Шарифуллина, увешанный многочисленными орденами и медалями, подарила школе дочь. На стенде размещены грамоты от Верховного Главнокомандующего.
В жизни наших земляков есть и трогательные факты. Так, орден Красной Звезды нашел своего героя Мияссара Нурулловича Гатауллина лишь спустя 60 лет.
Недавно школьный музей посетил уроженец с. Бишкураево Ишкильдин Люцир Мирзаянович, кавалер орденов Трудовой Славы 3-х степеней, почетный горняк СССР.
Совет музея совместно с учащимися школы откликнулся и активно принял участие в проекте «Земляки», инициированном «Единой Россией». Приятно называть имена наших земляков-современников, вошедших в этот проект: Хазеева Галия Сулеймановна – обладатель гранта и почетной грамоты «Лучший учитель Российской Федерации». Она много лет руководила школьным историческим музеем; Яушев Даим Ганиевич – поэт и писатель, основатель и руководитель школьного исторического музея; Насибуллин Равиль Тилибович – профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии в Уфимском авиационном техническом университете; Шафиков Нур Галиевич – «Отличник народного Просвещения Российской Федерации», поэт, лауреат республиканского конкурса поэзии «Илхам чишмалары». Они пользуются уважением и любовью жителей нашего села и района. Мы гордимся ими! (Приложение №7).
В музее нет материалов купленных, плакатных. Все хранится в отличном состоянии в стендах, в альбомах. Стенды оформлены на хорошем техническом и эстетическом уровне.
Практические результаты работы кружка в 2012-2013 учебном году:
1. Организована поездка в краеведческий музей, к мемориалу «Скорбящая мать», аллее Героев в г. Туймазы.
2. Оформлены стенды «Люди великого подвига», «Наши ветераны», «Трудовой подвиг».
3. Оформлены альбомы «Знаменитые люди нашего края», «Они вернулись домой», «Ветераны ВОВ с. Бишкураево», «Солдатские вдовы с. Бишкураево», «Труженики тыла с. Бишкураево» (в работе над этими материалами большую помощь оказали Совет ветеранов села во главе с Хабибуллиной Н.М., заведующая сельской библиотекой Муртазина Р.Р.). Сбор материалов для стендов и альбомов будет продолжен. Продолжается работа по оформлению стендов и альбомов по истории и хозяйству села.
4. Изучили жизнь и творчество нашего земляка - основателя школьного музея Яушева Д.Г., выступили с докладами в районных семинарах учителей татарского и башкирского языков. Была подготовлена и проведена встреча с основателем музея, посвященная к его 75- летию, куда были приглашены представителя администрации сельского поселения Бишкураевский с/с, представители Администрации муниципального района Туймазинский район.
5. Подготовили исследовательскую работу, посвященную нашему земляку Хакимову Мусе Габбасовичу, который написал 2-х томную книгу «Бишкурай и бишкураевцы», подготовлена статья о его жизни и творчестве в газету «Кызыл тан». Работаем над сбором материалов, посвященных Ишкильдину Л.М., Сайфуллиной Р.Г., Яушеву Д.Г.
6. Экскурсии в школьный исторический музей на темы: «Медаль за труд, медаль за бой», «На войне бывает и такое», «Что такое музей», «Ходили мы походами»(обзор школьных походов), «Это интересно», «Женщина и армия», «Откуда мы родом?», «Путь хлеба к столу», «Боль Афганистана», «История Бишкураевской школы», «Учителя-ветераны» .
Обзорные экскурсии для всех учащихся школы.
Обзорные экскурсии для родителей – 2 экскурсии.
Обзорная экскурсия для выпускников и работников школы – 1 экскурсия.
Обзорные экскурсии для учеников других школ – 3 экскурсии для детей из школы № 5 г. Туймазы, СОШ с. Туктагулово и Ермунчинской школы.
Обзорная экскурсия для ветеранов войны и тружеников тыла с. Серафимовское – 1экскурсия.
Экскурсии «Герои Победы» были проведены в апреле – мае и приурочены к празднику Победы – 5 экскурсий.
Экскурсии « Есть такая профессия – Родину защищать» были приурочены к 23 Февраля – 4 экскурсии.
7.Под руководством экскурсоводов – членов кружка Булушева Флорида, Зарипова Ирека, Мулюковаой Рамили, Суняевой Дилары, Хабирова Равшана, Яхиной Лилии лекции, проводимые с использованием материалов, имеющихся в музее: «Герои рядом», «Покидая школу, не забудь», «Герои советского Союза и Социалистического труда нашего района», «ВОВ и наши земляки», «Здесь была война» (о событиях Гражданской войны в нашем селе), «История денег», «А раньше гладили белье?», «Воспоминания моей бабушки», «Письма из фронта», «Под музыку патефона» и т.д.
8. Члены кружка ухаживают за памятником «Павшим за Родину».
9. Большая работа была проведена членами кружка по оказанию помощи ветеранам ВОВ, вдовам участников войны, труженикам тыла. Учащиеся организуют для них вечера в честь праздников.
10. Учащаяся 9 класса Яхина Лилия успешно участвовала в районной научно- практической конференции с творческой работой «Наш знаменитый земляк Муса Хакимов».
11. Была создана электронная презентация «Участники Великой Отечественной войны с. Бишкураево. Вспомним их поименно!».
12. Подготовлено и проведено мероприятие «Моя родословная».
13. Все члены кружка за активное участие в работе кружка были награждены грамотами.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души учащихся. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, культуру края, частью которого является школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным, но и полезным стране человеком, быть созидателем является основой всей нашей воспитательной работы.








15