Внеклассное мероприятие по математике Тропа семи испытаний


Сегодня нам предстоит совершить с вами увлекательное путешествие с препятствиями и заданиями. И на каждом этапе вы будете убеждаться в том, что этот, казалось бы, скучный и трудный предмет, имеет и другую сторону: математика прекрасна, интересна и очень занимательна. Недаром название нашего мероприятия звучит как «Математический коктейль».Выполнив правильно каждое задание, мы будем двигаться дальше к пьедесталу почета.
КАМЕНЬ
Задание 1. Чтобы камень сдвинулся, каждая команда должна назвать магическое число.
1 команда:
Сеть тяну, рыбу ловлю.Попало немало:Семь окуней, десять карасей,1 ершок – и его в горшок.Уху сварю, всех угощу.Сколько рыб я сварю? (18)
2 команда:
На ветвях, украшенных снежной бахромой,Яблоки румяные выросли зимой.Яблоки на яблоню сели – посмотри!Прилетело весело их десятки три.Вот, смотри, еще летят.Их теперь уж 50.Вы подумайте о том,Сколько прилетело птиц потом? (20)
Каждая команда называет свое «магическое» число.
Камень «сдвигается», открывая дорогу.
РЕКА
 
Задание 2. Чтобы построить мост через реку, нужно из 5 равных палочек составить два равных треугольника, а из 10 равных палочек составить 3 равных квадрата.
Ответ:

- Мост построен. Но прежде, чем команды будут двигаться дальше, на полянке отдохнем, а наши капитаны посоревнуются.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Задание 3: На доске - ряд карточек с числами от 15 до 20. Капитану завязывают глаза, он берет карточку с числом. Класс хором считает от 15 до 20 (в прямом и обратном порядке), не называя этого числа. Капитан должен догадаться, какое число у него на карточке.
- Капитаны справились с заданием. Двигаемся дальше.
ЛЕС
Задание 4: Выйти из леса помогут стрелки-указатели. Их нужно провести от примера к правильному ответу.
1 команда 2 команда
24 – 5 х 3 9 30 – 3 х 7 28
43 – 25 + 18 33 64 – 48 + 12 24
60 + 25 : 25 1 5 75 – 48 : 48 32
37 – 6 х 4 + 2 61 24 + 5 х 3 – 7 52
60 : 10 х 3 36 80 : 10 х 3 74
24 : 1 + 9 18 43 : 1 + 9 9
- Все стрелки расставлены правильно. Мы выходим из леса. На поляну. Сделаем привал, а капитаны посоревнуются, кто из них внимательнее.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Задание 5: Сладкий приз получит тот, кто самый быстрый и внимательный.
Расскажу я вам рассказВ полтора десятка фраз.Лишь скажу я слово «три» -Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,Распотрошили, а внутри…Рыбешек мелких увидалиИ не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закаленныйСтать олимпийским чемпионом.Смотри, на старте не хитри,А жди команду: «Раз, два… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,Их не зубри до поздней ночи,А про себя их повториРазок, другой, а лучше … пять!
Недавно поезд на вокзалеМне три часа пришлось прождать.Но что ж вы приз, друзья, не брали,Когда была возможность брать?!
- Пора двигаться дальше. На нашем пути гора.
ГОРА
Задание 6: Чтобы взобраться на гору, нужно числа группы А расположить в порядке возрастания, а числа группы Б в порядке убывания, чтобы спуститься с горы.
1 команда.
А) 62, 3, 78, 34, 100, 88, 29, 17.
Б) 33, 42, 55, 4, 18, 68, 99, 15.
2 команда.
А) 54, 26, 37, 43, 64, 51, 1, 12.
Б) 29, 67, 41, 50, 33, 2, 18, 90.
3 команда.
А) 75, 64, 2, 17, 89, 65, 93, 12.
Б) 11, 52, 38, 74, 10, 99, 59, 60.
БОЛОТО
- На нашем пути последнее препятствие – болото. Преодолев его, мы узнаем, какая команда займет 1 место на пьедестале почета.
Задание 7: Чтобы найти кочки на болоте, по которым можно пройти, надо на клетчатой бумаге закрасить 4 клетки так, чтобы каждая из трех клеток имела по одной соседней клетке, и одна – 3 соседних клетки. Клетки считаются соседними, если они имеют одну общую сторону.
Ответ.
Все препятствия команды успешно преодолели.
Подводится подсчет баллов. «Восхождение» на пьедестал и награждение победителей.
Отобрать по 3 участника с каждой команды, тянут листочки с понятиями, связанными с математикой (из набора понятий для каждой команды). Каждый участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной карточке, а команда старается угадать. (Если не могут, дополнительный балл может заработать любой участник другой команды – подняв руку и угадав понятие). (1 балл за каждое угаданное понятие)

1 команда 2 команда 3 команда
1 Ломаная Знак «>» Тупой угол
2 Циркуль Квадрат Знак «=»
3 Знак «+» Транспортир Линейка
Из каких фигур состоит первая птичка (точки, отрезки, ломаные линии, треугольники, прямоугольники, кружки).
Чем отличается вторая “птичка” от первой? (На одной ноге два пальчика и нет глаза).
Побеждает команда, первая закончившая задание и правильно указавшая все элементы. (1 балл)
ВЕДУЩИЙ: Вы, наверное, уже засиделись и хотите размяться! Сейчас вам будет предоставлена такая возможность. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами, причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину). Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Варианты номеров могут быть следующими: (1 балл)
КОМАНДА 1: 12 27 78 100 213 909
КОМАНДА 2: 16 38 92 119 200 815
КОНКУРС 6: математические «рассуждалки»
При рассуждении о каждом слове, если отгадывают
с 1-го раза – 3балла;с 2-го раза – 2 балла;с 3-го раза – 1 балл.
Команда Слово, которое нужно отгадать Рассказы о слове
1 ТОЧКА Бывает в предложении, на карте. У некоторых бывает в тетради, на лице.
Это основная геометрическая фигура.
Ставится в конце предложения.
2 ПЛОЩАДЬ
Узнают, когда получают квартиру. Если большая, то радуются.
Есть Красная.
Можно найти у прямоугольника, треугольника… 3 УГОЛ Бывает у дома, у шкафа, у парты.
Там иногда находятся дети. Я там тоже бываю. Об него можно удариться и присадить синяк.
Фигура, которая состоит из точки (вершины угла) и двух различных полупрямых.
ВЕДУЩИЙ: Пока жюри работает, предлагаю задание для всех:
СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯЕТСЯ СТО?
У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног.
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.
Молекулы»
Участники изображают движение молекул. По команде ведущего: «Молекула – 3» («Молекула – 5», «Молекула – 7» и т.д.) игроки разбиваются в группы по 3 (5, 7 и т.д.) человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. По команде: «Молекула свободна» участники изображают свободное движение. Далее ведущий продолжает менять количество молекул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется минимум игроков, которые и объявятся победителями.
Игру можно усложнить:
- молекулы двигаются с закрытыми глазами;
- проигравшие не покидают площадку, а просто стоят на месте. Получается, что они мешают играющим.
«Не скажу»
Ученики по порядку называют числа. Вместо чисел, которые делятся на 3, говорят: «Не скажу». Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Заколдованный лес
Старичок – лесовичок: «Так вышло, что именно вы оказались в заколдованном лесу. Чтобы вернуться домой, вам нужно с леса снять чары злой волшебницы. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы математической викторины». Слайд 1, 2 (Презентация «Заколдованный лес»)
Вопросы викторины
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше, чем 3, но меньше, чем 4?
(плюс; запятую; деление) Слайд 3
7 рыбаков съели 7 судаков за 7 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
(7 дней; 10 дней; 1 день) Слайд 4
Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, при условии, что цифры не повторяются?
(3; 6; 5) Слайд 5
От какого слова происходит название цифры «Нуль»?
(мало; недостаточно; пусто) Слайд 6
Как правильно пишется слово «_д_ница»?
(еденица; идиница; единица) Слайд 7
Число, которое не относится ни к простым, ни к составным?
(3; 1; 2) Слайд 8
Кто автор первого русского учебника математики?
(Магницкий; Виленкин; Колмагоров) Слайд 9
Площадь квадрата равна 196 см2. Чему равна длина стороны?
(49 см; 98 см; 14 см) Слайд 10
Числа, которые употребляются при счете предметов
(целые; рациональные; натуральные) Слайд 11
В некотором царстве, в некотором государстве …
Перед гостями появляется царевна Несмеяна со свитой. Царевна Несмеяна грустит, нянька причитает: «Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбается, никогда не смеется, словно сердце ее ничему не радуется. Помогите, гости дорогие! Развеселите царевну нашу» (задание: спеть песни, частушки, в тексте которых встречаются числа).