Педагогический проект Создание образовательной среды комфортной для учащихся


Создание образовательной среды, комфортной для учащихся.
Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность – это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют».
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
Положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
Доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Интеллектуальность комфортность – это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
В структуру психологической комфортности ребенка в образовательномучреждении входит 4 компонента:
Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
Личностный компонент (внутриличностная комфортность)
Как добиться психологической комфортности в школе?
Используйте в своей работе просьбы, а не требования;
Добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
Не допускайте стрессообразующих ситуаций;
Используйте на уроках методы эмоциональной разрядки
Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?
Используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке;
Используйте динамические паузы или минуты релаксации;
Создавайте ситуацию успеха;
Справедливо оценивайте ответы учащихся.
Как добиться физической комфортности в школе?
Организация горячего питания в школе, питьевого режима;
Соблюдение гигиенических условий и норм СанПина.
Несколько заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:
Уважайте детей
Отмечайте малейший успех ученика
Не приписывайте успех себе, а вину ученику
Ошиблись-извинитесь, но ошибайтесь реже
На уроке создайте ситуацию успеха
Хвалите ученика в присутствии коллектива, прощайте наедине
Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Список литературы:
Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Смирнов Н.К. – 2007
Ситуация успеха на уроке. Кузнецова Л.В. – начальная школа. – 2003.- №4
Всем ли комфортно в школе? Кореневская методическое пособие – Кемерово: изд.обл. ИУУ, 1999.