Научная работа ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Департамент образования Владимирской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №1





ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
И УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ








Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1 г. Покров»
Петушинского района
Владимирской области















Оглавление


Введение....3


Взаимосвязь уровня развития психических процессов и уровня грамотности учащихся.........4

Влияние зрительной, слуховой памяти и лингвистических
способностей на усвоение орфографических норм..4
Анализ орфографических ошибок в работах учащихся( 6 класс)..8
Характеристика психических процессов подростков......... 9
Исследование уровней развития психических процессов
школьников (6 класс) .......13

Выводы..14

Взаимосвязь уровня развития психических процессов и уровня грамотности учащихся..................................................15

4.1. Исследование уровней развития психических процессов подростков (7 класс).....15

4.2. Анализ орфографических ошибок в работах учащихся (7 класс)...17

Выводы....18


Литература ...20

Приложения .21








1. Введение

В наше время одной из волнующих проблем становится понижение уровня грамотности. Школа, как основа образования, прежде всего, обеспокоена тем, что грамотных учеников становится меньше. В чём же скрыты причины того, что большой процент детей с трудом усваивает правила орфографии и пунктуации? Какие эффективные методы позволят качественно улучшить грамотность?
Среди основных причин понижения грамотности чаще всего называют следующие:
- отсутствие у учеников интереса к уроку русского языка;
- круг чтения, ограниченный журналами или полным нежеланием читать вообще;
- безответственное отношение учащегося к правилам орфографии, пунктуации и другим разделам лингвистики.
Однако, заставляя детей читать, заучивать правила, подбирая занимательный материал к урокам, применяя разнообразные методы и приёмы, не удаётся устранить полностью пробелы в знаниях. Не для всех учащихся это является универсальным путём решения проблемы.
Мы выдвинули гипотезу: основой успешного усвоения свода правил орфографии и пунктуации является развитие психических процессов у школьников, т.е. уровень грамотности напрямую зависит от уровня развития психических процессов.
Особую актуальность приобретает эта проблема в настоящее время. Современная наука только начинает исследования в этой области, и материала по данной теме практически нет.

ЦЕЛЬЮ нашей работы стало выявление зависимости уровня грамотности от уровня развития психических процессов.
Цель реализовывалась через ЗАДАЧИ (русский язык):
- проанализировать ошибки, допускаемые учащимися в работах;
- сгруппировать их по видам орфограмм;
- проследить общие закономерности появления пробелов в знаниях и ошибок в работах.


( психология):
-определить уровень развития внимания, слуховой, зрительной памяти, лингвистического мышления.


2. Взаимосвязь уровня развития психических процессов и уровня грамотности учащихся
2.1 Влияние зрительной, слуховой памяти и лингвистических способностей на усвоение орфографических норм

Орфограмма – основной объект и теории орфографии, и методики орфографии. Орфограммами в слове являются такие написания, которые определяются не произношением, а закрепленным набором условий выбора одного нормативного из ряда возможных по произношению.
Традиционно орфографию связывают со всеми видами речевой деятельности: со слушанием, говорением, письмом и чтением. Все виды речевой деятельности так или иначе являются опорой орфографической грамотности пишущего
Современная методика недооценивает фактор памяти, чрезмерно увлекаясь так называемыми активными методами мышления. А между тем, хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления.
Обращение к памяти ученика - традиция старой школы. Необходимо делать ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, годам к тридцати, а на зрительное восприятие текста: к нему дети лучше подготовлены самой природой.
В основе написания безударных гласных, проверяемых с помощью опорных слов, лежат слуховые впечатления - учет звука, который воспринимается при положении его в сильной позиции. Учащиеся практикуются в правописании таких гласных еще в начальной школе, отлично знают правило и все же постоянно делают ошибки. В чем же дело? Оказывается, школьники не всегда могут распознать место ударения в слове.
Поскольку дело касается правописания корней, учащиеся должны уметь быстро находить их в словах.
80% орфограмм в русском языке проверяются подстановкой проверочного слова. Этим же способом проверяются и согласные в слабой позиции, и слова, о которых надо решить, слитно или раздельно они пишутся с частицей не. А для этого необходимо быстро найти в памяти нужное проверочное слово. А быстрое появление нужного слова в памяти – совсем не простое дело.
В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть около 35 случаев, требующих проверки подстановкой родственного слова. Если для этого нужны раздумья над каждым словом, то успеть произвести все нужные проверки просто невозможно. Из-за этого возникают ошибки даже в тех случаях, когда школьники могут правильно проверить слово.
Важнейшие характеристики памяти – быстрота запоминания, прочность сохранения и легкость припоминания. Вместе с тем неумение вспомнить – одна из основных причин трудностей в работе школьников. «Знаю, но не помню», «В голове есть, а вспомнить не могу» - такие ответы нередко приходится слышать от школьников.
Это свойство психологи называют готовностью памяти.
Готовность памяти - одна из основ успешности любой человеческой деятельности, основа того, что в обиходе принято называть находчивостью, смекалкой, сообразительностью.
Развивая у школьников умение быстро и точно находить проверочные слова, мы одновременно развиваем не только орфографическую грамотность, но и эти замечательные общеинтеллектуальные умения.
«Ускорение соображалки» поддается тренировки, если эта тренировка проводится постоянно и систематически. В ходе такой тренировки развивается способность устанавливать смысловые ассоциации между словами, быстро находить корни и учитывать чередования в них. Совершенствуется процесс наплыва слов – один из механизмов создания самостоятельной устной и письменной речи. И, безусловно, это эффективный способ повышения орфографической грамотности.
Орфограммами в слове являются такие написания, которые определяются не произношением, а закрепленным набором условий выбора одного нормативного из ряда возможных по произношению. Например, из ряда написаний «тенуть», «тинуть» и «тянуть» допускается только одно нормативное – тянуть. Определяет написания в словах также и традиция письма. Так, из ряда «тапор» и «топор» выбирается нормативное написание топор. В орфографии изучаются только орфограммы.
Орфография связанна со всеми видами речевой деятельности: со слушанием, говорением, письмом и чтением. Слушание обеспечивает выработку умения соотносить слабые и сильные позиции звуков – фонематическую идентификацию морфем и предвидеть на основе звуковых опознавательных признаков точки применения орфографических правил. Говорение способствует четкому произнесению звуков в определенной последовательности и тем самым препятствует пропуску букв на письме при передаче устного слова с помощью букв. Чтение написанного дает возможность видеть и запомнить графический облик слова. Письмо обеспечивает развитие умение переводить (через идентификацию морфем) звуки устного слова в буквы при написании слова. Все виды речевой деятельности так или иначе являются опорой орфографической памяти пишущего, физиологической основой которой могут быть слух, зрение, речедвижения, моторика мелких мышц руки.
Основной целью работы по орфографии в школе является формирование у детей следующих умений:

1) обнаруживать орфограммы в письменном слове и предвидеть орфограммы в устном слове (это умение называется орфографической зоркостью);
2) правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
3) обосновывать выбор орфограмм;
находить и исправлять орфографические ошибки.

В процессе развития этих умений участвуют все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная и моторная. По наблюдениям, в каждом коллективе (например, в классе) у 2/3 его членов ведущей является зрительная орфографическая память. Зрительное запоминание – мощный фактор обучения правописанию.
Как никогда остро встает вопрос о решении двух важнейших задач – повышение уровня развития психологических процессов детей и совершенствование их правописных умений – в органическом единстве.
Зрением воспринимается как все письменное слово целиком, так и условия выбора той или иной орфограммы. О роли зрительной памяти при обучении орфографии долго и много спорили. Одни методисты превозносили ее, считая, зрительный фактор в овладении правописанием является ведущим. Отсюда делается вывод о приоритете списывания перед диктантом. Другие полагали, что слуховые восприятия важнее зрительных, и поэтому настаивали на главенстве диктанта. В научном споре о роли диктанта и списывания победителей не оказалось, практика показала, что при обучении орфографии важны оба вида памяти.
Запоминание условий – важнейшая цель ознакомления детей с новой орфограммой. Не усвоив их, ученик не сможет овладеть умением правильно писать слова с изучаемой орфограммой.: ведь он всегда стоит перед выбором ,по крайней мере, двух написаний. Запоминание условий выбора происходит на уроке в процессе заучивания орфографического правила. Этому же способствует анализ графических обозначений условий выбора орфограммы по образцу в учебнике или по аналогичному примеру учителя. Обучение применению нового орфографического правила включает ряд мыслительных действий учащихся с написанным словом: нахождение орфограммы, перечисление условий ее выбора, их графическое обозначение.
Выбор орфограммы осуществляется по следующему алгоритму поиска. Необходимо определить:
тип написания (орфограмма - буква или не буква);
место, где находится орфограмма (в морфеме – буква, между морфемами – не буквенное написание);
часть речи – для орфограмм – букв в суффиксах и окончаниях, для небуквенных орфограмм (дефиса, пробела, слитного написания) для орфограмм – букв в приставках и корнях часть речи устанавливается только для приставки НЕ
поиск фонетических, структурных, семантических или синтаксических условий выбора.

Таким образом, психическими процессами, развитие которых напрямую связано с орфографией, являются зрительная и слуховая память, логическое мышление и, конечно, внимание.





























2.2. Анализ орфографических ошибок в работах учащихся

Для исследования нами были взяты контрольные работы по русскому языку учащихся 6в класса. Это общеобразовательный класс со средним уровнем успеваемости. Уровень грамотности учащихся в 6в класс по итогам проверки контрольных работ низкий и ниже среднего:
«5» имеют 4% учащихся,
«4» - 11%,
«3» - 48%,
«2» - 37% .
Все допущенные в работах ошибки мы сгруппировали по видам орфограмм. Далее орфограммы разделили на группы в зависимости от ведущего психического процесса , который влияет на успешное их правописание. Так например, слуховая память связана с правописанием проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. Эти виды ошибок допустили соответственно 96% и 44% учащихся.
Ошибки, связанные со зрительной памятью:
Непроверяемые гласные в корне – 66%
Непроверяемые согласные –14%
Правописание предлогов – 40%
Правописание приставок – 92%
Правописание частиц –51%
Правописание сочетаний ЧК, ЧН – 18%
Пропуск букв –18%.
Но наибольшее количество занимают ошибки, связанные с лингвистическим мышлением, т.е. с умением анализировать, определять часть речи, вычленять морфему и применять правила:
Ь после шипящих – 48%
Ь в инфинитиве – 44%
НЕ с различными частями речи – 51%
Правописание суффиксов – 18%
О и Е после шипящих – 18%
Разделительные Ъ и Ь – 37%
Гласные после шипящих – 18%
Правописание окончаний – 62%
Корни с чередованием – 29%
И и Ы после Ц – 12% (приложение 1).

Следовательно, опираясь на данные проведенных исследований, можно сделать вывод, что процентное соотношение ошибок показывает преобладание орфограмм, которые зависят от развитости лингвистического мышления и зрительной памяти.
2.3 Характеристика психических процессов подростков

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект – внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, последовательное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли.
Произвольное внимание – требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Послепроизвольное – в процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Различают три вида памяти:
Наглядно-образную память (которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет.)
Словесно-логическую (память, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы)
Эмоциональную (память, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства)
Мышление – это познавательный творческий процесс, обобщено и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Абстрактное мышление – законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Формы абстрактного мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Особенности внимания у детей подросткового возраста

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена школы может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Вообще избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте – реально. Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимся подросткового возраста.
Произвольное внимание у подростков родители и педагоги должны и дальше развивать, укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков, а также с воспитанием волевых качеств и чувств долга и ответственности. В подростковом возрасте у ребенка увеличивается объем внимания, т.е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в сознании большое число объектов. У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять несколько видом деятельности в одно и то же время, т.е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а также и произвольности во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого производства.
Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества как внимательность.
Невнимательность – это явление многообразное. Невнимательность связано с чересчур поспешным реагированием на воспринимаемую информацию. Импульсивность является одним из основных вариантов невнимательности. Невнимательность может быть связана с преждевременным прекращением процесса восприятия, или размышления, в результате непроизвольного переключения сознания на какой-либо посторонний объект.

Особенности памяти у детей подросткового возраста

Д.В. Эльконин, характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление: запоминание, воспроизведение, припоминание.
Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид. Соответственно, реже ими используется для запоминания информации память механическая. Ученые показали, что с возрастом идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. В подростковом возрасте прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, а прирост продуктивности опосредованного запоминания увеличивается. В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить – значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Особенности мышления у детей подросткового возраста

В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят существенные изменения. Основной особенностью мыслительной деятельностью подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменению соотношению между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные документы мышления не исчезают, не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Так, у подростков развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях. Многие школьники в подростковом возрасте продолжают испытывать трудности при анализе причинно-следственных связей. Подросток должен четко усвоить, что является причиной какого-либо явления, а что следствием. В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом. В результате чего образуется внутренняя речь как освоенное средство организации мышления. Именно внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы.
Для подростков характерное заметное развитие критичности мышления. Чтобы его развить, нужно преодолевать формирование привычки неоправданно сомневаться, возражать, спорить, отстаивать свою точку зрения, упрямиться. Одним из средств формирования критичности в мышления является обнаружение и опровержении ошибок в тексте. Очень важной особенностью подросткового возраста является формирование активного, самостоятельного творческого мышления. Непосредственный чувствительный опыт может отрицательно воздействовать на процесс мышления подростков. Этот процесс необходимо корректировать. Только в этом случае возможно показать подростку, что несущественные признаки разнообразны, а существенные признаки всегда постоянны. Особенности мышления подростков можно определить при помощи диагностических методик.
Для определения уровня развития психических процессов (внимания, памяти, лингвистического мышления) нами были использованы следующие методики:
1. Корректурная проба Е.И. Рогова направлена на диагностику устойчивости внимания.
2. Методика Мюнстерберга направлена на диагностику избирательности внимания.
3. Методика «10 слов» направлена на диагностику слуховой памяти.
Диагностику скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти.

































2.4. Исследование уровней развития психических процессов подростков

Для определения уровня развития психических процессов (внимания, памяти, лингвистического мышления) нами было проведено исследование, в результате которого мы пришли к следующим выводам:
Высокой устойчивостью внимания в классе обладают 18% учащихся, а низкой - 70%. Возможно, это было связано с тем, что дети затруднялись в выявлении смысловых ошибок, не видели их.
Избирательность внимания в 6 «В» в основном средняя, что составляет 92% из всех учеников, низкая – 3%, а высокая, соответственно, 0%. Школьники без труда сориентировались в головоломке и вычленили смысловые единицы – слова.
Уровень логического мышления в процентном соотношении следующий: средний – 74%, ниже среднего – 26%, низкий и высокий – 0%. Оказалось, что к своему возрасту учащиеся имеют неплохой уровень развития логики, способность к аналитической деятельности.
Исследовав зрительную память, мы выявили, что 33% учащихся имеют высокий и низкий уровни, выше среднего и ниже среднего – 7%, а средний уровень – 3%. В классе четко выделились две ярко противоположные группы с высоким и низким уровнями развития зрительной памяти, что является несколько не характерным для общеобразовательного класса.
Анализ уровня развития слуховой памяти показал следующие результаты: высокий – 14%, выше среднего – 48%, средний – 29%, ниже среднего и низкий – 3%. Преобладание среднего уровня говорит о хорошем развитии слухового восприятия у школьников, в основном все удовлетворительно справились с запоминанием предложенных слов.

Таким образом, исследование показало, что уровень развития психических процессов у школьников 6в класса ниже среднего. (Приложение 2)











3. Выводы

Данные проведенных исследований позволяют с полной уверенностью говорить о том, что уровень развития орфографической грамотности учащихся напрямую зависит от уровня развития психических процессов
( памяти, внимания, логического мышления).
Так, например, у ученицы Доценко Анны хорошая слуховая память не позволяет допускать ошибки, связанные с этим видом памяти, а высокий уровень развития зрительной памяти соответствует тому, что всего 19% орфограмм из этой области являются для нее трудными в усвоении. Кроме того, устойчивое , избирательное внимание дает возможность хорошо усваивать нормы орфографии. Развитое лингвистическое мышление способствует выработке правильного выделения морфем в разных частях речи. ( Приложение 4)

В работах Радаевой Насти, ученицы слабой по успеваемости, можно увидеть тоже прямую зависимость грамотности от уровня развития психических процессов.
Низкий уровень зрительной памяти отражается в большом количестве ошибок на этот вид орфограмм, нормально развитая слуховая память дает, соответственно, малый процент ошибок в правописании проверяемых гласных и согласных. Однако только 10% орфограмм достаточно хорошо усвоены ученицей как следствие низкого уровня развития лингвистического мышления и внимания. (Приложение 5)

Итак, видна явная зависимость уровня грамотности от уровня развития психических процессов, поэтому эффективным способом повышения грамотности школьников, на наш взгляд, является развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и логического мышления.











4. Взаимосвязь уровня развития психических процессов и уровня грамотности учащихся


После проведенных исследований на каждого ребенка были разработаны индивидуальные материалы характеристики развития памяти, внимания и мышления. Эти сведения были переданы родителям для последующей корректировки их работы с детьми. К сожалению, за психологической помощью из родителей учащихся 6 “В” класса никто не обратился. Поэтому были разработаны дидактические материалы на основе исследований, целью которых стала отработка основных психических процессов на уроках русского языка.
В начале учебного года мы снова провели исследования «Взаимосвязь уровня грамотности учащихся с уровнем психических процессов». По нашим прогнозам качественное изменение результатов исследования должно было повлечь за собой повышения качества обучения учеников.


























4.1. Исследование уровней развития психических процессов подростков

Для определения уровня развития психических процессов (внимания, памяти, лингвистического мышления) нами было проведено исследование, в результате которого мы пришли к следующим выводам:
Высокой устойчивостью внимания в классе обладают 95% учащихся, а низкой - 5%. Результаты показывают, что с возрастом внимание учащихся стало устойчивее.
Избирательность внимания в 7 «В» в основном средняя, что составляет 23% из всех учеников, низкая – 20%, а высокая, соответственно, 57%. Школьники без труда сориентировались в головоломке и вычленили смысловые единицы – слова.
Уровень логического мышления в процентном соотношении следующий: средний – 24%, низкий- 76% и высокий – 0%. Оказалось, что к своему возрасту учащиеся имеют плохой уровень развития логики, способность к аналитической деятельности.
Исследовав зрительную память, мы выявили, что 50% учащихся имеют высокий и низкий уровни, выше среднего и ниже среднего – 12%, а средний уровень – 38%. В классе четко выделились две ярко противоположные группы с высоким и низким уровнями развития зрительной памяти, что является несколько не характерным для общеобразовательного класса.
Анализ уровня развития слуховой памяти показал следующие результаты: высокий – 14%, выше среднего – 48%, средний – 29%, ниже среднего и низкий – 3%. Преобладание среднего уровня говорит о хорошем развитии слухового восприятия у школьников, в основном все удовлетворительно справились с запоминанием предложенных слов.

Таким образом, исследование показало, что уровень развития психических процессов у школьников 7»В» класса ниже среднего. (Приложение 7)










4.2. Анализ орфографических ошибок в работах учащихся

Для исследования нами вновь были взяты контрольные работы по русскому языку учащихся 7в класса. Уровень грамотности учащихся в 6в класс по итогам проверки контрольных работ низкий и ниже среднего:
«5» имеют 4% учащихся,
«4» - 22%,
«3» - 18%,
«2» - 54% .
Все допущенные в работах ошибки мы сгруппировали по видам орфограмм. Далее орфограммы разделили на группы в зависимости от ведущего психического процесса , который влияет на успешное их правописание. Так например, слуховая память связана с правописанием проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова . Эти виды ошибок допустили соответственно 73% и 14% учащихся .
Ошибки, связанные со зрительной памятью:
Непроверяемые гласные в корне – 36%
Непроверяемые согласные –0%
Правописание предлогов – 50%
Правописание приставок – 23%
Правописание частиц –50%
Правописание сочетаний ЧК, ЧН – 5%
Пропуск букв –23%.
По-прежнему присутствует большое количество ошибок, связанных с лингвистическим мышлением, т.е. с умением анализировать, определять часть речи, вычленять морфему и применять правила:
Ь после шипящих – 41%
Ь в инфинитиве – 9%
НЕ с различными частями речи – 18%
Правописание суффиксов – 50%
О и Е после шипящих – 27%
Разделительные Ъ и Ь – 18%
Гласные после шипящих – 0%
Правописание окончаний – 54%
Корни с чередованием – 18%
И и Ы после Ц – 0%
Правописание наречий - 23%
Правописание союзов – 9%
Н и НН в суффиксах – 9%
(Приложение 8)

5. Выводы

Опираясь на данные проведенных исследований, можно сделать вывод, что остается преобладание орфограмм, которые зависят от развитости лингвистического мышления и зрительной памяти.

Таким образом, видно улучшение успеваемости учащихся. Мы сопоставила данные проведенного ранее исследования с настоящим на примере непроверяемых гласных: в прошлом году 66% , а в этом году результат улучшился на 30%. А вот, например, правописание суффиксов ухудшилось на 32%. Это говорит о том, что новые правила усваиваются хуже, чем правила, изученные в 5 классе, так как пока еще навык не сформировался.
Исследования показали , что у Доценко Анны средний уровень слуховой памяти и зрительной памяти, устойчивость внимания и избирательность внимания высокие. А вот уровень лингвистическое мышление низкое. Соответственно ошибки, связанные с развитием зрительной памяти ,составили 72%, а связанные со слуховой памятью 50%, лингвистическим мышлением 8%.
У Баринова Ярослава уровни слуховой памяти и зрительной памяти низкие, устойчивость внимания средняя, лингвистическое мышление на низком уровне, поэтому ошибки, зависящие от развития зрительной памяти . составили 50%, слуховой – 43%, а лингвистического мышления – 32%.
Мы сравнили результаты того года с этим и пришла к следующим выводам, что : за год устойчивость внимания улучшилась на 53%, а избирательность внимания улучшилась на 57% .Слуховая и зрительная память ухудшилась на 29%. Лингвистическое мышление осталось на низком уровне.
В целом, можно отметить, что успеваемость учащихся 7 «В» класса немного улучшилась, но не настолько, насколько хотелось бы, потому что работа проводилась только со стороны школы, а вот заинтересованности со стороны родителей не наблюдалась
Таким образом, для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформулированы три составляющие мышления:
высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);
высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющегося в продуцировании большого количества идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
высокий уровень организованности, направленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределения внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти у подростка необходимы для успешной учебной деятельности.






































Список литературы



Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе лбучения орфографии.//РЯШ – 1991 №2, - с.35
Бондаренко С.М. Ударим по безударным.//Русский язык, - 2005 №3, - с.3
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Айрис Пресс, 2001



































Приложения

Приложение 1


Виды орфограмм: 6 «В»
проверяемая гласная в корне
проверяемая согласная в корне
гласная в корне с чередованием
непроверяемая гласная в корне
непроверяемая согласная в корне
правописание окончаний
правописание предлогов
правописание частиц
правописание приставок
правописание суффиксов
Ь после шипящих
разделительные Ь и Ъ
Ь в инфинитиве глагола
О и Е после шипящих
И и Ы после Ц
правописание ЧК, ЧН, НЩ
НЕ с различными частями речи
пропуск букв
гласные после шипящих





















Приложение 2

Устойчивость внимания 6 «В»












Избирательность внимания 6 «В»





















Логическое мышление 6 «В»


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Уровень развития зрительной памяти 6»В»


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415













Уровень развития слуховой памяти 6 «В»

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415







13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Приложение 3

6«В»



Приложение 4, 5
Чхетия Тимур 6 «В»




13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Доценко Анна 6 «В»

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Чекулаев Павел 6 «В»


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Радаева Настя 6 «В»

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415










Приложение 6

Виды орфограмм: 7 «В»

Непроверяемая гласная в корне
непроверяемая согласная в корне
правописание предлогов
правописание приставок
правописание частиц
правописание ЧК, ЧН, НЩ
пропуск букв
Ь после шипящих
Ь в инфинитиве глагола
НЕ с различными частями речи
правописание суффиксов
О и Е после шипящих
разделительные Ь и Ъ
гласные после шипящих
правописание окончаний
корни с чередованием
И и Ы после Ц
правописание наречий
правописание союзов
Н и НН в суффиксах
проверяемая гласная в корне
проверяемая согласная в корне




















13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 14157 «В»

Приложение 7

Устойчивость внимания 7 «В»




Слуховая память 7 «В»


Избирательность внимания 7 «В»






Лингвистическое мышление 7 «В»


































Приложение 8

Доценко Анна 7 «В»



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415







Баринов Ярослав 7 «В»


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415















Приложении 9









Задания на развитие внимания.
Найти ошибки в тексте , сопоставляя его с правильным. (ЗСП-2 6 кл.)

Каждое слово требует уважительного оброщения. Только когда будешь проявлять подлинный интирес к значению слова, тебе откроется очеровательный мир языка. Необходимо интиресоваться происхождением слов, ведь зночительный объем их – заимствования. Шампунь, форфор, фаянс пришли к нам из других языков. Из каких? Чтобы узнать, нужно оброщаться к словарям. Подобная работа бывает очень интерестной.

Каждое слово требует уважительного обращения. Только когда будешь проявлять подлинный интерес к значению слова, тебе откроется очаровательный мир языка. Необходимо интересоваться происхождением слов, ведь значительный объем их – заимствования. Шампунь, фарфор, фаянс пришли к нам из других языков. Из каких? Чтобы узнать, нужно обращаться к словарям подобная работа бывает очень интересной.


Вставить буквы после чтения неискаженного текста.

Наконец-то пришло время долгожданных каникул, которые казались такими далекими. Наш класс решил провести время с пользой и отправиться в поход. Сначала мы провели кампанию по сбору денег на продукты. Своей целью выбрали отдаленный поселок, где жила бабушка нашего одноклассника. Компания подобралась веселая и дружная, поэтому мы бодро шагали и вскоре оказались в небольшой, уютной долине . Здесь решено было сделать привал. Кто-то разводил костер, другие доставали припасы, а Артем что-то рисовал. Оказалось, карикатуры. Дальнейший наш путь пролегал через лес с оголенными деревьями и пожухлые поля. Вдалеке показалось озеро. Мы не стали сокращать дорогу и подошли к нему полюбоваться на зеркальную гладь. Скоро вдали замелькали первые дома поселка. Мы прибавили шаг. И через полчаса уже пили ароматный чай с бабушкиными пирогами. Домой отправились на автобусе. А карикатурист Артем отдал свои рисунки в классный альбом.

Наконец-то пришло время долгожданных каникул, которые казались такими д..лекими. Наш класс решил провести время с пользой и отправиться в поход. Сначала мы провели к..мпанию по сбору денег на продукты. Своей целью выбрали отд..ленный поселок, где жила бабушка нашего одноклассника. К..мпания подобралась веселая и дружная, поэтому мы бодро шагали и вскоре оказались в небольшой, уютной д..лине . Здесь решено было сделать привал. Кто-то разводил костер, другие доставали припасы, а Артем что-то рисовал. Оказалось, к..р..катуры. Дальнейший наш путь пролегал через лес с оголенными деревьями и пожухлые поля. Вд..леке показалось озеро. Мы не стали сокр..щать дорогу и подошли к нему полюбоваться на зеркальную гладь. Скоро вд..ли замелькали первые дома поселка. Мы прибавили шаг. И через полчаса уже пили ароматный чай с бабушкиными пирогами. Домой отправились на автобусе. А к..р..катурист Артем отдал свои рисунки в классный альбом.

Прочитать и за 1 минуту найти слова с ошибками. (ЗСП-3 7 класс)
Перед самым экзаменом у меня произошел канфликт с товарищем: он взял мой канспект и потерял его. Конечно, я не сумел хорошо подготовиться. Огрониченный в знаниях, я неуверенно себя чувствовал: меня бросало то в жар, то в холод. Преподаватель ,несомненно, заметил этот кантраст. Он долго хмурил брови и бросал на меня сердитые взгляды. И хотя старался вести себя как консператор и умудрился списать, отвечал все же плохо. Преподаватель огроничился тройкой в моей зачетной книжке. Очень расстроенный, я долго не мог успокоиться: эта отметка была кантрастной со всеми остальными. Выход один: пересдать экзамен.

А)Прочитать слова из ЗСП-3 1 раз.
Конфликт, конспект, конспирация, конспиратор, контраст, контрастный, ограниченный, ограничить.
Закрыть и ответить на вопросы:
Сколько всего слов?
Сколько слов начинается с К?
Какое слово первое (последнее)?
Между какими стояло слово «контраст»?
В каком слове 2 одинаковые согласные?
Сколько слов заканчивается на Т?

Б) Прочитать слова 1 раз :
а) следующий, в общем, ровесник, сверстник, громоздкий, завтрашний, количество, впечатление, фиолетовый, прогресс.


Прочитайте слова под буквой б) и ответьте на вопросы.
б) фиолетовый, следующий, вобщем, ровестник, сверстник, завтрашний, громоздкий, коллектив,впечатление, прогрес.
В каких словах допущены ошибки?
Какого слова не было, а какого недостает?







Задания на развитие памяти.
20 слов из любого ЗСП . 40 секунд на запоминание, записать то, что запомнили.

Эпиграф, энциклопедия, электрик, эксплуатация, эгоизм, экономика, эстетика, внимание, конференция, консерватор, подражание, возражение, конфликт, конспект, конспирация, контраст, хронология, демократический.
Число правильных ответов умножить на 5 , это и будет эффективность запоминания в процентах.

Прочитать неискаженный текст, а потом через время найти ошибки.



Задания на развитие логического мышления.

В одном слове найти другие (анализ) .
Театральный
Театр, тара, рана, нарыл, тела, тень, лань, тыльный, тыл, ныл, тын, таран и др.

Дезинформация
Цари, форма, нация, Зина, зефир, цифра, дом и др.

Составление предложений (3 слова)
Симпатия, патриот, коварство
Человек перестает быть патриотом, не вызывает симпатии, если проявляет коварство по отношению к Родине.
Истинному патриоту чуждо коварство, такой человек вызывает симпатию.

Электрик , энциклопедия, экономика
Электрик в энциклопедии нашел слово «Экономика».
Мой отец, электрик, прочитавший много полезных книг, став настоящей энциклопедией, помог мне сделать контрольную по экономике.


Найти лишнее слово:
ЗСП
Д..лекий, уд..лить, д..лина, отд..ленный;
Сокр..тить, укр..тить, сокр..щение;
П..родия, п..родировать, п..родистый;
Пр..дел, пр..зирать, пр..дать, пр..пятствие.

СОМ
Багряный, румяный, торфяной, серебряный.
Далеко, глубоко, широко, давно.

Поиск слов, обладающих сходными свойствами или противоположными:
-по морфологическим признакам: сущ., м.р.,неодуш.
конфликт, конспект, конспирация, конспиратор, контраст, ограниченный, ограничить;
- по значению:
стремление, мечтательный, оптимизм, оптимист, пессимизм, пессимист.
СОМ
- по строению:
барабанчик, грузчик, извозчик, мячик, ключик, пальчик, стульчик, перено
счик, баллончик.

Поиск слов по заданным признакам:

морфологическим
лексическим
фонетическим

ЗСП-2 6 класс
Интерес, интересный, интересоваться, значение, значить, значительный, очаровать, очарование, очаровательный, обращение, обращаться, удовольствие, шампунь, фарфор, фаянс.
глагол в н.ф., 1 спр., сов.в. (очаровать)
смысл, то, что данный предмет обозначает (значение)
слово, в котором все согласные звуки твердые (фарфор)

СОМ
Придумать предложение по моделям слов:
Найти закономерность и продолжить:

Старый – старина – старинный
Карта -.

Трава – травяной – травянистость
Вода -


Какой ряд подойдет под схему?


Туман, туманный, туманность
Барабан, барабанить, забарабанить
Ком, комок, комочек
Свинья, свиной, свинина.


Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЕВОСТОТЧ
НАЗИЧОТ
РАПЕРУТЕР

Вставьте слово, которое бы служило окончанием одного и началом другого.

ЭПИ (.) СТИТУТ
ИНТЕ (.) ЦИЯ
ФАР (.) ТЕРИЯ
ОТЧИ (.) ОНСТИТУЦИЯ

а)Найдите общее начало:

ционный
салон
.. промышленность
десант
съемка


б) Найдите общее окончание:

микро
калейдо
пери .
теле














13PAGE 15


13PAGE 141915


13PAGE 15


13PAGE 143515



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415